Дифференцированный тариф на воду
Подборка наиболее важных документов по запросу Дифференцированный тариф на воду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23 "Обеспечение качества питьевой воды" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"При этом, как верно указала апелляционная коллегия, данное предписание Основ ценообразования подлежит применению с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 23 и пункта 1 части 1 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, предусматривающих, что план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы регулируемой организации, а расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из величины необходимой валовой выручки, рассчитанной методом экономически обоснованных расходов, необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ, то есть установление дифференцированного (пониженного) тарифа на водоснабжение возможно только как временная мера, на период до утверждения плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в составе инвестиционной программы. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23 "Обеспечение качества питьевой воды" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""При этом, как верно указала апелляционная коллегия, данное предписание Основ ценообразования подлежит применению с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 23 и пункта 1 части 1 статьи 32 Закона N 416-ФЗ, предусматривающих, что план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы регулируемой организации, а расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из величины НВВ, рассчитанной методом экономически обоснованных расходов, необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ, то есть установление дифференцированного (пониженного) тарифа на водоснабжение возможно только как временная мера, на период до утверждения плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в составе инвестиционной программы. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая природа платы за превышение квоты выбросов парниковых газов
(Недорезков В.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Верховный Суд РФ в одном из своих дел отметил, что повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, поскольку это мера экономического стимулирования за выполнение требований по охране окружающей природной среды и представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа <13>. Пункт 15 ст. 8 Федерального закона N 34-ФЗ предусматривает, что плата за превышение квоты выбросов парниковых газов имеет целевое назначение и используется в целях финансирования мероприятий, направленных на увеличение поглощения парниковых газов и сокращение их выбросов, а также на развитие соответствующей научно-исследовательской деятельности. Для обеспечения целевого характера расходования уплаченных платежей необходимо предусмотреть их зачисление в специализированный фонд, что создаст условия для полноценного финансирования указанных мероприятий.
(Недорезков В.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Верховный Суд РФ в одном из своих дел отметил, что повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, поскольку это мера экономического стимулирования за выполнение требований по охране окружающей природной среды и представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа <13>. Пункт 15 ст. 8 Федерального закона N 34-ФЗ предусматривает, что плата за превышение квоты выбросов парниковых газов имеет целевое назначение и используется в целях финансирования мероприятий, направленных на увеличение поглощения парниковых газов и сокращение их выбросов, а также на развитие соответствующей научно-исследовательской деятельности. Для обеспечения целевого характера расходования уплаченных платежей необходимо предусмотреть их зачисление в специализированный фонд, что создаст условия для полноценного финансирования указанных мероприятий.
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Резюмируя изложенное, можно констатировать, что действующее регулирование в сфере тарифов предусматривает дифференцированные тарифы на коммунальные ресурсы, если УК самостоятельно приготавливает коммунальные услуги. Это возможно в случае подачи коммунального ресурса до теплового пункта.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Резюмируя изложенное, можно констатировать, что действующее регулирование в сфере тарифов предусматривает дифференцированные тарифы на коммунальные ресурсы, если УК самостоятельно приготавливает коммунальные услуги. Это возможно в случае подачи коммунального ресурса до теплового пункта.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 25.06.2001 N ГКПИ00-1448
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 1, 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пункта 13 "Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса...", утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.05.1990 N 179>С учетом изложенного суд считает, что повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 1, 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пункта 13 "Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса...", утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.05.1990 N 179>С учетом изложенного суд считает, что повышенная плата за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а представляет собой дифференцированный подход к определению размера тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, а также меру экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнение требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды.
Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")98. Тариф на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией потребителям, устанавливается единым для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне ее деятельности и относящихся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили договор, указанный в подпункте "б" пункта 95 настоящего документа. Тарифы на теплоноситель устанавливаются с учетом дифференциации по виду теплоносителя (вода, пар).
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в сфере теплоснабжения"
(вместе с "Основами ценообразования в сфере теплоснабжения", "Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", "Правилами установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", "Правилами определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала", "Правилами заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) и теплоносителя объектами, потребляющими тепловую энергию (мощность) и теплоноситель и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.", "Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии")98. Тариф на теплоноситель, поставляемый единой теплоснабжающей организацией потребителям, устанавливается единым для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне ее деятельности и относящихся к одной категории (группе) потребителей, за исключением потребителей, которые заключили договор, указанный в подпункте "б" пункта 95 настоящего документа. Тарифы на теплоноситель устанавливаются с учетом дифференциации по виду теплоносителя (вода, пар).
Вопрос: Является ли правом или обязанностью установление органом регулирования дифференцированных тарифов по группам потребителей?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Ответ: В соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Ответ: В соответствии с частью 6 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вопрос: Как устанавливаются тарифы на водоснабжение?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из содержания ст. 2 Закона о водоснабжении следует, что холодное водоснабжение - это водоподготовка (обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды), транспортировка (перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей) и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение наряду с горячим водоснабжением относится к общему понятию "водоснабжение" (Артемьев Е.В. Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения // Право и экономика. 2018. N 10. С. 23 - 29).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Из содержания ст. 2 Закона о водоснабжении следует, что холодное водоснабжение - это водоподготовка (обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды), транспортировка (перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей) и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение наряду с горячим водоснабжением относится к общему понятию "водоснабжение" (Артемьев Е.В. Дифференциация регулируемых тарифов в сфере холодного водоснабжения // Право и экономика. 2018. N 10. С. 23 - 29).