Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подсудности
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением правил подсудности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.3 "Органы внутренних дел (полиция)" КоАП РФ"Довод о нарушении правил подсудности при рассмотрении дела, т.е. нерассмотрении дела по месту жительства М.М.АА., несостоятелен. В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3.1 ст. 12.5 названного кодекса, рассматривают органы внутренних дел (полиция). При этом удовлетворение ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица является правом, а не обязанностью рассматривающего дело по существу. В соответствии с обстоятельствами административного правонарушения, рассмотрение дела по месту совершения административного правонарушения не повлекло нарушения прав и законных интересов М.М.АА."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области торговли и оказания услуг: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств
(КонсультантПлюс, 2025)допущены существенные нарушения при составлении протокола или рассмотрении дела об административном правонарушении (например, нарушены правила подсудности), при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде истек
(КонсультантПлюс, 2025)допущены существенные нарушения при составлении протокола или рассмотрении дела об административном правонарушении (например, нарушены правила подсудности), при этом срок давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела в вышестоящем суде истек
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что дело об административном правонарушении передано суд с нарушением правил подсудности, судья выносит определение о передаче его по подсудности в соответствующий суд (например, Решения Московского городского суда от 01.02.2023 по делу N 7-863/2023, от 17.10.2022 по делу N 7-18048/2022, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2022 N Ф05-7548/2022 по делу N А40-174392/2021-147-1294).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что дело об административном правонарушении передано суд с нарушением правил подсудности, судья выносит определение о передаче его по подсудности в соответствующий суд (например, Решения Московского городского суда от 01.02.2023 по делу N 7-863/2023, от 17.10.2022 по делу N 7-18048/2022, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2022 N Ф05-7548/2022 по делу N А40-174392/2021-147-1294).
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нарушение правил подсудности дела об административном правонарушении является основанием для отмены постановления по делу согласно п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ, право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом. Поэтому ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П "По запросу Новооскольского районного суда Белгородской области о проверке конституционности абзаца четвертого статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нарушение правил подсудности дела об административном правонарушении является основанием для отмены постановления по делу согласно п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. Как отметил Конституционный Суд РФ, право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом. Поэтому ч. 1 ст. 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (абз. 3 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 623-О-П "По запросу Новооскольского районного суда Белгородской области о проверке конституционности абзаца четвертого статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации").
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)При изучении материалов дела об административном правонарушении было установлено, что индивидуальный предприниматель в жалобах, подаваемых в вышестоящие судебные инстанции, указывал на рассмотрение дела об административном правонарушении с нарушением правил подсудности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)При изучении материалов дела об административном правонарушении было установлено, что индивидуальный предприниматель в жалобах, подаваемых в вышестоящие судебные инстанции, указывал на рассмотрение дела об административном правонарушении с нарушением правил подсудности.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)На момент выявления административного правонарушения общество имело адрес (место нахождения), не относящийся к подсудности районного суда, судья которого рассмотрел дело.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)На момент выявления административного правонарушения общество имело адрес (место нахождения), не относящийся к подсудности районного суда, судья которого рассмотрел дело.
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)К существенным процессуальным нарушениям суды также относят нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ) <6>, включая ненадлежащее извещение заявителя и прокурора (в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <7>; нарушение сроков направления материалов для рассмотрения жалобы <8>; принятие решения по жалобе неуполномоченным должностным лицом <9> либо с нарушением правил подсудности <10>; чрезмерную мягкость примененного административного наказания <11>. Данные обстоятельства могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения. Так, неизвещение либо ненадлежащее извещение заявителя по делу об административном правонарушении и рассмотрение жалобы на вынесенное постановление в его отсутствие являются нарушением его прав и законных интересов, в том числе права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ. Неуведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) антимонопольного органа является нарушением установленного порядка рассмотрения по существу жалобы на нарушение законодательства о контрактной системе, влекущим отмену решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы <12>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)К существенным процессуальным нарушениям суды также относят нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ) <6>, включая ненадлежащее извещение заявителя и прокурора (в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <7>; нарушение сроков направления материалов для рассмотрения жалобы <8>; принятие решения по жалобе неуполномоченным должностным лицом <9> либо с нарушением правил подсудности <10>; чрезмерную мягкость примененного административного наказания <11>. Данные обстоятельства могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения. Так, неизвещение либо ненадлежащее извещение заявителя по делу об административном правонарушении и рассмотрение жалобы на вынесенное постановление в его отсутствие являются нарушением его прав и законных интересов, в том числе права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ. Неуведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) антимонопольного органа является нарушением установленного порядка рассмотрения по существу жалобы на нарушение законодательства о контрактной системе, влекущим отмену решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы <12>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)До этого, как известно, суды исходили из того, что если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении лица, участвующие в деле, не заявляли каких-либо возражений, связанных с нарушением правил подсудности, то вынесение постановления неправомочным субъектом административной юрисдикции само по себе не может повлечь отмену принятого им решения, если иные основания для этого отсутствуют.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)До этого, как известно, суды исходили из того, что если в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении лица, участвующие в деле, не заявляли каких-либо возражений, связанных с нарушением правил подсудности, то вынесение постановления неправомочным субъектом административной юрисдикции само по себе не может повлечь отмену принятого им решения, если иные основания для этого отсутствуют.