Дисквалификация только судом
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисквалификация только судом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 133 "Счета должника в ходе конкурсного производства" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Суд первой инстанции, привлекая арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации, и апелляционный суд, оставляя решение суда без изменения, признали доказанными вменяемое арбитражному управляющему административное правонарушение, а именно: Гусев И.М. в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 133, пункта 3 статьи 138 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" использовал один счет N 4070281060********** и для внесения задатков и для оплаты полной стоимости имущества победителем торгов, объявленных в сообщении ЕФРСБ от 21.08.2023 N 12251888, а также не использовал основной счет N 4070281070***********, а использовал специальный счет N 4070281060********** для исполнения своих обязательств в процедуре банкротства должника по перечислению денежных средств, не связанных с перечислением задатков, и с учетом этого пришли к выводам о доказанности состава административного правонарушения по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ в бездействии арбитражного управляющего и об отсутствии оснований для отказа в привлечении Гусева И.М. к административной ответственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как уволить руководителя в случае его дисквалификации
(КонсультантПлюс, 2025)1. Нужно ли получать постановление суда о дисквалификации руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)1. Нужно ли получать постановление суда о дисквалификации руководителя организации
Статья: Судебная дисквалификация нормативного предписания как основание для пересмотра решения арбитражного суда по новым обстоятельствам
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)"Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2
(Никитин С.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)"Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"12. Согласно статье 29 Закона о банкротстве регулирующему органу предоставлено право обращаться в установленном порядке в арбитражный суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона и статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"12. Согласно статье 29 Закона о банкротстве регулирующему органу предоставлено право обращаться в установленном порядке в арбитражный суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона и статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) проверка деятельности арбитражных управляющих входит в обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а к компетенции регулирующего органа относится проведение проверок деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган.
(ред. от 04.11.2025)4. Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо его территориальный орган.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 23.1 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)4. Когда дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, рассматривает районный суд?
(КонсультантПлюс, 2025)4. Когда дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, рассматривает районный суд?
Статья: Интерпретационные акты как предмет судебного нормоконтроля
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Рассматриваются проблемы правового регулирования и осуществления судебного контроля за законностью (правомерностью) интерпретационных нормативных правовых актов. На основе анализа правовой природы актов нормативного толкования критически оценивается действующая процедура судебного оспаривания таких актов. Автор отмечает, что порядок проверки интерпретационных актов, изложенный в ст. 217.1 КАС РФ, не предусматривает особенности дисквалификации судом интерпретационных актов, принятых с нарушением формально-юридических требований, предъявляемых к нормативным правовым актам, и практически исключает их проверку судом с точки зрения соответствия указанным требованиям. Это, по мнению автора, ориентируют суды при проверке интерпретационных актов лишь на установление наличия или отсутствия нормативного характера разъяснений и формальное сравнение содержания этих разъяснений с содержанием разъясняемого акта. Формулируются предложения по законодательному урегулированию порядка судебной проверки интерпретационных нормативных предписаний, в том числе имеющих формально-юридические пороки. В частности, автор обосновывает необходимость легитимизации нормативных разъяснений законодательства, которые принимаются властными органами, в том числе в форме писем; это потребует внесения в законодательство поправок, которые четко установят круг субъектов, обладающих полномочиями по изданию интерпретационных актов, наименование и формы таких актов, а также порядок их опубликования и государственной регистрации.
