Дети-сироты это
Подборка наиболее важных документов по запросу Дети-сироты это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 109.1 "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ЖК РФПри этом гарантированное законом право Н. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие выплаты полагаются детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (п. 1 ст. 1 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (п. 1 ст. 1 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
(ред. от 31.07.2025)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
Готовое решение: Какие есть особенности при увольнении несовершеннолетнего работника
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы увольняете несовершеннолетнего в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации и при этом он относится к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, вы (ваш правопреемник) обязаны обеспечить и оплатить такому работнику необходимое профессиональное обучение и затем взять к себе на работу или трудоустроить к другому работодателю (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы увольняете несовершеннолетнего в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации и при этом он относится к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, вы (ваш правопреемник) обязаны обеспечить и оплатить такому работнику необходимое профессиональное обучение и затем взять к себе на работу или трудоустроить к другому работодателю (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Статья: Проблемы реализации права сирот на предоставление жилья. Судебная практика
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" определены в Законе N 159-ФЗ. Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями. Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 8)Муниципалитет должен выделить жилье тем, кто получил статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Этот статус присваивает орган опеки и попечительства. Понятия "дети-сироты" и "дети, оставшиеся без попечения родителей" определены в Законе N 159-ФЗ. Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах и иными основаниями. Если гражданин признан полностью дееспособным до совершеннолетия, он вправе получить жилье до достижения 18-летнего возраста.
Статья: Спор о выселении из жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на основании ст. ст. 84, 85, 90, 91 ЖК РФ (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Следует учитывать, что в соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ) (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 13.07.2022 N 33-22335/2022, от 22.12.2021 по делу N 33-48772/2021).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Следует учитывать, что в соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 6 ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Москве" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ) (например, Апелляционные определения Московского городского суда от 13.07.2022 N 33-22335/2022, от 22.12.2021 по делу N 33-48772/2021).
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Что объединяет названные категории сирот? Все эти лица, в том числе те, кто приобрел полную дееспособность до достижения совершеннолетия, для получения права на пенсию по случаю потери кормильца должны доказать факт нахождения на иждивении умершего кормильца <27>. В правоприменительной практике территориальных органов СФР используется следующий подход, сформированный еще до принятия Закона N 400-ФЗ: установление трудовой пенсии по случаю потери кормильца исходя из суммарного объема пенсионных прав обоих кормильцев и ее повышенного фиксированного базового размера возможно при условии подтверждения факта нахождения ребенка на иждивении обоих родителей (за исключением детей в возрасте до 18 лет) <28>. А поскольку доказательства нахождения ребенка на иждивении второго родителя в распоряжении органа пенсионного обеспечения отсутствуют, без подачи заявления о перерасчете с приложением необходимых документов не обойтись <29>.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Что объединяет названные категории сирот? Все эти лица, в том числе те, кто приобрел полную дееспособность до достижения совершеннолетия, для получения права на пенсию по случаю потери кормильца должны доказать факт нахождения на иждивении умершего кормильца <27>. В правоприменительной практике территориальных органов СФР используется следующий подход, сформированный еще до принятия Закона N 400-ФЗ: установление трудовой пенсии по случаю потери кормильца исходя из суммарного объема пенсионных прав обоих кормильцев и ее повышенного фиксированного базового размера возможно при условии подтверждения факта нахождения ребенка на иждивении обоих родителей (за исключением детей в возрасте до 18 лет) <28>. А поскольку доказательства нахождения ребенка на иждивении второго родителя в распоряжении органа пенсионного обеспечения отсутствуют, без подачи заявления о перерасчете с приложением необходимых документов не обойтись <29>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт (как и предыдущий) введен с 3 июля 2013 г. Законом 2013 г. N 167-ФЗ, внесшим изменения в законодательство по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же Законом из п. 11 ч. 1 комментируемой статьи исключено указание на такое полномочие ООиП, как оказание содействия опекунам и попечителям. При этом Законом 2013 г. N 167-ФЗ ст. 15 комментируемого Закона дополнена ч. 7, устанавливающей, что при осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Там же предусмотрено, что условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством РФ о социальном обслуживании (см. комментарий к указанной статье).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данный пункт (как и предыдущий) введен с 3 июля 2013 г. Законом 2013 г. N 167-ФЗ, внесшим изменения в законодательство по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим же Законом из п. 11 ч. 1 комментируемой статьи исключено указание на такое полномочие ООиП, как оказание содействия опекунам и попечителям. При этом Законом 2013 г. N 167-ФЗ ст. 15 комментируемого Закона дополнена ч. 7, устанавливающей, что при осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Там же предусмотрено, что условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством РФ о социальном обслуживании (см. комментарий к указанной статье).
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Вышесказанное выглядит как логическая ошибка. Полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам - это государственные полномочия (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), поэтому все суждения про недостаточность финансирования и др. должны относиться именно к органам государственной власти, которые, собственно, и отвечают в силу федерального закона за предоставление жилья детям-сиротам.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Вышесказанное выглядит как логическая ошибка. Полномочия по предоставлению жилья детям-сиротам - это государственные полномочия (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), поэтому все суждения про недостаточность финансирования и др. должны относиться именно к органам государственной власти, которые, собственно, и отвечают в силу федерального закона за предоставление жилья детям-сиротам.
Готовое решение: Как привлечь работников к работе в выходной день
(КонсультантПлюс, 2025)некоторых работников, достигших 14 лет. Это касается несовершеннолетних, выполняющих работу в период летних каникул, например по направлению органа службы занятости населения. Если такому работнику 14 лет, для привлечения к работе в выходной день нужно письменное согласие его и одного из родителей (попечителя). Если ему есть 15, то достаточно его письменного согласия. Если это дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, нужно письменное согласие самого ребенка и органа опеки и попечительства (иного законного представителя);
(КонсультантПлюс, 2025)некоторых работников, достигших 14 лет. Это касается несовершеннолетних, выполняющих работу в период летних каникул, например по направлению органа службы занятости населения. Если такому работнику 14 лет, для привлечения к работе в выходной день нужно письменное согласие его и одного из родителей (попечителя). Если ему есть 15, то достаточно его письменного согласия. Если это дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, нужно письменное согласие самого ребенка и органа опеки и попечительства (иного законного представителя);
Ситуация: Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если ребенок-сирота не является собственником жилого помещения либо нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. При этом если ребенок-сирота обладает правом пользования жилым помещением на каком-либо ином праве, кроме права собственности или права пользования по договору социального найма (например, является членом семьи собственника жилого помещения), то он не считается обеспеченным жилым помещением (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. п. 2, 2.1 разд. 2 Методических рекомендаций; п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если ребенок-сирота не является собственником жилого помещения либо нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. При этом если ребенок-сирота обладает правом пользования жилым помещением на каком-либо ином праве, кроме права собственности или права пользования по договору социального найма (например, является членом семьи собственника жилого помещения), то он не считается обеспеченным жилым помещением (п. п. 1, 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. п. 2, 2.1 разд. 2 Методических рекомендаций; п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).