Дисциплинарная ответственность сотрудников УИС
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарная ответственность сотрудников УИС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 84 "Основания прекращения или расторжения контракта" Федерального закона "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы""Из положений пункта 9 части 3 статьи 84 и части 8 статьи 52 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ не следует, что предоставление сотрудником уголовно-исполнительной системы письменных объяснений не в полном объеме исключают возможность привлечения такого сотрудника к дисциплинарной ответственности."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Организация (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, привлеченное к ответственности (сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, имеющий специальное звание), не может быть субъектом по данному правонарушению (он может нести дисциплинарную ответственность, а не административную)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо, привлеченное к ответственности (сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, имеющий специальное звание), не может быть субъектом по данному правонарушению (он может нести дисциплинарную ответственность, а не административную)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административно-правовые гарантии сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации как инструмент управления персоналом
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В 2020 г. 1 292 сотрудника УИС из числа подшефных (3% от общего числа подшефных) в период осуществления над ними наставничества привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 133 подшефных наказаны за грубые нарушения служебной дисциплины, что составляет 10% от общего числа привлеченных к дисциплинарной ответственности подшефных. Также 1 478 сотрудников УИС привлечены к дисциплинарной ответственности в течение 12 месяцев после завершения в отношении их наставничества, из них 75 сотрудников (5%) - за грубые нарушения служебной дисциплины.
(Григорьева О.О.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)В 2020 г. 1 292 сотрудника УИС из числа подшефных (3% от общего числа подшефных) в период осуществления над ними наставничества привлечены к дисциплинарной ответственности, из них 133 подшефных наказаны за грубые нарушения служебной дисциплины, что составляет 10% от общего числа привлеченных к дисциплинарной ответственности подшефных. Также 1 478 сотрудников УИС привлечены к дисциплинарной ответственности в течение 12 месяцев после завершения в отношении их наставничества, из них 75 сотрудников (5%) - за грубые нарушения служебной дисциплины.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам сотрудников органов внутренних дел, сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников федеральной противопожарной службы, сотрудников Следственного комитета, сотрудников таможенных органов (далее также - сотрудники) к федеральным государственным органам, их территориальным органам, подразделениям, организациям и учреждениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Как следует из представленных на изучение материалов судебной практики, судами рассматривались дела по искам сотрудников органов внутренних дел, сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников федеральной противопожарной службы, сотрудников Следственного комитета, сотрудников таможенных органов (далее также - сотрудники) к федеральным государственным органам, их территориальным органам, подразделениям, организациям и учреждениям о признании незаконным отказа в принятии на службу; о признании незаконным решения о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; об отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности; о признании незаконными заключений служебных проверок; о предоставлении дополнительных дней отдыха; о признании незаконными приказов о зачислении в распоряжение; о признании незаконными прекращения контракта и увольнения со службы по различным основаниям; о восстановлении на службе; иные служебные споры.
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что за административные правонарушения, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск нацгвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, Государственной противопожарной службы и таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в случае, если эти административные правонарушения совершены ими на объектах соответствующих видов государственного контроля (надзора), поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, в которых такие лица проходят военную службу (службу), военные сборы.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено, что за административные правонарушения, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск нацгвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, Государственной противопожарной службы и таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в случае, если эти административные правонарушения совершены ими на объектах соответствующих видов государственного контроля (надзора), поднадзорных федеральным органам исполнительной власти, в которых такие лица проходят военную службу (службу), военные сборы.
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ).
Статья: Роль уголовной политики в деятельности уголовно-исполнительной системы
(Сухарев С.Н.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)В случаях с административными и дисциплинарными методами воздействия за указанное деяние применительно к осужденным можно отметить конкуренцию норм КоАП РФ и УИК РФ. Теоретически данная ситуация дает возможность правоприменителю реализовать ту или иную норму по своему усмотрению. Считаем, что несоблюдение соответствующих режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права, что фактически мы и наблюдаем на практике. Совершенно справедливо по этому поводу мнение Прокудина В.В. о необходимости соотношения санкций ст. 115 УИК РФ "Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы", предоставляющей право начальнику учреждения налагать дисциплинарный штраф в размере, соответствующем санкции п. 1 ст. 5.61 КоАП РФ.
(Сухарев С.Н.)
("Адвокатская практика", 2024, N 1)В случаях с административными и дисциплинарными методами воздействия за указанное деяние применительно к осужденным можно отметить конкуренцию норм КоАП РФ и УИК РФ. Теоретически данная ситуация дает возможность правоприменителю реализовать ту или иную норму по своему усмотрению. Считаем, что несоблюдение соответствующих режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права, что фактически мы и наблюдаем на практике. Совершенно справедливо по этому поводу мнение Прокудина В.В. о необходимости соотношения санкций ст. 115 УИК РФ "Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы", предоставляющей право начальнику учреждения налагать дисциплинарный штраф в размере, соответствующем санкции п. 1 ст. 5.61 КоАП РФ.
