Дактилоскопирование подозреваемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Дактилоскопирование подозреваемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Содержание под стражей
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру (ч. 4 ст. 34 Закона о содержании под стражей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру (ч. 4 ст. 34 Закона о содержании под стражей).
Статья: Деятельность следователя по применению меры принуждения в виде денежного взыскания к участникам уголовного судопроизводства
(Есина А.С., Макеева Н.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)5) отказ подозреваемого, обвиняемого от выполнения законного требования следователя о прохождении дактилоскопической регистрации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128 "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
(Есина А.С., Макеева Н.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)5) отказ подозреваемого, обвиняемого от выполнения законного требования следователя о прохождении дактилоскопической регистрации в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128 "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"28) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"28) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;
Приказ МВД России от 22.11.2005 N 950
(ред. от 03.06.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)III. Проведение личного обыска, дактилоскопирования,
(ред. от 03.06.2024)
"Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7246)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.09.2024)III. Проведение личного обыска, дактилоскопирования,
Статья: Торговля людьми: вопросы квалификации и расследования
(Макаренко М.М., Шуваева М.С., Горлова Ю.А.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Содержание второй следственной ситуации предполагает: подробный допрос потерпевшего, назначение и проведение ему необходимых экспертиз (судебно-медицинской, психолого-психиатрической и др.); задержание, личный обыск, освидетельствование подозреваемых, их допрос об обстоятельствах совершенного преступного деяния; обыски по месту их работы и жительства; проведение опознаний и очных ставок; осмотр материальных субстратов, выступавших в качестве средства платежа в незаконной сделке с человеком, а также мест, где насильно содержались и подвергались эксплуатации жертвы; допрос дополнительных свидетелей, могущих дать пояснения по вопросам, имеющим значение для установления объективной картины преступления; проведение необходимых экспертных исследований (дактилоскопической, компьютерно-технической, фонографической, технико-криминалистической экспертизы документов и т.п.); направление отдельных поручений органу дознания для установления новых жертв торговли людьми, дополнительных свидетелей и очевидцев произошедшего, отработки подозреваемых лиц на причастность к другим эпизодам преступной деятельности, в том числе носящей межрегиональный или международный характер, проверка их по базам Интерпола и Европола <11>.
(Макаренко М.М., Шуваева М.С., Горлова Ю.А.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Содержание второй следственной ситуации предполагает: подробный допрос потерпевшего, назначение и проведение ему необходимых экспертиз (судебно-медицинской, психолого-психиатрической и др.); задержание, личный обыск, освидетельствование подозреваемых, их допрос об обстоятельствах совершенного преступного деяния; обыски по месту их работы и жительства; проведение опознаний и очных ставок; осмотр материальных субстратов, выступавших в качестве средства платежа в незаконной сделке с человеком, а также мест, где насильно содержались и подвергались эксплуатации жертвы; допрос дополнительных свидетелей, могущих дать пояснения по вопросам, имеющим значение для установления объективной картины преступления; проведение необходимых экспертных исследований (дактилоскопической, компьютерно-технической, фонографической, технико-криминалистической экспертизы документов и т.п.); направление отдельных поручений органу дознания для установления новых жертв торговли людьми, дополнительных свидетелей и очевидцев произошедшего, отработки подозреваемых лиц на причастность к другим эпизодам преступной деятельности, в том числе носящей межрегиональный или международный характер, проверка их по базам Интерпола и Европола <11>.
Статья: Законодательные проблемы обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести в условиях отсутствия подсудимого
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Кроме того, процесс розыска и выдачи обвиняемых (подозреваемых) по уголовным делам, возбужденным компетентными органами Российской Федерации, напрямую связан с международно-правовыми отношениями нашего государства и других стран. Разыскная деятельность осуществляется посредством обмена оперативно-справочной, разыскной, дактилоскопической, криминалистической и иной информацией, способствующей установлению местонахождения разыскиваемых лиц и задержанию преступников. Кроме того, возможно совместное участие в разыскных мероприятиях, командирование сотрудников органов внутренних дел государства - инициатора розыска в государство, на территории которого может находиться разыскиваемое лицо. По этим причинам значительное влияние на розыск и экстрадицию лиц, совершивших преступления, оказывает политическая ситуация.
