Декларация принципов построения информационного общества
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация принципов построения информационного общества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Процесс цифровизации финансовых правоотношений в целом ориентирован на положения ряда международных актов, закрепивших более двух десятилетий назад его базовые принципы. Так, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на острове Окинава 22 июля 2000 г. <9>, определила необходимость развития ряда ключевых направлений, среди которых рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий, а также разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению. Декларация принципов построения информационного общества от 12 декабря 2003 г., принятая в Женеве <10>, зафиксировала основные принципы использования IT-технологий и роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества в вопросе создания информационного общества. Тунисская программа для информационного общества, принятая 15 ноября 2005 г. <11>, представляет собой еще один базовый документ, формализовавший в том числе необходимые условия для равноправного и универсального доступа к финансовым механизмам для более оптимального их использования.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Процесс цифровизации финансовых правоотношений в целом ориентирован на положения ряда международных актов, закрепивших более двух десятилетий назад его базовые принципы. Так, Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на острове Окинава 22 июля 2000 г. <9>, определила необходимость развития ряда ключевых направлений, среди которых рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий, а также разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений к сетевым технологиям, их обслуживанию и применению. Декларация принципов построения информационного общества от 12 декабря 2003 г., принятая в Женеве <10>, зафиксировала основные принципы использования IT-технологий и роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества в вопросе создания информационного общества. Тунисская программа для информационного общества, принятая 15 ноября 2005 г. <11>, представляет собой еще один базовый документ, формализовавший в том числе необходимые условия для равноправного и универсального доступа к финансовым механизмам для более оптимального их использования.
Статья: Применение правил мягкого права при построении цифровой экономики
(Федоров П.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Международное поле выступило основой формирования мягкого права и обусловило появление термина "международное мягкое право" <4>. С течением времени проявилась тенденция переноса мягкоправового регулирования на национальный уровень. Примером тому может служить Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <5>, в которой дана ссылка на Окинавскую хартию Глобального информационного общества (2000 г.) <6>, Декларацию принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 г.) <7>, Тунисскую программу информационного общества (2005 г.) <8>. Все указанные документы являются актами мягкого права.
(Федоров П.Г.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Международное поле выступило основой формирования мягкого права и обусловило появление термина "международное мягкое право" <4>. С течением времени проявилась тенденция переноса мягкоправового регулирования на национальный уровень. Примером тому может служить Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы <5>, в которой дана ссылка на Окинавскую хартию Глобального информационного общества (2000 г.) <6>, Декларацию принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (2003 г.) <7>, Тунисскую программу информационного общества (2005 г.) <8>. Все указанные документы являются актами мягкого права.
Статья: Ресурсное обеспечение цифровой трансформации следственной деятельности
(Валов С.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)<1> См.: Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии". URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf (дата обращения: 06.04.2022); Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) // СПС "КонсультантПлюс"; Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.
(Валов С.В.)
("Российский следователь", 2023, N 3)<1> См.: Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии". URL: https://www.un.org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf (дата обращения: 06.04.2022); Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) // СПС "КонсультантПлюс"; Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.
Статья: Доступность и качество правосудия в условиях развития цифровых технологий
(Гришина Е.П.)
("Российский судья", 2024, N 3)2. Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии", принятая в Женеве 12 декабря 2003 г. <14>, удостоверяющая стремление и решимость представителей всех народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество (разд. A "Наша общая концепция информационного общества").
(Гришина Е.П.)
("Российский судья", 2024, N 3)2. Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии", принятая в Женеве 12 декабря 2003 г. <14>, удостоверяющая стремление и решимость представителей всех народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество (разд. A "Наша общая концепция информационного общества").
