Дисциплинарная ответственность лиц, замещающих государственные должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Дисциплинарная ответственность лиц, замещающих государственные должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Большей конкретикой в этом плане отличается достаточно распространенный подход, в рамках которого коррупционными правонарушениями признают лишь те деяния, которые не просто обладают признаками коррупции, но и за совершение которых установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность <3>. Применительно к рассматриваемой обязанности данный подход также видится не вполне удачным, поскольку, хотя в ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" и сказано, что "граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", фактически, однако, ответственность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не подпадает под этот перечень - за совершение коррупционных правонарушений к ним в определенных ситуациях может быть применена такая мера, как досрочное прекращение полномочий, которая по своей правовой природе является мерой конституционно-правовой ответственности <4>.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)Большей конкретикой в этом плане отличается достаточно распространенный подход, в рамках которого коррупционными правонарушениями признают лишь те деяния, которые не просто обладают признаками коррупции, но и за совершение которых установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность <3>. Применительно к рассматриваемой обязанности данный подход также видится не вполне удачным, поскольку, хотя в ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" и сказано, что "граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации", фактически, однако, ответственность лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, не подпадает под этот перечень - за совершение коррупционных правонарушений к ним в определенных ситуациях может быть применена такая мера, как досрочное прекращение полномочий, которая по своей правовой природе является мерой конституционно-правовой ответственности <4>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Он предусматривает, что судья считается невиновным в совершении дисциплинарного проступка, пока его виновность не будет установлена решением квалификационной коллегии судей. Судья не обязан доказывать свою невиновность в совершении дисциплинарного проступка. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики и виновности судьи, возлагается на орган судейского сообщества, направивший обращение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Он предусматривает, что судья считается невиновным в совершении дисциплинарного проступка, пока его виновность не будет установлена решением квалификационной коллегии судей. Судья не обязан доказывать свою невиновность в совершении дисциплинарного проступка. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики и виновности судьи, возлагается на орган судейского сообщества, направивший обращение о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Правовую основу привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности в связи с совершением коррупционных проступков составляют Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другие нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, а также основания и порядок применения к ним мер дисциплинарной ответственности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"4.3. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П, предусмотренная Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" система контроля за соблюдением государственным (муниципальным) служащим возложенных на него запретов и ограничений обусловлена презумпцией незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в части 1 статьи 4 и статье 17 этого Федерального закона имущество, если стоимость такого имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду. В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а их непредставление или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). И если общая сумма сделок по приобретению определенного законом имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на него ложится также обязанность представить сведения о расходах, а их непредставление или представление недостоверных сведений образует основание дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что порядок обращения по решению суда в доход государства имущества, доказательства приобретения которого на законные доходы не представлены, не предполагает лишения лица, в отношении которого разрешается этот вопрос, права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, в том числе относительно законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах (Постановление от 29 ноября 2016 года N 26-П; определения от 6 июня 2017 года N 1163-О, от 18 июля 2017 года N 1736-О и др.).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"4.3. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 года N 26-П, предусмотренная Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" система контроля за соблюдением государственным (муниципальным) служащим возложенных на него запретов и ограничений обусловлена презумпцией незаконности доходов, на которые было приобретено перечисленное в части 1 статьи 4 и статье 17 этого Федерального закона имущество, если стоимость такого имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду. В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а их непредставление или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). И если общая сумма сделок по приобретению определенного законом имущества превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на него ложится также обязанность представить сведения о расходах, а их непредставление или представление недостоверных сведений образует основание дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что порядок обращения по решению суда в доход государства имущества, доказательства приобретения которого на законные доходы не представлены, не предполагает лишения лица, в отношении которого разрешается этот вопрос, права представлять в суде любые допустимые доказательства в подтверждение законного происхождения средств, затраченных на приобретение того или иного имущества, в том числе относительно законных доходов, не отраженных в представленных государственным (муниципальным) служащим сведениях о доходах (Постановление от 29 ноября 2016 года N 26-П; определения от 6 июня 2017 года N 1163-О, от 18 июля 2017 года N 1736-О и др.).
