Дисквалификация подсудность
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисквалификация подсудность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дисквалификация должностного лица органа власти, учреждения, предприятия как административное наказание
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, вывод судьи... областного суда о том, что рассмотрение возбужденного в отношении ФИО1 дела не относится к подсудности судьи районного суда, к названному должностному лицу не могло быть применено наказание в виде дисквалификации... не может быть признан правильным..."
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, вывод судьи... областного суда о том, что рассмотрение возбужденного в отношении ФИО1 дела не относится к подсудности судьи районного суда, к названному должностному лицу не могло быть применено наказание в виде дисквалификации... не может быть признан правильным..."
Определение Конституционного Суда РФ от 29.10.2024 N 2831-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Наталкина Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 227 и частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"При этом пункт 3 части 1 статьи 227 АПК Российской Федерации - предусматривающий рассмотрение в порядке упрощенного производства дел о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, - не относит к числу дел, подлежащих рассмотрению в указанном порядке, дела, связанные с возможностью назначения административного наказания в виде дисквалификации.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Наталкина Дмитрия Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части 1 статьи 227 и частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"При этом пункт 3 части 1 статьи 227 АПК Российской Федерации - предусматривающий рассмотрение в порядке упрощенного производства дел о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей, - не относит к числу дел, подлежащих рассмотрению в указанном порядке, дела, связанные с возможностью назначения административного наказания в виде дисквалификации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мировые судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ мировому судье неподсудны дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 - 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Указанные категории дел подсудны районным судам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ мировому судье неподсудны дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 - 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Указанные категории дел подсудны районным судам.
Статья: Направления совершенствования подсудности и дифференциации процессуальной формы при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)По критерию общественной значимости возможно оставить существующее и на сегодня положение об отнесении к подсудности районных судов дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации. Как особо тяжкие правонарушения возможно оставить в подсудности районных судов те, которые предусматривают наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию и административное приостановление деятельности (в проекте КоАП РФ - административного запрета деятельности).
(Нестеров В.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)По критерию общественной значимости возможно оставить существующее и на сегодня положение об отнесении к подсудности районных судов дел об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации. Как особо тяжкие правонарушения возможно оставить в подсудности районных судов те, которые предусматривают наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификацию и административное приостановление деятельности (в проекте КоАП РФ - административного запрета деятельности).
Нормативные акты
Постановление ЕСПЧ от 15.06.2006
"Дело "Ликурезос (Lykourezos) против Греции" (жалоба N 33554/03)В своем Докладе от 23 октября 2000 г. парламентский комитет, ответственный за подготовку пересмотра Конституции Греции после выборов 9 апреля 2000 г., не упомянул о введении абсолютной профессиональной дисквалификации.
"Дело "Ликурезос (Lykourezos) против Греции" (жалоба N 33554/03)В своем Докладе от 23 октября 2000 г. парламентский комитет, ответственный за подготовку пересмотра Конституции Греции после выборов 9 апреля 2000 г., не упомянул о введении абсолютной профессиональной дисквалификации.
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18.05.2022 N 80
"О внесении изменений в формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости, утвержденные приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. N 65"основного административного наказания в виде
"О внесении изменений в формы статистической отчетности о деятельности судов и судимости, утвержденные приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 11 апреля 2017 г. N 65"основного административного наказания в виде
"Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Монография"
(Малюшин А.А.)
("Юрист", 2013)По нашему мнению, юридическая сила решений конституционных (уставных) судов не может измениться в случае их пересмотра, тем более что рядом субъектов Федерации, в которых приняты законы о суде конституционной юрисдикции, определены процессуальные нормы, регулирующие отношения, касающиеся пересмотра вступивших в силу решений судов. Так, например, Законом о Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) предусматривается, что изменение конституционной нормы, на основании которой было принято решение, является основанием для пересмотра данного решения <215>. Статья 6 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" закрепляет, что Уставный суд вправе пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах Устава области, признанных впоследствии Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными <216>. Согласно ст. 65 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "Об Уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа" <217> юридическая сила постановления Уставного суда о признании акта не соответствующим Уставу автономного округа не может быть преодолена повторным принятием этого же акта, если остаются неизменными соответствующие уставно-правовые и иные общественные условия. Таким образом, если эти условия изменятся, юридическая сила постановления Уставного суда может быть преодолена повторным принятием акта, признанного противоречащим Уставу. Законы о конституционных (уставных) судах некоторых субъектов содержат положение о том, что решения конституционных (уставных) судов не могут быть пересмотрены иным судом, если приняты в пределах компетенции этих судов <218>. Следовательно, в случае нарушения названного требования решение конституционного (уставного) суда может быть "дисквалифицировано" постановлением того суда, к подсудности которого относится соответствующий вопрос, либо решением федерального Конституционного Суда при проверке того же регионального нормативного акта на соответствие Конституции Российской Федерации, либо при разрешении им спора о компетенции.
(Малюшин А.А.)