Статья: Право на хорошее управление в условиях цифровой трансформации
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Дальнейшее развитие эти идеи получили во Всемирной декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 года <13>, провозгласившей право каждого на участие в информационном обществе (пункт 4), которое должно быть обеспечено государствами-участниками за счет расширения доступа к информационным и коммуникационным инфраструктурам и технологиям (пункт 19). Кроме того, в Докладе спецпредставителя ООН по защите права на свободу выражения мнений и убеждений 2011 года была отмечена принципиальная роль информационных технологий для реализации прав человека, а также важность обязательств государств включать эффективные программы по обеспечению всеобщего доступа к Интернету в свои стратегии в области развития и оказания помощи <14>. Наконец, по мнению ряда исследователей, о движении в сторону признания права на доступ в Интернет неотъемлемым правом человека на международном уровне <15> свидетельствует подтверждение в Резолюции Совета ООН по правам человека "Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете" 2016 года принципа, указывающего на то, что "те же самые права, которые человек имеет в офлайновой среде, должны также защищаться в онлайновой среде" (пункт 1) <16>.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Дальнейшее развитие эти идеи получили во Всемирной декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 года <13>, провозгласившей право каждого на участие в информационном обществе (пункт 4), которое должно быть обеспечено государствами-участниками за счет расширения доступа к информационным и коммуникационным инфраструктурам и технологиям (пункт 19). Кроме того, в Докладе спецпредставителя ООН по защите права на свободу выражения мнений и убеждений 2011 года была отмечена принципиальная роль информационных технологий для реализации прав человека, а также важность обязательств государств включать эффективные программы по обеспечению всеобщего доступа к Интернету в свои стратегии в области развития и оказания помощи <14>. Наконец, по мнению ряда исследователей, о движении в сторону признания права на доступ в Интернет неотъемлемым правом человека на международном уровне <15> свидетельствует подтверждение в Резолюции Совета ООН по правам человека "Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете" 2016 года принципа, указывающего на то, что "те же самые права, которые человек имеет в офлайновой среде, должны также защищаться в онлайновой среде" (пункт 1) <16>.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В основе цифровизации современных финансовых правоотношений лежат также положения международных договоров и соглашений. Базовым международным актом в этой сфере является принятая 22 июля 2000 г. на саммите лидеров стран G8 Окинавская хартия глобального информационного общества (Окинава, Япония, 2000 г.), констатировавшая общемировые подходы к развитию информационно-коммуникационных технологий (IT-технологии), заключающиеся в том, что IT-технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на формирование общества XXI века, а также стимулом развития мировой экономики. В подписанной 12 декабря 2003 г. Декларации принципов построения информационного общества и Плане действий (Женева, Швейцария, 2003 г.) была подтверждена преемственность подходов Окинавской хартии и сформулированы основные принципы использования IT-технологий, а также обозначена роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества с целью создания информационного общества. План действий Тунисского обязательства (Тунис, Тунисская Республика, 2005 г.) стал третьим фундаментальным международным актом, закрепившим общемировые подходы к формированию глобального информационного общества с использованием IT-технологий в целях обеспечения устойчивого развития, экономического роста, международной стабильности и безопасности.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В основе цифровизации современных финансовых правоотношений лежат также положения международных договоров и соглашений. Базовым международным актом в этой сфере является принятая 22 июля 2000 г. на саммите лидеров стран G8 Окинавская хартия глобального информационного общества (Окинава, Япония, 2000 г.), констатировавшая общемировые подходы к развитию информационно-коммуникационных технологий (IT-технологии), заключающиеся в том, что IT-технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на формирование общества XXI века, а также стимулом развития мировой экономики. В подписанной 12 декабря 2003 г. Декларации принципов построения информационного общества и Плане действий (Женева, Швейцария, 2003 г.) была подтверждена преемственность подходов Окинавской хартии и сформулированы основные принципы использования IT-технологий, а также обозначена роль органов государственного управления, международного и регионального сотрудничества с целью создания информационного общества. План действий Тунисского обязательства (Тунис, Тунисская Республика, 2005 г.) стал третьим фундаментальным международным актом, закрепившим общемировые подходы к формированию глобального информационного общества с использованием IT-технологий в целях обеспечения устойчивого развития, экономического роста, международной стабильности и безопасности.
