Денежно-Кредитная политика государства
Подборка наиболее важных документов по запросу Денежно-Кредитная политика государства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)В повестке: о проекте федерального бюджета, прогнозе социально-экономического развития, проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, проектах бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)В повестке: о проекте федерального бюджета, прогнозе социально-экономического развития, проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, проектах бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Статья: Денежно-кредитное регулирование в контуре БРИКС
(Брыкин К.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Формирование усовершенствованных макропруденциальных инструментов и стабильных финансовых рынков позволило обеспечить устойчивость национальных валют и сбалансировать движение капитала. В литературе отмечается эффективность мер денежно-кредитной политики государств БРИКС, несмотря на сохраняющиеся существенные различия между странами, однако стремительно меняющаяся экономическая ситуация в мире должна служить катализатором постоянной трансформации "имеющихся и новых методов достижения целей центральными банками в рамках их регулирующей деятельности" <2>.
(Брыкин К.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Формирование усовершенствованных макропруденциальных инструментов и стабильных финансовых рынков позволило обеспечить устойчивость национальных валют и сбалансировать движение капитала. В литературе отмечается эффективность мер денежно-кредитной политики государств БРИКС, несмотря на сохраняющиеся существенные различия между странами, однако стремительно меняющаяся экономическая ситуация в мире должна служить катализатором постоянной трансформации "имеющихся и новых методов достижения целей центральными банками в рамках их регулирующей деятельности" <2>.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)Денежно-кредитная политика и другие виды государственной политики
(утв. Банком России)Денежно-кредитная политика и другие виды государственной политики
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов"
(утв. Банком России)Денежно-кредитная политика и другие виды государственной политики
(утв. Банком России)Денежно-кредитная политика и другие виды государственной политики
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг., утвержденных Банком России, указано, что использование цифрового рубля в бюджетном процессе позволит снизить издержки на администрирование бюджетных платежей, и Банк России, Федеральное казначейство и Минфин России планируют прорабатывать механизмы и параметры использования цифрового рубля для бюджетных платежей <1>. В Концепции цифрового рубля <2> было указано, что Федеральное казначейство будет являться специальным участником платформы цифрового рубля и осуществлять операции с кошелька Федерального казначейства в счет обеспечения деятельности бюджетных организаций, что влечет за собой существенные последствия для реализации бюджетного контроля, в том числе позволит решить отдельные проблемы, которые являются актуальными.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг., утвержденных Банком России, указано, что использование цифрового рубля в бюджетном процессе позволит снизить издержки на администрирование бюджетных платежей, и Банк России, Федеральное казначейство и Минфин России планируют прорабатывать механизмы и параметры использования цифрового рубля для бюджетных платежей <1>. В Концепции цифрового рубля <2> было указано, что Федеральное казначейство будет являться специальным участником платформы цифрового рубля и осуществлять операции с кошелька Федерального казначейства в счет обеспечения деятельности бюджетных организаций, что влечет за собой существенные последствия для реализации бюджетного контроля, в том числе позволит решить отдельные проблемы, которые являются актуальными.
Статья: Вексель как инструмент международных расчетов в национальной валюте в рамках Евразийского экономического союза
(Козачук Ю.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)Подводя итог, подчеркнем, что применение векселя как инструмента международных расчетов в национальной валюте в рамках ЕАЭС позволяет участникам экспортно-импортных операций не только сохранять независимость от денежно-кредитной политики иностранных государств, валюты которых широко применяются на мировых финансовых рынках, но и дает им возможность избегать банковских комиссий и других издержек, связанных с кросс-курсами иностранной валюты. Наряду с этим проведение расчетных вексельных операций в национальных валютах государств - участников ЕАЭС также будет способствовать усилению роли этих валют в международной торговой деятельности.
(Козачук Ю.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 6)Подводя итог, подчеркнем, что применение векселя как инструмента международных расчетов в национальной валюте в рамках ЕАЭС позволяет участникам экспортно-импортных операций не только сохранять независимость от денежно-кредитной политики иностранных государств, валюты которых широко применяются на мировых финансовых рынках, но и дает им возможность избегать банковских комиссий и других издержек, связанных с кросс-курсами иностранной валюты. Наряду с этим проведение расчетных вексельных операций в национальных валютах государств - участников ЕАЭС также будет способствовать усилению роли этих валют в международной торговой деятельности.