("Юрист", 2013)По нашему мнению, юридическая сила решений конституционных (уставных) судов не может измениться в случае их пересмотра, тем более что рядом субъектов Федерации, в которых приняты законы о суде конституционной юрисдикции, определены процессуальные нормы, регулирующие отношения, касающиеся пересмотра вступивших в силу решений судов. Так, например, Законом о Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) предусматривается, что изменение конституционной нормы, на основании которой было принято решение, является основанием для пересмотра данного решения <215>. Статья 6 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" закрепляет, что Уставный суд вправе пересмотреть принятое им решение, если оно основывалось на нормах Устава области, признанных впоследствии Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными <216>. Согласно ст. 65 Закона Ханты-Мансийского автономного округа "Об Уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа" <217> юридическая сила постановления Уставного суда о признании акта не соответствующим Уставу автономного округа не может быть преодолена повторным принятием этого же акта, если остаются неизменными соответствующие уставно-правовые и иные общественные условия. Таким образом, если эти условия изменятся, юридическая сила постановления Уставного суда может быть преодолена повторным принятием акта, признанного противоречащим Уставу. Законы о конституционных (уставных) судах некоторых субъектов содержат положение о том, что решения конституционных (уставных) судов не могут быть пересмотрены иным судом, если приняты в пределах компетенции этих судов <218>. Следовательно, в случае нарушения названного требования решение конституционного (уставного) суда может быть "дисквалифицировано" постановлением того суда, к подсудности которого относится соответствующий вопрос, либо решением федерального Конституционного Суда при проверке того же регионального нормативного акта на соответствие Конституции Российской Федерации, либо при разрешении им спора о компетенции.
"Комментарий к Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(постатейный)
(Балашова Н.А., Балашова Т.Н., Шерстобоев О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)3) КоАП РФ, который определяет уровень ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, содержит составы административных правонарушений и перечисляет виды административных наказаний, которые могут быть применимы и к иностранным гражданам. К ним относятся: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, выдворение за пределы России иностранца или лица без гражданства, дисквалификация, приостановление деятельности;
(постатейный)
(Балашова Н.А., Балашова Т.Н., Шерстобоев О.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)3) КоАП РФ, который определяет уровень ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, содержит составы административных правонарушений и перечисляет виды административных наказаний, которые могут быть применимы и к иностранным гражданам. К ним относятся: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, выдворение за пределы России иностранца или лица без гражданства, дисквалификация, приостановление деятельности;
Статья: Wada не преграда
(Ковтун А.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 49)Признав применение допинга и таким образом приняв свою спортивную дисквалификацию, Лэнс Армстронг отказался возвращать полученные им призовые суммы.
(Ковтун А.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 49)Признав применение допинга и таким образом приняв свою спортивную дисквалификацию, Лэнс Армстронг отказался возвращать полученные им призовые суммы.
Статья: Новости от 28.10.2010
("Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 11)В связи с поправками, внесенными в нормы трудового и гражданско-процессуального законодательства, Пленум отредактировал свои ранее подготовленные разъяснения. В частности, согласно законодательным изменениям из подсудности мировых судей были исключены дела, возникающие из трудовых отношений. С учетом этого пересмотрено Постановление Пленума ВС РФ по применению норм ТК РФ. Дела по трудовым спорам (кроме касающихся восстановления на работе) должны рассматриваться до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Ранее этот срок составлял месяц с даты принятия дела к производству. Предупреждение о предстоящем увольнении по сокращению либо из-за ликвидации организации и приказ (распоряжение) о приеме на работу объявляются сотруднику под роспись, а не "под расписку" (как предусматривал ТК РФ до 02.10.2006). Увольнение спортсмена в случаях спортивной дисквалификации на шесть и более месяцев, а также из-за использования допинговых средств и (или) методов - мера дисциплинарного взыскания. Соответственно, на такие ситуации распространяются правила применения этих мер.
("Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 11)В связи с поправками, внесенными в нормы трудового и гражданско-процессуального законодательства, Пленум отредактировал свои ранее подготовленные разъяснения. В частности, согласно законодательным изменениям из подсудности мировых судей были исключены дела, возникающие из трудовых отношений. С учетом этого пересмотрено Постановление Пленума ВС РФ по применению норм ТК РФ. Дела по трудовым спорам (кроме касающихся восстановления на работе) должны рассматриваться до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Ранее этот срок составлял месяц с даты принятия дела к производству. Предупреждение о предстоящем увольнении по сокращению либо из-за ликвидации организации и приказ (распоряжение) о приеме на работу объявляются сотруднику под роспись, а не "под расписку" (как предусматривал ТК РФ до 02.10.2006). Увольнение спортсмена в случаях спортивной дисквалификации на шесть и более месяцев, а также из-за использования допинговых средств и (или) методов - мера дисциплинарного взыскания. Соответственно, на такие ситуации распространяются правила применения этих мер.