Статья: Правовое обеспечение международной информационной безопасности: проблемы и перспективы
(Полякова Т.А., Смирнов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<8> Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.; Женевская декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 г.; Тунисская программа для информационного общества от 15 ноября 2005 г.
(Полякова Т.А., Смирнов А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)<8> Окинавская хартия Глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.; Женевская декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" от 12 декабря 2003 г.; Тунисская программа для информационного общества от 15 ноября 2005 г.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Ряд международных правовых актов закрепляют необходимость обеспечения и защиты "цифровых прав" (Окинавская хартия Глобального информационного общества (2000 г.), Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом Тысячелетии" (2003 г.), План действий Тунисского обязательства (2005 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век" (2013 г.).
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Ряд международных правовых актов закрепляют необходимость обеспечения и защиты "цифровых прав" (Окинавская хартия Глобального информационного общества (2000 г.), Декларация принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом Тысячелетии" (2003 г.), План действий Тунисского обязательства (2005 г.), Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век" (2013 г.).
Статья: К вопросу о содержании понятия "публичные финансы"
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Отправной точкой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации в 2008 г., стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации <20>, в которой были учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и ряда других международных документов. Необходимо отметить, что представителями правовой науки прямо отмечается тот факт, что в условиях стремительной цифровизации всего спектра общественных отношений, включая публичные финансы, возможность правовой регламентации некоторых из них в рамках юрисдикции национального государства становится весьма относительной, в связи с чем прогнозируется возрастание роли международного права, выраженной в установлении правовых стандартов регулирования отношений в "цифровой реальности", которые будут последовательно имплементироваться в законодательство национальных государств <21>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 3)Отправной точкой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации в 2008 г., стала Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации <20>, в которой были учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства и ряда других международных документов. Необходимо отметить, что представителями правовой науки прямо отмечается тот факт, что в условиях стремительной цифровизации всего спектра общественных отношений, включая публичные финансы, возможность правовой регламентации некоторых из них в рамках юрисдикции национального государства становится весьма относительной, в связи с чем прогнозируется возрастание роли международного права, выраженной в установлении правовых стандартов регулирования отношений в "цифровой реальности", которые будут последовательно имплементироваться в законодательство национальных государств <21>.
Статья: Концепция устойчивого развития в киберпространстве: вопросы управления и суверенитета
(Терентьева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Предложение дифференцированного управления Интернетом было озвучено еще в 2003 г. в п. 49 Декларации принципов "Построение информационного общества", где полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики (в том числе вопросам государственной политики международного уровня) были отнесены к суверенному праву государств и межправительственных организаций; частному сектору была отведена роль в развитии Интернета как в технической, так и в экономической сфере; международные организации должны разрабатывать относящиеся к Интернету технические стандарты и соответствующие политики <30>.
(Терентьева Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 4)Предложение дифференцированного управления Интернетом было озвучено еще в 2003 г. в п. 49 Декларации принципов "Построение информационного общества", где полномочия по связанным с Интернетом вопросам государственной политики (в том числе вопросам государственной политики международного уровня) были отнесены к суверенному праву государств и межправительственных организаций; частному сектору была отведена роль в развитии Интернета как в технической, так и в экономической сфере; международные организации должны разрабатывать относящиеся к Интернету технические стандарты и соответствующие политики <30>.
Статья: Феномен использования компьютерных технологий при совершении преступлений против личности: анализ международных документов и уголовного законодательства отдельных стран
(Перина А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Согласно ст. 36 Декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (Женева, 2003 г.) <15> поддерживается деятельность ООН в части предотвращения использования информационных ресурсов в преступных целях. Такая деятельность должна осуществляться с учетом прав человека, а также принципов универсального и недискриминационного доступа к информационным и коммуникационным технологиям для всех стран.
(Перина А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 5)Согласно ст. 36 Декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии" (Женева, 2003 г.) <15> поддерживается деятельность ООН в части предотвращения использования информационных ресурсов в преступных целях. Такая деятельность должна осуществляться с учетом прав человека, а также принципов универсального и недискриминационного доступа к информационным и коммуникационным технологиям для всех стран.