Статья: Общие организационно-правовые аспекты международных платежей и расчетов
(Стеванович Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 1)Данные положения могут играть важную роль в предотвращении риска от негативного воздействия валютных политик отдельных государств на глобальные экономические процессы, что представляет особенный риск в условиях, когда валюта одного государства преимущественно используется в качестве резервной валюты и валюты платежа, как в случае с американским долларом <36>. Однако Фонду еще предстоит устранить такие недостатки, как недостаточно конкретизированные обязательства по запрету манипулирования валютной системой, отсутствие процессуальных механизмов привлечения государств к ответственности за нарушение запрета на манипулирование валютными курсами, пробелы в регулировании разных аспектов валютных резервов (структура, размер, порядок использования) и денежно-кредитной политики государств <37>.
(Стеванович Л.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 1)Данные положения могут играть важную роль в предотвращении риска от негативного воздействия валютных политик отдельных государств на глобальные экономические процессы, что представляет особенный риск в условиях, когда валюта одного государства преимущественно используется в качестве резервной валюты и валюты платежа, как в случае с американским долларом <36>. Однако Фонду еще предстоит устранить такие недостатки, как недостаточно конкретизированные обязательства по запрету манипулирования валютной системой, отсутствие процессуальных механизмов привлечения государств к ответственности за нарушение запрета на манипулирование валютными курсами, пробелы в регулировании разных аспектов валютных резервов (структура, размер, порядок использования) и денежно-кредитной политики государств <37>.
Статья: О правовой природе денежной эмиссии
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 6)В новых экономических условиях, отличающихся развитием цифровых технологий и снижением объема наличных денег в обороте, укрепление контроля над денежно-кредитной политикой со стороны государства возможно в случае формирования новой платежной парадигмы, нацеленной на создание удобных для участников гражданского оборота денег. Поставленной цели центральные банки могут достичь посредством выпуска цифровой национальной валюты, гарантом устойчивости которой выступает государство. Независимо от применяемых технологий, только эмиссия законного средства платежа основана на осуществлении финансовых обязательств, выступающих регулятором денежного обращения, в рамках которых с обязанностью ЦБ РФ по обеспечению устойчивости курса рубля корреспондирует право обладателей национальной валюты требовать поддержания и восстановления покупательной способности денег.
(Васянина Е.Л.)
("Финансовое право", 2021, N 6)В новых экономических условиях, отличающихся развитием цифровых технологий и снижением объема наличных денег в обороте, укрепление контроля над денежно-кредитной политикой со стороны государства возможно в случае формирования новой платежной парадигмы, нацеленной на создание удобных для участников гражданского оборота денег. Поставленной цели центральные банки могут достичь посредством выпуска цифровой национальной валюты, гарантом устойчивости которой выступает государство. Независимо от применяемых технологий, только эмиссия законного средства платежа основана на осуществлении финансовых обязательств, выступающих регулятором денежного обращения, в рамках которых с обязанностью ЦБ РФ по обеспечению устойчивости курса рубля корреспондирует право обладателей национальной валюты требовать поддержания и восстановления покупательной способности денег.
Статья: Отказ от использования "токсичных" валют и перспективы развития финансового законодательства
(Брыкин К.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Жесткая денежно-кредитная политика государства также направлена на минимизацию волатильности и повышение привлекательности рубля. Председатель Центрального банка России Э.С. Набиуллина, комментируя сохранение ключевой ставки на уровне 16,0% годовых, подтвердила, что "высокая ставка делала привлекательнее рублевые активы, сдерживала спрос на импорт и, соответственно, иностранную валюту. Это внесло вклад в стабилизацию курса рубля" <18>.
(Брыкин К.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Жесткая денежно-кредитная политика государства также направлена на минимизацию волатильности и повышение привлекательности рубля. Председатель Центрального банка России Э.С. Набиуллина, комментируя сохранение ключевой ставки на уровне 16,0% годовых, подтвердила, что "высокая ставка делала привлекательнее рублевые активы, сдерживала спрос на импорт и, соответственно, иностранную валюту. Это внесло вклад в стабилизацию курса рубля" <18>.
Статья: Цифровой рубль и цифровая валюта как инновационные инструменты современной финансовой политики
(Затулина Т.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Параллельно возникает ряд вопросов, связанный с конструкцией правового регулирования в денежном обращении и расчетах, что отчасти оговорено на сегодняшний день концептуальными парадигмами национальной платежной системы <8> и не определено нормами денежно-кредитной политики государства <9>.
(Затулина Т.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Параллельно возникает ряд вопросов, связанный с конструкцией правового регулирования в денежном обращении и расчетах, что отчасти оговорено на сегодняшний день концептуальными парадигмами национальной платежной системы <8> и не определено нормами денежно-кредитной политики государства <9>.
Статья: Изменение структуры операций клиентов банков, подлежащих обязательному контролю, как один из вызовов для российской банковской системы
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Таким образом, создание благоприятной среды для преступной деятельности вследствие слаборазвитой системы противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - ПОД/ФТ) приводит к росту расходов на содержание правоохранительных органов, что негативно сказывается на других сферах экономики, так как это приводит к недополучению государственного финансирования ими. Недополучают государственное финансирование инвестиционные проекты, что оказывает влияние на привлечение инвестиций в различные проекты внутри страны или с участием данной страны, снижается уровень валового внутреннего продукта страны или замедляется его рост, а также это может привести к другим серьезным проблемам, таким, как появление бюджетного дефицита, проявление диспропорций в фискальной и денежной кредитной политике государства из-за искажений оценок экономической ситуации.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Таким образом, создание благоприятной среды для преступной деятельности вследствие слаборазвитой системы противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - ПОД/ФТ) приводит к росту расходов на содержание правоохранительных органов, что негативно сказывается на других сферах экономики, так как это приводит к недополучению государственного финансирования ими. Недополучают государственное финансирование инвестиционные проекты, что оказывает влияние на привлечение инвестиций в различные проекты внутри страны или с участием данной страны, снижается уровень валового внутреннего продукта страны или замедляется его рост, а также это может привести к другим серьезным проблемам, таким, как появление бюджетного дефицита, проявление диспропорций в фискальной и денежной кредитной политике государства из-за искажений оценок экономической ситуации.
Статья: Влияние кризисных условий на банковскую деятельность: финансово-правовой аспект
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Условия финансово-экономического кризиса как внутри государства, так и международного уровня оказывают влияние практически на все сферы деятельности общества и государства. И банковская система, банковская деятельность не являются исключением. Будучи взаимосвязаны с различными звеньями финансовой системы, публичными и частными финансами, они находятся под влиянием процессов, связанных с денежно-кредитной политикой государства, уровнем инфляции и денежной эмиссии, тенденциями внутригосударственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. Такие процессы диктуют подходы к регулированию правоотношений в сфере банковской деятельности нормативными правовыми актами, принимаемыми в рамках нормотворческой деятельности компетентных органов государства. Кризисные условия, затронувшие денежно-кредитное регулирование, нормотворчество, денежную эмиссию, иные процессы и сопутствующие общественные отношения в сфере банковской деятельности и финансов в целом, не могут не оказать влияние на банковскую деятельность.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2024, N 7)Условия финансово-экономического кризиса как внутри государства, так и международного уровня оказывают влияние практически на все сферы деятельности общества и государства. И банковская система, банковская деятельность не являются исключением. Будучи взаимосвязаны с различными звеньями финансовой системы, публичными и частными финансами, они находятся под влиянием процессов, связанных с денежно-кредитной политикой государства, уровнем инфляции и денежной эмиссии, тенденциями внутригосударственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. Такие процессы диктуют подходы к регулированию правоотношений в сфере банковской деятельности нормативными правовыми актами, принимаемыми в рамках нормотворческой деятельности компетентных органов государства. Кризисные условия, затронувшие денежно-кредитное регулирование, нормотворчество, денежную эмиссию, иные процессы и сопутствующие общественные отношения в сфере банковской деятельности и финансов в целом, не могут не оказать влияние на банковскую деятельность.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежно-кредитная политика должна осуществляться на системной основе. В этих целях ст. 45 Закона о Банке России определяет, что Банк России ежегодно: 1) не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год; 2) не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Денежно-кредитная политика должна осуществляться на системной основе. В этих целях ст. 45 Закона о Банке России определяет, что Банк России ежегодно: 1) не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год; 2) не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Статья: О доверительном управлении имуществом как способе предотвращения конфликта интересов, предусмотренном для служащих Центрального банка Российской Федерации и иных категорий граждан
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Как известно, Центральный банк Российской Федерации является одним из ключевых элементов не только финансово-экономической системы страны, но и вносит значительный вклад в эффективное государственное управление в целом, ведая вопросами обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы, а также финансового рынка России. Он играет огромную роль в формировании единой денежно-кредитной политики государства <1>.
(Горохова С.С.)
("Банковское право", 2023, N 3)Как известно, Центральный банк Российской Федерации является одним из ключевых элементов не только финансово-экономической системы страны, но и вносит значительный вклад в эффективное государственное управление в целом, ведая вопросами обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы, а также финансового рынка России. Он играет огромную роль в формировании единой денежно-кредитной политики государства <1>.