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<37> Такое развитие должно проявляться: во введении элементов публичности и гласности при реализации субъектом дисциплинарной власти его дискреционных полномочий; в уменьшении дискреционных полномочий представителя нанимателя (работодателя) для дисциплинарных проступков, имеющих публичный характер и непосредственно посягающих на надлежащее функционирование государственной и муниципальной службы; во введении нового дисциплинарного взыскания в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок, которое должно применяться как дополнительное. См.: Чаннов С.Е. Дисциплинарная и административная ответственность государственных и муниципальных служащих: вопросы эффективности // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 59 - 69.
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<37> Такое развитие должно проявляться: во введении элементов публичности и гласности при реализации субъектом дисциплинарной власти его дискреционных полномочий; в уменьшении дискреционных полномочий представителя нанимателя (работодателя) для дисциплинарных проступков, имеющих публичный характер и непосредственно посягающих на надлежащее функционирование государственной и муниципальной службы; во введении нового дисциплинарного взыскания в виде лишения права замещать должности государственной и муниципальной службы на определенный срок, которое должно применяться как дополнительное. См.: Чаннов С.Е. Дисциплинарная и административная ответственность государственных и муниципальных служащих: вопросы эффективности // Журнал российского права. 2018. N 2. С. 59 - 69.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В заключение отметим: как неоднократно указывал КС РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, подавать сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (Постановление КС РФ от 29.11.2016 N 26-П, Определение КС РФ от 18.07.2017 N 1736-О).
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)В заключение отметим: как неоднократно указывал КС РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных служащих и, соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для государственных служащих определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких обременений относится обязанность лиц, замещающих должности государственной службы, включенные в специальные перечни, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, подавать сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление таких сведений либо представление заведомо ложных, недостоверных или неполных сведений влечет применение в отношении указанных лиц мер юридической ответственности (Постановление КС РФ от 29.11.2016 N 26-П, Определение КС РФ от 18.07.2017 N 1736-О).
Статья: К вопросу о правовых пробелах института "конфликт интересов на государственной службе"
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Следует подчеркнуть, что на протяжении многих лет проблематика, связанная с разработкой мер, направленных на предупреждение и преодоление конфликта интересов лиц, замещающих должности государственных служащих, являлась предметом научных исследований отечественных правоведов. Это обусловлено высокой теоретической и практической значимостью разрешения проблематики, связанной с негативными последствиями влияния известного пагубного явления на порядок осуществления должностных обязанностей в частности и функционирование системы отечественных органов государственной власти в целом <4>.
(Дикажев М.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Следует подчеркнуть, что на протяжении многих лет проблематика, связанная с разработкой мер, направленных на предупреждение и преодоление конфликта интересов лиц, замещающих должности государственных служащих, являлась предметом научных исследований отечественных правоведов. Это обусловлено высокой теоретической и практической значимостью разрешения проблематики, связанной с негативными последствиями влияния известного пагубного явления на порядок осуществления должностных обязанностей в частности и функционирование системы отечественных органов государственной власти в целом <4>.
Статья: Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
(Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Надо отметить, что согласно Указу Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" <6> уполномоченный по правам человека относится к лицам, замещающим государственную должность. В этой связи И.В. Зернов относит его к публично-правовым образованиям. Он считает, что правоспособность публично-правовых образований связана с представительством, когда государство в лице каких-либо органов реализует механизм защиты прав человека <7>.
(Шамрин М.Ю., Мигачева Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Надо отметить, что согласно Указу Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" <6> уполномоченный по правам человека относится к лицам, замещающим государственную должность. В этой связи И.В. Зернов относит его к публично-правовым образованиям. Он считает, что правоспособность публично-правовых образований связана с представительством, когда государство в лице каких-либо органов реализует механизм защиты прав человека <7>.
Статья: Увольнение работников, совершивших коррупционные правонарушения: сравнительно-правовой анализ оснований и механизма расторжения трудовых договоров
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Так, статьями 7.1 и 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлены следующие случаи увольнения в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность (далее - служащие):
(Русецкий А.Е., Тухватуллин Т.А., Манухин С.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)Так, статьями 7.1 и 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" установлены следующие случаи увольнения в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность (далее - служащие):
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)3. Представителями государства в совете директоров акционерных обществ могут быть в том числе лица, являющиеся государственными служащими, а также лица, замещающие муниципальные должности.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)3. Представителями государства в совете директоров акционерных обществ могут быть в том числе лица, являющиеся государственными служащими, а также лица, замещающие муниципальные должности.