(Никитин С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 1)Рассматриваются проблемы правового регулирования и осуществления судебного контроля за законностью (правомерностью) интерпретационных нормативных правовых актов. На основе анализа правовой природы актов нормативного толкования критически оценивается действующая процедура судебного оспаривания таких актов. Автор отмечает, что порядок проверки интерпретационных актов, изложенный в ст. 217.1 КАС РФ, не предусматривает особенности дисквалификации судом интерпретационных актов, принятых с нарушением формально-юридических требований, предъявляемых к нормативным правовым актам, и практически исключает их проверку судом с точки зрения соответствия указанным требованиям. Это, по мнению автора, ориентируют суды при проверке интерпретационных актов лишь на установление наличия или отсутствия нормативного характера разъяснений и формальное сравнение содержания этих разъяснений с содержанием разъясняемого акта. Формулируются предложения по законодательному урегулированию порядка судебной проверки интерпретационных нормативных предписаний, в том числе имеющих формально-юридические пороки. В частности, автор обосновывает необходимость легитимизации нормативных разъяснений законодательства, которые принимаются властными органами, в том числе в форме писем; это потребует внесения в законодательство поправок, которые четко установят круг субъектов, обладающих полномочиями по изданию интерпретационных актов, наименование и формы таких актов, а также порядок их опубликования и государственной регистрации.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5, 6. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что дисквалификация лицензиата является административным наказанием, которое выносит суд. Поэтому не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о дисквалификации, Минстрой России вносит соответствующую запись в реестр дисквалифицированных лиц.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)5, 6. В ч. 5 комментируемой статьи установлено, что дисквалификация лицензиата является административным наказанием, которое выносит суд. Поэтому не позднее дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда о дисквалификации, Минстрой России вносит соответствующую запись в реестр дисквалифицированных лиц.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)5. Если содержание нормативного предписания, признанного судом недействующим, будет воспроизведено в другом нормативном правовом акте (ч. 2 - 3 ст. 216 КАС РФ), то такой акт может быть дисквалифицирован судом в упрощенном порядке. В соответствии с ч. 5 ст. 216 КАС РФ требования об оспаривании подобного нормативного правового акта могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проверки законности данного акта.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)5. Если содержание нормативного предписания, признанного судом недействующим, будет воспроизведено в другом нормативном правовом акте (ч. 2 - 3 ст. 216 КАС РФ), то такой акт может быть дисквалифицирован судом в упрощенном порядке. В соответствии с ч. 5 ст. 216 КАС РФ требования об оспаривании подобного нормативного правового акта могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проверки законности данного акта.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Поскольку решения о дисквалификации суд принимает в отношении работников, выполняющих функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и др.) или занимающих руководящие должности в коллегиальных исполнительных органах юридических лиц, увольнение по данному основанию происходит следующим образом:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Поскольку решения о дисквалификации суд принимает в отношении работников, выполняющих функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и др.) или занимающих руководящие должности в коллегиальных исполнительных органах юридических лиц, увольнение по данному основанию происходит следующим образом:
Статья: Запись о "недостоверном" директоре - почему появляется в ЕГРЮЛ и как убрать
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 11)- учредитель или директор получили отметку о недостоверности сведений в других компаниях или директора дисквалифицировал суд;
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 11)- учредитель или директор получили отметку о недостоверности сведений в других компаниях или директора дисквалифицировал суд;
Статья: Административная ответственность в сфере конкуренции: проблемы и пути их устранения
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)При рассмотрении должностным лицом антимонопольного органа (при санкции в виде дисквалификации - судом) дела об административном правонарушении по ст. 14.31 - 14.33, 14.9 КоАП имеет место дублирование рассмотрения вопросов о наличии нарушения антимонопольного законодательства из ст. 10, 11, 11.1, 14.1 - 14.8, 15, 16 Закона о защите конкуренции, осуществляемого комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)При рассмотрении должностным лицом антимонопольного органа (при санкции в виде дисквалификации - судом) дела об административном правонарушении по ст. 14.31 - 14.33, 14.9 КоАП имеет место дублирование рассмотрения вопросов о наличии нарушения антимонопольного законодательства из ст. 10, 11, 11.1, 14.1 - 14.8, 15, 16 Закона о защите конкуренции, осуществляемого комиссией антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом установление несоответствия подлежащего применению в конкретном административном деле нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, вовсе не означает, что такой вывод суда по своей силе и правовым последствиям будет равен дисквалификации нормы, которая осуществляется судом при рассмотрении дел в рамках нормоконтроля в соответствии с правилами гл. 21 КАС РФ (хотя сам этот процесс вполне справедливо и относят к так называемому косвенному нормоконтролю <1>).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом установление несоответствия подлежащего применению в конкретном административном деле нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, вовсе не означает, что такой вывод суда по своей силе и правовым последствиям будет равен дисквалификации нормы, которая осуществляется судом при рассмотрении дел в рамках нормоконтроля в соответствии с правилами гл. 21 КАС РФ (хотя сам этот процесс вполне справедливо и относят к так называемому косвенному нормоконтролю <1>).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Поскольку решения о дисквалификации суд принимает в отношении работников, выполняющих функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и др.) или занимающих руководящие должности в коллегиальных исполнительных органах юридических лиц, увольнение по данному основанию происходит следующим образом:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Поскольку решения о дисквалификации суд принимает в отношении работников, выполняющих функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и др.) или занимающих руководящие должности в коллегиальных исполнительных органах юридических лиц, увольнение по данному основанию происходит следующим образом: