Деловой этикет
Подборка наиболее важных документов по запросу Деловой этикет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как разработать правила и утвердить кодекс корпоративной этики?
(Консультация эксперта, 2025)Общепринятые правила делового этикета
(Консультация эксперта, 2025)Общепринятые правила делового этикета
Статья: Как считывать людей по профилям в соцсетях
(Игнатьева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Игнатьева Елена, разработчик профессионального стандарта, лауреат Национальной премии в области протокола и этикета "За вклад в развитие делового этикета в России", член НАСП, бизнес-консультант по этикету и протоколу, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель MBA.
(Игнатьева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Игнатьева Елена, разработчик профессионального стандарта, лауреат Национальной премии в области протокола и этикета "За вклад в развитие делового этикета в России", член НАСП, бизнес-консультант по этикету и протоколу, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель MBA.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
Статья: Организация и документирование деловых переговоров
(Игнатьева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 9)Игнатьева Елена, член НАСПЭ, консультант по этикету, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель "Smart and Talented".
(Игнатьева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 9)Игнатьева Елена, член НАСПЭ, консультант по этикету, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель "Smart and Talented".
Статья: Протокол и этикет: в чем разница и зачем это бизнесу
(Баранова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Особенность делового этикета в том, что вектор уважения смещен в сторону профессионального статуса. И если в повседневном этикете учитываются возраст и пол, то в деловом главный ориентир - это должность, деловой статус.
(Баранова Т.)
("Делопроизводство", 2025, N 2)Особенность делового этикета в том, что вектор уважения смещен в сторону профессионального статуса. И если в повседневном этикете учитываются возраст и пол, то в деловом главный ориентир - это должность, деловой статус.
Статья: Как цвета влияют на нашу жизнь
(Игнатьева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Игнатьева Елена, лауреат Национальной премии в области протокола и этикета "За вклад в развитие делового этикета в России 2020 - 2022", член НАСП, бизнес-консультант по этикету и протоколу, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель МВА.
(Игнатьева Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Игнатьева Елена, лауреат Национальной премии в области протокола и этикета "За вклад в развитие делового этикета в России 2020 - 2022", член НАСП, бизнес-консультант по этикету и протоколу, деловым коммуникациям и административному управлению, преподаватель МВА.
Статья: Неэтичное поведение сотрудника: как справляться с грубиянами и хамами
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 1)Пример. Правилами внутреннего трудового распорядка организации была установлена обязанность работников проявлять вежливость, уважение, терпимость как в отношениях между собой, так и в отношениях с клиентами и посетителями. Также в организации действовал кодекс этики и служебного поведения работников, который требовал от сотрудников воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений. Должностными инструкциями установлена ответственность работников за нарушение норм этикета и делового общения.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 1)Пример. Правилами внутреннего трудового распорядка организации была установлена обязанность работников проявлять вежливость, уважение, терпимость как в отношениях между собой, так и в отношениях с клиентами и посетителями. Также в организации действовал кодекс этики и служебного поведения работников, который требовал от сотрудников воздерживаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений. Должностными инструкциями установлена ответственность работников за нарушение норм этикета и делового общения.
Статья: Правовой инфантилизм: размышления о том, как возродить искусство судебной речи
(Васючкова О.А., Афонин В.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)К сожалению, сегодня на практике можно увидеть прямо противоположную картину: многие юристы не знают правил делового этикета, пренебрегают деловым стилем одежды и нередко подходят к делу формально, а большинство судебных речей, произносимых в ходе заседания, читаются по заранее подготовленным шаблонам, порой сформированным не самими представителями, а их помощниками. На первый взгляд может показаться, что подобным деталям не стоит придавать большое значение, поскольку они не играют существенной роли в судебном разбирательстве, ведь главная роль в судебном процессе отводиться судье. Однако здесь стоит вспомнить, что каждой профессии присущи свои особенности, которые делают ее уникальной и отличают профессионалов своего дела от "дилетантов" и "решал". В данном случае, помимо судебного выступления, такие, казалось бы, незначительные детали при правильном сочетании могут оказать значительное влияние на окончательное мнение судьи при вынесении решения по существу спора.
(Васючкова О.А., Афонин В.П.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)К сожалению, сегодня на практике можно увидеть прямо противоположную картину: многие юристы не знают правил делового этикета, пренебрегают деловым стилем одежды и нередко подходят к делу формально, а большинство судебных речей, произносимых в ходе заседания, читаются по заранее подготовленным шаблонам, порой сформированным не самими представителями, а их помощниками. На первый взгляд может показаться, что подобным деталям не стоит придавать большое значение, поскольку они не играют существенной роли в судебном разбирательстве, ведь главная роль в судебном процессе отводиться судье. Однако здесь стоит вспомнить, что каждой профессии присущи свои особенности, которые делают ее уникальной и отличают профессионалов своего дела от "дилетантов" и "решал". В данном случае, помимо судебного выступления, такие, казалось бы, незначительные детали при правильном сочетании могут оказать значительное влияние на окончательное мнение судьи при вынесении решения по существу спора.
Статья: Офисное хамство: распознать и нейтрализовать
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Примечание. Об этикетных правилах при общении по работе в мессенджерах и по телефону см. статьи "Рабочая переписка в корпоративном мессенджере" в N 5, 2021, на с. 75 и "Правила телефонного делового этикета" в N 5, 2024, на с. 74.
(Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Примечание. Об этикетных правилах при общении по работе в мессенджерах и по телефону см. статьи "Рабочая переписка в корпоративном мессенджере" в N 5, 2021, на с. 75 и "Правила телефонного делового этикета" в N 5, 2024, на с. 74.