"Настольная книга руководителя организации: правовые основы"
(отв. ред. И.С. Шиткина)
("Юстицинформ", 2015)В равной степени этот вид административного наказания может применяться как к директору, так и к членам совета директоров (наблюдательного совета). В соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Этот вид административного наказания назначается только судьей (в зависимости от подведомственности и подсудности такие решения принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов субъектов РФ).
(отв. ред. И.С. Шиткина)
("Юстицинформ", 2015)В равной степени этот вид административного наказания может применяться как к директору, так и к членам совета директоров (наблюдательного совета). В соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Этот вид административного наказания назначается только судьей (в зависимости от подведомственности и подсудности такие решения принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов субъектов РФ).
Статья: Дисквалификация: процедура и последствия
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 5)По факту выявленного нарушения составляется протокол об административном правонарушении. Его могут оформить различные ведомства, в зависимости от сферы, в которой было допущено нарушение. Затем протокол и другие материалы дела направляются для рассмотрения судье (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). В зависимости от подведомственности и подсудности решение о дисквалификации принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2021, N 5)По факту выявленного нарушения составляется протокол об административном правонарушении. Его могут оформить различные ведомства, в зависимости от сферы, в которой было допущено нарушение. Затем протокол и другие материалы дела направляются для рассмотрения судье (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ). В зависимости от подведомственности и подсудности решение о дисквалификации принимают мировые судьи, судьи районных судов и судьи арбитражных судов.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 19 - 23. Постатейный научно-практический комментарий"
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности или дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы.
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) либо когда санкция статьи, устанавливающей ответственность за административное правонарушение, предусматривает возможность назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, административного приостановления деятельности или дисквалификации лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы.
Статья: Вопросы судебной практики привлечения к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора
(Субанова Н.В., Боброва О.В.)
("Законность", 2018, N 7)Например, постановлением заместителя прокурора района в отношении Г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП в связи с умышленным невыполнением им требований прокурора о явке в прокуратуру и даче объяснения по факту нарушений закона. Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение мировому судье, которым оно было принято к производству и назначено к рассмотрению. В нарушение п. 1 ст. 29.1 КоАП судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не выяснил вопрос о его компетенции рассматривать дело. Однако, поскольку привлекаемый к ответственности Г. являлся ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования, замещая должность главного специалиста (эта должность была включена в Реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы муниципального образования и относилась к старшим должностям), дело подлежало рассмотрению судьей районного суда. При таких обстоятельствах постановление судьи, принятое с нарушением правил подсудности, и последующие решения подлежали отмене <13>.
(Субанова Н.В., Боброва О.В.)
("Законность", 2018, N 7)Например, постановлением заместителя прокурора района в отношении Г. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП в связи с умышленным невыполнением им требований прокурора о явке в прокуратуру и даче объяснения по факту нарушений закона. Дело об административном правонарушении было направлено на рассмотрение мировому судье, которым оно было принято к производству и назначено к рассмотрению. В нарушение п. 1 ст. 29.1 КоАП судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении не выяснил вопрос о его компетенции рассматривать дело. Однако, поскольку привлекаемый к ответственности Г. являлся ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования, замещая должность главного специалиста (эта должность была включена в Реестр муниципальных должностей и должностей муниципальной службы муниципального образования и относилась к старшим должностям), дело подлежало рассмотрению судьей районного суда. При таких обстоятельствах постановление судьи, принятое с нарушением правил подсудности, и последующие решения подлежали отмене <13>.
Статья: Новые нормы законодательства об оплате труда
(Марова О.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 8)- для должностных лиц - штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
(Марова О.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 8)- для должностных лиц - штраф в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
Статья: Зарплата и соцпособия. Ответственность за невыплату
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2013, N 5)На практике. Муниципальное предприятие задолжало своим работникам более трех миллионов рублей. 320 человек не получали заработную плату несколько месяцев. Коллектив предприятия неоднократно обращался в прокуратуру и гострудинспекцию. Нерадивый руководитель получил предупреждение от прокурора о возможности привлечения к административной ответственности, но, несмотря на это, не принял каких-либо мер по погашению задолженности. Мировой судья, рассмотрев материалы проверки, признал директора муниципального предприятия виновным в совершении административного правонарушения. Несмотря на то что подсудимый представил документы о своем освобождении от занимаемой должности, суд дисквалифицировал его на один год <10>.
(Пластинина Н.)
("Кадровик.ру", 2013, N 5)На практике. Муниципальное предприятие задолжало своим работникам более трех миллионов рублей. 320 человек не получали заработную плату несколько месяцев. Коллектив предприятия неоднократно обращался в прокуратуру и гострудинспекцию. Нерадивый руководитель получил предупреждение от прокурора о возможности привлечения к административной ответственности, но, несмотря на это, не принял каких-либо мер по погашению задолженности. Мировой судья, рассмотрев материалы проверки, признал директора муниципального предприятия виновным в совершении административного правонарушения. Несмотря на то что подсудимый представил документы о своем освобождении от занимаемой должности, суд дисквалифицировал его на один год <10>.