Статья: Административное противодействие поступлению запрещенных предметов на территории учреждений УИС
(Дазмарова Т.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Также к мерам административного противодействия поступлению запрещенных предметов на территории учреждений УИС следует отнести проводимые сотрудниками собственной безопасности региональных управлений ФСИН России внезапные проверки служебных кабинетов и рабочих мест работников УИС на охраняемых территориях ИУ и СИЗО и организацию работы по выявлению фактов незаконного использования ими средств мобильной связи. В результате проведенных внезапных проверок в ряде ГУФСИН (УФСИН) России выявлено наличие в служебных кабинетах сотрудников средств мобильной связи, повлекшее назначение служебных проверок с последующим привлечением сотрудников к дисциплинарной ответственности.
(Дазмарова Т.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Также к мерам административного противодействия поступлению запрещенных предметов на территории учреждений УИС следует отнести проводимые сотрудниками собственной безопасности региональных управлений ФСИН России внезапные проверки служебных кабинетов и рабочих мест работников УИС на охраняемых территориях ИУ и СИЗО и организацию работы по выявлению фактов незаконного использования ими средств мобильной связи. В результате проведенных внезапных проверок в ряде ГУФСИН (УФСИН) России выявлено наличие в служебных кабинетах сотрудников средств мобильной связи, повлекшее назначение служебных проверок с последующим привлечением сотрудников к дисциплинарной ответственности.
Статья: О некоторых особенностях судебной практики судов общей юрисдикции по делам о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении в 2022 году
(Ельчанинов А.П., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)По существу, аналогичный вывод можно сделать и по результатам анализа судебных актов, связанных с такими видами нарушений, как неправомерное привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности и неправомерное применение физической силы и (или) специальных средств. В этих случаях основная причина допущенных нарушений также состояла в ошибках правоприменения, носящих субъективный характер. Применительно к дисциплинарным взысканиям это, как правило, несоблюдение установленного порядка наложения взыскания, неправомерное привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности, несоразмерность примененных мер взыскания тяжести проступка. При этом судебные акты о признании незаконными действий администрации по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности выносились, как правило, после отмены прокурором, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений УИС, постановлений о наложении дисциплинарных взысканий.
(Ельчанинов А.П., Строгович Ю.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 1)По существу, аналогичный вывод можно сделать и по результатам анализа судебных актов, связанных с такими видами нарушений, как неправомерное привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности и неправомерное применение физической силы и (или) специальных средств. В этих случаях основная причина допущенных нарушений также состояла в ошибках правоприменения, носящих субъективный характер. Применительно к дисциплинарным взысканиям это, как правило, несоблюдение установленного порядка наложения взыскания, неправомерное привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности, несоразмерность примененных мер взыскания тяжести проступка. При этом судебные акты о признании незаконными действий администрации по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности выносились, как правило, после отмены прокурором, осуществляющим надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений УИС, постановлений о наложении дисциплинарных взысканий.
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- совершение административного правонарушения лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, и имеющим специальные звания сотрудником СК РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях; такие лица привлекаются к дисциплинарной ответственности;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- совершение административного правонарушения лицом, указанным в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ (военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, и имеющим специальные звания сотрудником СК РФ, органов внутренних дел, войск национальной гвардии РФ, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов), за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях; такие лица привлекаются к дисциплинарной ответственности;
Готовое решение: Какие виды дисциплинарных взысканий могут быть применены работодателем к работнику учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: для вашего учреждения могут быть установлены особенности в порядке привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Например, по факту совершения дисциплинарного проступка сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) проводится служебная проверка (пп. 1 п. 4 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: для вашего учреждения могут быть установлены особенности в порядке привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Например, по факту совершения дисциплинарного проступка сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС) проводится служебная проверка (пп. 1 п. 4 Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах УИС).
