Дискриминация по национальному признаку



Подборка наиболее важных документов по запросу Дискриминация по национальному признаку (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 309 "Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Решением единственного акционера общества - иностранного юридического лица нераспределенная прибыль прошлых лет была направлена на увеличение уставного капитала общества. При этом каких-либо выплат в денежной форме общество своему единственному акционеру - иностранному юридическому лицу не производило. По мнению налогового органа, акционер получил от общества дивиденды, которые направил на увеличение уставного капитала общества. Соответственно, общество должно было выполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций и уплатить налог в бюджетную систему. Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль организаций с дохода, выплаченного иностранному юридическому лицу в виде дивидендов от российской организации, а также привлек его к ответственности по п. 1 ст. 123 НК РФ. Верховный Суд РФ признал решение налогового органа неправомерным. Верховный Суд РФ указал, что в силу подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ российская организация, являющаяся единственным акционером другой российской организации и принявшая решение о направлении нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного капитала этой другой российской организации, освобождалась бы от уплаты налога на прибыль организаций. В ст. 309 НК РФ, определяющей порядок налогообложения доходов иностранных организаций, аналогичное положение или отсылка к подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствует. В то же время п. 1 ст. 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал" содержит запрет дискриминации в сфере налогообложения по признаку национальной принадлежности. Поскольку выгода российской организации - акционера от прироста стоимости капитала акционерного общества в размере, соответствующем увеличению уставного капитала за счет нераспределенной прибыли, не рассматривается законодателем в качестве подлежащего налогообложению дохода, то не имеется оснований подвергать более обременительному налогообложению в рассматриваемой части иностранного акционера, сохранившего капитализацию российской организации. Следовательно, иностранное юридическое лицо - акционер, с учетом п. 1 ст. 24 Соглашения от 06.03.1998, могло применять в рассматриваемой ситуации подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, а у общества как налогового агента отсутствовала обязанность уплачивать налог на прибыль.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Евразийская патентная юрисдикция - нормативная основа разрешения патентных споров
(Синицын С.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)
Прежде всего в условиях непростой международной обстановки, не снижающегося натиска антироссийских санкций во всех направлениях, и в том числе в сфере интеллектуальной собственности, возможно, стоит задуматься над коррекцией самой основы евразийской патентной модели. 14-й пакет европейских антироссийских санкций в сфере ИС не только является очередным примером грубого нарушения норм международного права, но и примером дискриминации правообладателей по национальному признаку. Теперь Европейское патентное ведомство может не только не принимать, но и не рассматривать заявки российских заявителей и правообладателей, не предоставлять в связи с этим мотивированных ответов, что само по себе является грубейшим нарушением норм и принципов международного права вообще и, в частности, применительно к сфере интеллектуальной собственности. В этих условиях сама Парижская конвенция по охране промышленной собственности и иные международные договоры в сфере ИС оказываются средством и проводником экономической агрессии. Нужно учитывать общие особенности современного права, международных договоров и применительно к антироссийским санкциям принимать во внимание по меньшей мере два аспекта при неизменности текста самого международного договора - последующая сложившаяся практика применения его положений становится не только обязательной, но и модернизирует содержание предусмотренных обязанностей договорившихся сторон <6>. Получается, что уже сейчас гарантии и основы оборота промышленной собственности, предусмотренные Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, приобретают избирательный пронациональный окрас. Соответственно, можно ожидать, что эта направленность только усилится. Весьма возможно, что истолкование Парижской конвенции по охране промышленной собственности пойдет по пути усиления антироссийской агрессии. Необходимо предпринять превентивные меры, которые обеспечили бы независимость России и ЕАЭС от негативных последствий этой новой реальности. В действующей редакции Евразийская патентная конвенция (п. 2 ст. 1) предусматривает, что никакое положение Евразийской патентной конвенции не должно пониматься как ограничение прав, предусмотренных Парижской конвенцией по охране промышленной собственности любого гражданина страны - участницы Парижской конвенции. Значение Парижской конвенции в установлении неагрессивных принципов международного сотрудничества в сфере прав интеллектуальной собственности является неоспоримым и фундаментальным. Однако необходимо учитывать объективные изменения в парадигме развития современного рынка ИС. Этим могут быть обусловлены дальнейшие шаги по модернизации текста Парижской конвенции. Сложная политическая обстановка и коллективная экономическая агрессия Запада не могут рассматриваться как основание и повод для выхода Российской Федерации из международных договоров об интеллектуальной собственности, тем более что в нашей стране не реализуется контрсанкционная правовая политика, а принимаются меры, "обезоруживающие" антироссийские санкции. Не имея цели поддерживать уже принятые в Европе за норму идеи экономической агрессии и дискриминации по национальному признаку в сфере ИС, возможно, следует уточнить формулировку самой Евразийской патентной конвенции - ее положения приняты за основу, признаются и развиваются самой Евразийской патентной конвенцией, но не имеют приоритета над нормами права ЕАЭС.
Статья: Искусственный интеллект и управление документами: основные риски
(Храмцовская Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)
"Имеющаяся информация подтверждает косвенную дискриминацию по национальному признаку, при этом некоторые национальности, в том числе греки, болгары, румыны и албанцы, непропорционально часто не проходят отбор. Судя по всему, отсутствует ручная проверка случаев принятия алгоритмом негативных решений. Если это подтвердится, использование инструмента будет считаться незаконным и не будет соответствовать собственной политике Министерства внутренних дел. Отказ Министерства внутренних дел обеспечить прозрачность в отношении инструмента отбора также может нарушать обязательства по защите персональных данных".
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
43) осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществления мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия;
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов;
показать больше документов