(Буланова О.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Кроме того, процесс розыска и выдачи обвиняемых (подозреваемых) по уголовным делам, возбужденным компетентными органами Российской Федерации, напрямую связан с международно-правовыми отношениями нашего государства и других стран. Разыскная деятельность осуществляется посредством обмена оперативно-справочной, разыскной, дактилоскопической, криминалистической и иной информацией, способствующей установлению местонахождения разыскиваемых лиц и задержанию преступников. Кроме того, возможно совместное участие в разыскных мероприятиях, командирование сотрудников органов внутренних дел государства - инициатора розыска в государство, на территории которого может находиться разыскиваемое лицо. По этим причинам значительное влияние на розыск и экстрадицию лиц, совершивших преступления, оказывает политическая ситуация.
Статья: Некоторые перспективы использования системы распознавания лица для пресечения административных правонарушений
(Смирнов И.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Систему распознавания лица по аналогии с дактилоскопией следует разделить на два вида:
(Смирнов И.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Систему распознавания лица по аналогии с дактилоскопией следует разделить на два вида:
Статья: Институционализация права на неприкосновенность частной жизни в законодательстве об организации спецслужб и полиции
(Хайруллин Т.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <10> указанная регистрация может быть добровольной и обязательной. В числе лиц, которые несут обязанность дактилоскопической регистрации, находятся служащие различных органов исполнительной власти (главным образом - военнослужащие и служащие правоохранительных органов); занимающиеся близким родом деятельности частные детективы и охранники; лица, которые могут быть причастными к совершению уголовных и ряда административных правонарушений (подозреваемые, совершившие административный проступок, осужденные и др.); субъекты миграционного законодательства (ходатайствующие о политическом убежище, подлежащие выдворению иностранные граждане, натурализуемые иностранцы и др.); ряд других категорий граждан. Полагаем, что данный перечень в целом удовлетворяет конституционным критериям справедливости и разумной дифференциации правового регулирования. Граждане в массовом и всеобщем порядке не подвергаются обязательной дактилоскопической регистрации, что позволяло бы моментально идентифицировать личность любого предполагаемого правонарушителя. Это, конечно, затрудняет розыск правонарушителей, однако законодатель осознанно жертвует данной ценностью в целях защиты частной жизни граждан. Таким образом, обеспечивается недопустимость полной "прозрачности" для правоохранительных органов частной жизнедеятельности граждан, если только последние не оказались в прошлом причастными к нарушению правил уголовного или некоторых норм административного законодательства.
(Хайруллин Т.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)Так, в соответствии с Федеральным законом "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" <10> указанная регистрация может быть добровольной и обязательной. В числе лиц, которые несут обязанность дактилоскопической регистрации, находятся служащие различных органов исполнительной власти (главным образом - военнослужащие и служащие правоохранительных органов); занимающиеся близким родом деятельности частные детективы и охранники; лица, которые могут быть причастными к совершению уголовных и ряда административных правонарушений (подозреваемые, совершившие административный проступок, осужденные и др.); субъекты миграционного законодательства (ходатайствующие о политическом убежище, подлежащие выдворению иностранные граждане, натурализуемые иностранцы и др.); ряд других категорий граждан. Полагаем, что данный перечень в целом удовлетворяет конституционным критериям справедливости и разумной дифференциации правового регулирования. Граждане в массовом и всеобщем порядке не подвергаются обязательной дактилоскопической регистрации, что позволяло бы моментально идентифицировать личность любого предполагаемого правонарушителя. Это, конечно, затрудняет розыск правонарушителей, однако законодатель осознанно жертвует данной ценностью в целях защиты частной жизни граждан. Таким образом, обеспечивается недопустимость полной "прозрачности" для правоохранительных органов частной жизнедеятельности граждан, если только последние не оказались в прошлом причастными к нарушению правил уголовного или некоторых норм административного законодательства.