Статья: Определение критериев профессиональной пригодности кандидатов на службу в отделы воспитательной работы с осужденными пенитенциарных учреждений ФСИН России
(Кулакова С.В., Цветкова Н.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)Исследование с целью определения критериев профессиональной пригодности сотрудников пенитенциарных учреждений проводилось нами в период с 2018 по 2021 г. <9>, было обследовано 273 сотрудника, выбирались по 8 сотрудников старшего и среднего начальствующего состава и по 4 сотрудника младшего начальствующего состава из отделов (групп): охраны, безопасности (режима), оперативного отдела, воспитательной работы с осужденными, имеющих разные успехи в служебной деятельности. В исследовании участвовали 85 женщин и 188 мужчин, средний возраст - 32 года; из них 5% имели среднее образование, 24% - среднее специальное (профессиональное), 25% - высшее (вуз ФСИН), 46% - высшее (гражданский вуз); 15% сотрудников не имели своей семьи на момент обследования, 67% - состояли в браке, 7% - находились в разводе, 1% - вдовствовали. Не имели детей 30% сотрудников. Стаж службы в УИС у большинства испытуемых - 34% был от 6 до 10 лет, 11 лет и более у 29%, 4 - 5 лет - 20%, 2 - 3 года - 14%, до года - 3%. 65% обследованных высказали согласие с тем, что им предоставлены все возможности для профессионального роста. Привлекались к дисциплинарной ответственности за последние 3 года 49%.
(Кулакова С.В., Цветкова Н.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 3)Исследование с целью определения критериев профессиональной пригодности сотрудников пенитенциарных учреждений проводилось нами в период с 2018 по 2021 г. <9>, было обследовано 273 сотрудника, выбирались по 8 сотрудников старшего и среднего начальствующего состава и по 4 сотрудника младшего начальствующего состава из отделов (групп): охраны, безопасности (режима), оперативного отдела, воспитательной работы с осужденными, имеющих разные успехи в служебной деятельности. В исследовании участвовали 85 женщин и 188 мужчин, средний возраст - 32 года; из них 5% имели среднее образование, 24% - среднее специальное (профессиональное), 25% - высшее (вуз ФСИН), 46% - высшее (гражданский вуз); 15% сотрудников не имели своей семьи на момент обследования, 67% - состояли в браке, 7% - находились в разводе, 1% - вдовствовали. Не имели детей 30% сотрудников. Стаж службы в УИС у большинства испытуемых - 34% был от 6 до 10 лет, 11 лет и более у 29%, 4 - 5 лет - 20%, 2 - 3 года - 14%, до года - 3%. 65% обследованных высказали согласие с тем, что им предоставлены все возможности для профессионального роста. Привлекались к дисциплинарной ответственности за последние 3 года 49%.
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)О возможности и необходимости пролонгации срока, назначенного судом уголовного наказания осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающим распорядок дня исправительного учреждения, посредством незачета в срок наказания срока содержания в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, неоднократно высказывались практические работники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. По их мнению, данная мера могла бы иметь высокий сдерживающий и воспитательный потенциал для осужденных отрицательной направленности, активно противодействующих законным требованиям администрации пенитенциарного учреждения и дестабилизирующих тем самым нормальную оперативную обстановку в учреждении УИС. Решение данной проблемы путем внесения соответствующего изменения в УИК РФ сегодня, с учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих самостоятельный институт дисциплинарной ответственности осужденных с определенными видами применяемых к осужденным-правонарушителям мер взыскания (выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев), является проблематичным по причине того, что складывающиеся в процессе отбывания уголовного наказания общественные отношения независимо от их предметного содержания (регулятивные либо охранительные, т.е. связанные с применением мер государственного принуждения) носят характер уголовно-исполнительных, с четко определенным приговором суда временными рамками их действия. И продление на основании постановления начальника исправительного учреждения данных правоотношений невозможно. Стоит отметить, что в процессе отбывания осужденным уголовного наказания могут возникать охранительные правовые отношения иной отраслевой принадлежности (уголовно-правовые, административно-деликтные), обусловленные совершенным осужденным преступлением либо административным проступком, течение которых может и должно прерывать и в определенных случаях приостанавливать течение уголовно-исполнительных правоотношений. В этом случае можно говорить о продлении для правонарушителя срока назначенного судом первоначального уголовного наказания. Подобная практика всегда применяется при совершении осужденным преступления в период отбывания уголовного наказания, что же касается административного правонарушения, то их совершение сегодня на срок наказания не влияет, так как большинство деяний, обладающих признаками административного правонарушения, совершаемых осужденными в период отбывания наказания, рассматриваются правоприменителем в качестве нарушений режима отбывания наказания с назначением виновному определенной пенитенциарным законодательством меры взыскания. С учетом обозначенных выше предложений, направленных на установление особенностей административной ответственности осужденных, предлагается принципиально новый подход к практическому применению норм административно-деликтного законодательства к лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, предусматривающий определенное расширение сферы применения нового КоАП РФ в отношении спецконтингента с сохранением института пенитенциарной ответственности и соблюдением следующего принципа: "За совершение всех правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания, осужденные подлежат уголовно-исполнительной ответственности, за исключением отдельных, прямо предусмотренных КоАП РФ случаев". Данные случаи в виде конкретных составов административных правонарушений должны быть закреплены в новом КоАП РФ с сохранением предусмотренного административно-процессуального порядка их назначения и исполнения.