Статья: Информационное обеспечение криминалистической деятельности
(Бахтеев Д.В., Шевырталов Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Клавиатурный почерк - биометрическая поведенческая характеристика, описывающая, как человек набирает текст на клавиатуре. Он идентифицируется через большое число разнообразных признаков: время удержания клавиши, длительность интервалов между нажатиями, системно допускаемые ошибки и опечатки, скорость набора текста и т.д. <21>. Особенности клавиатурного почерка можно использовать как для повышения безопасности и удобства аутентификации обычным паролем <22>, так и для решения задач уголовного судопроизводства. С помощью исследования клавиатурного почерка возможно точно установить исполнителя напечатанного текста - то есть в условиях стремительной цифровизации и всеобщего перехода на электронный документооборот это может послужить альтернативой часто назначаемым почерковедческим экспертизам. Вместе с тем для выявления злоумышленников, публикующих противоправные текстовые материалы (экстремистского характера, например) на цифровых ресурсах, перспективным будет иметь возможность сопоставить признаки клавиатурного почерка лиц, создающих эти тексты, с почерком подозреваемых, обвиняемых в совершении конкретного компьютерного преступления, для чего и нужно создать предлагаемый учет. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что клавиатурный почерк может выступать способом и для пассивной цифровой дактилоскопии <23>.
(Бахтеев Д.В., Шевырталов Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Клавиатурный почерк - биометрическая поведенческая характеристика, описывающая, как человек набирает текст на клавиатуре. Он идентифицируется через большое число разнообразных признаков: время удержания клавиши, длительность интервалов между нажатиями, системно допускаемые ошибки и опечатки, скорость набора текста и т.д. <21>. Особенности клавиатурного почерка можно использовать как для повышения безопасности и удобства аутентификации обычным паролем <22>, так и для решения задач уголовного судопроизводства. С помощью исследования клавиатурного почерка возможно точно установить исполнителя напечатанного текста - то есть в условиях стремительной цифровизации и всеобщего перехода на электронный документооборот это может послужить альтернативой часто назначаемым почерковедческим экспертизам. Вместе с тем для выявления злоумышленников, публикующих противоправные текстовые материалы (экстремистского характера, например) на цифровых ресурсах, перспективным будет иметь возможность сопоставить признаки клавиатурного почерка лиц, создающих эти тексты, с почерком подозреваемых, обвиняемых в совершении конкретного компьютерного преступления, для чего и нужно создать предлагаемый учет. Некоторые иностранные исследователи утверждают, что клавиатурный почерк может выступать способом и для пассивной цифровой дактилоскопии <23>.
Статья: Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)В России и Беларуси государственная дактилоскопическая регистрация проводится на основании принципа сочетания добровольности и обязательности, при этом круг иностранных граждан, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации, различается. Так, в Законе РБ от 4 ноября 2003 г. N 236-З "О государственной дактилоскопической регистрации" оговаривается обязательная дактилоскопическая регистрация следующих категорий иностранных граждан и лиц без гражданства: 1) признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности по решению суда; 2) подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления; 3) подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь; 4) лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел, лиц, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом РБ, а также лиц, совершивших административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста; 5) прибывших в Республику Беларусь и обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Беларуси в соответствии с законодательными актами РБ, либо которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся за получением разрешения на постоянное проживание в Беларуси (за установленными исключениями), и др.
(Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 2)В России и Беларуси государственная дактилоскопическая регистрация проводится на основании принципа сочетания добровольности и обязательности, при этом круг иностранных граждан, подлежащих обязательной государственной дактилоскопической регистрации, различается. Так, в Законе РБ от 4 ноября 2003 г. N 236-З "О государственной дактилоскопической регистрации" оговаривается обязательная дактилоскопическая регистрация следующих категорий иностранных граждан и лиц без гражданства: 1) признанных недееспособными или ограниченных в дееспособности по решению суда; 2) подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления; 3) подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь; 4) лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел, лиц, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом РБ, а также лиц, совершивших административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста; 5) прибывших в Республику Беларусь и обратившихся с ходатайством о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Беларуси в соответствии с законодательными актами РБ, либо которым предоставлена временная защита в Республике Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, обратившихся за получением разрешения на постоянное проживание в Беларуси (за установленными исключениями), и др.