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)О возможности и необходимости пролонгации срока, назначенного судом уголовного наказания осужденным, признанным злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, систематически нарушающим распорядок дня исправительного учреждения, посредством незачета в срок наказания срока содержания в штрафном (дисциплинарном) изоляторе, неоднократно высказывались практические работники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. По их мнению, данная мера могла бы иметь высокий сдерживающий и воспитательный потенциал для осужденных отрицательной направленности, активно противодействующих законным требованиям администрации пенитенциарного учреждения и дестабилизирующих тем самым нормальную оперативную обстановку в учреждении УИС. Решение данной проблемы путем внесения соответствующего изменения в УИК РФ сегодня, с учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, закрепляющих самостоятельный институт дисциплинарной ответственности осужденных с определенными видами применяемых к осужденным-правонарушителям мер взыскания (выговор; дисциплинарный штраф в размере до двухсот рублей; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев), является проблематичным по причине того, что складывающиеся в процессе отбывания уголовного наказания общественные отношения независимо от их предметного содержания (регулятивные либо охранительные, т.е. связанные с применением мер государственного принуждения) носят характер уголовно-исполнительных, с четко определенным приговором суда временными рамками их действия. И продление на основании постановления начальника исправительного учреждения данных правоотношений невозможно. Стоит отметить, что в процессе отбывания осужденным уголовного наказания могут возникать охранительные правовые отношения иной отраслевой принадлежности (уголовно-правовые, административно-деликтные), обусловленные совершенным осужденным преступлением либо административным проступком, течение которых может и должно прерывать и в определенных случаях приостанавливать течение уголовно-исполнительных правоотношений. В этом случае можно говорить о продлении для правонарушителя срока назначенного судом первоначального уголовного наказания. Подобная практика всегда применяется при совершении осужденным преступления в период отбывания уголовного наказания, что же касается административного правонарушения, то их совершение сегодня на срок наказания не влияет, так как большинство деяний, обладающих признаками административного правонарушения, совершаемых осужденными в период отбывания наказания, рассматриваются правоприменителем в качестве нарушений режима отбывания наказания с назначением виновному определенной пенитенциарным законодательством меры взыскания. С учетом обозначенных выше предложений, направленных на установление особенностей административной ответственности осужденных, предлагается принципиально новый подход к практическому применению норм административно-деликтного законодательства к лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, предусматривающий определенное расширение сферы применения нового КоАП РФ в отношении спецконтингента с сохранением института пенитенциарной ответственности и соблюдением следующего принципа: "За совершение всех правонарушений, совершаемых в период отбывания наказания, осужденные подлежат уголовно-исполнительной ответственности, за исключением отдельных, прямо предусмотренных КоАП РФ случаев". Данные случаи в виде конкретных составов административных правонарушений должны быть закреплены в новом КоАП РФ с сохранением предусмотренного административно-процессуального порядка их назначения и исполнения.
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 этой статьи, сотрудники органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации несут дисциплинарную ответственность. В ч. 2 данной нормы среди исключений указана ст. 19.12 КоАП РФ, т.е. лица, указанные в ч. 1 данной нормы, несут административную ответственность на общих основаниях. Данные положения позволяют (хотя бы теоретически <25>) отнести сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы или места содержания под стражей к субъектам рассматриваемого преступления. Вместе с тем представляется маловероятным, что такие лица будут осуществлять такие действия на безвозмездной основе. Учитывая, что сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы или места содержания под стражей являются представителями власти, случаи передачи ими лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, запрещенных предметов за вознаграждение (оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав) необходимо квалифицировать в зависимости от размера вознаграждения как получение взятки. Данная позиция находит подтверждение в судебной практике <26>.
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)Согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 этой статьи, сотрудники органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации несут дисциплинарную ответственность. В ч. 2 данной нормы среди исключений указана ст. 19.12 КоАП РФ, т.е. лица, указанные в ч. 1 данной нормы, несут административную ответственность на общих основаниях. Данные положения позволяют (хотя бы теоретически <25>) отнести сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы или места содержания под стражей к субъектам рассматриваемого преступления. Вместе с тем представляется маловероятным, что такие лица будут осуществлять такие действия на безвозмездной основе. Учитывая, что сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы или места содержания под стражей являются представителями власти, случаи передачи ими лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, запрещенных предметов за вознаграждение (оказания услуг имущественного характера, предоставления имущественных прав) необходимо квалифицировать в зависимости от размера вознаграждения как получение взятки. Данная позиция находит подтверждение в судебной практике <26>.