Что не является рекламой
Подборка наиболее важных документов по запросу Что не является рекламой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) привлечена к ответственности за распространение ненадлежащей рекламы посредством рассылки СМС-сообщений без предварительного согласия абонента на их получение, однако установлено, что согласие на рассылку получено и сообщение не является рекламой (например, содержало предложение о предоставлении бонусов именно этому абоненту)
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (ИП) привлечена к ответственности за распространение ненадлежащей рекламы посредством рассылки СМС-сообщений без предварительного согласия абонента на их получение, однако установлено, что согласие на рассылку получено и сообщение не является рекламой (например, содержало предложение о предоставлении бонусов именно этому абоненту)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Так, суд первой инстанции правомерно указал на то, что доказательств данному факту ответчиком не представлено, вместе с тем, главным отличием рекламной конструкции от вывески является то, что вывеска не является рекламой. Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования (например, к какому-либо товару), формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона "О рекламе"). Вывеска, которая содержит следующую информацию, которую продавцы (исполнители) обязаны довести до потребителя (п. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей): фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); режим работы не является рекламной, однако данным требованиям, размещенная вывеска ответчика не соответствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)Не всякая информация о ваших товарах или компании является рекламой и подпадает под требования к рекламе. Например, к ней не относится информация, которую вы обязаны довести до потребителя в силу закона.
(КонсультантПлюс, 2025)Не всякая информация о ваших товарах или компании является рекламой и подпадает под требования к рекламе. Например, к ней не относится информация, которую вы обязаны довести до потребителя в силу закона.
Статья: Указатель аптеки рекламой не является
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4
(Палько Е.А.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
<Письмо> ФАС России от 29.05.2023 N 08/41716/23
"Об информации в сети "Интернет"По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
"Об информации в сети "Интернет"По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающему услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)Главным отличием рекламной конструкции от вывески является то, что вывеска не является рекламой. Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования (например, к какому-либо товару), формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)Главным отличием рекламной конструкции от вывески является то, что вывеска не является рекламой. Целью рекламы является привлечение внимания к объекту рекламирования (например, к какому-либо товару), формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона о рекламе).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.07.2025 по делу N А79-4073/2023 <Передача продукции на дегустацию не всегда относится к рекламе>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)По мнению инспекторов, общество отразило в составе рекламных расходов затраты, не являющиеся пиарными. Речь о передаче ряду контрагентов алкоголя для проведения дегустаций. Судьи АС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.07.2025 N Ф01-1451/2025 по делу N А79-4073/2023 ревизоров поддержали.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)По мнению инспекторов, общество отразило в составе рекламных расходов затраты, не являющиеся пиарными. Речь о передаче ряду контрагентов алкоголя для проведения дегустаций. Судьи АС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.07.2025 N Ф01-1451/2025 по делу N А79-4073/2023 ревизоров поддержали.
Готовое решение: Как принять к вычету НДС по нормируемым расходам
(КонсультантПлюс, 2025)вы бесплатно раздаете рекламную продукцию, которая не является товаром и не представляет потребительской ценности (например, рекламные каталоги, брошюры, листовки). НДС нельзя принять к вычету, так как сама операция по передаче этой продукции не облагается НДС (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489). Однако по этому вопросу есть противоположная позиция;
(КонсультантПлюс, 2025)вы бесплатно раздаете рекламную продукцию, которая не является товаром и не представляет потребительской ценности (например, рекламные каталоги, брошюры, листовки). НДС нельзя принять к вычету, так как сама операция по передаче этой продукции не облагается НДС (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489). Однако по этому вопросу есть противоположная позиция;
Статья: Этико-правовые стандарты поведения государственных служащих в Объединенных Арабских Эмиратах
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Согласно законам о государственной службе принятие взятки, предложение и просьба о взятках запрещены. Согласно этим законам государственные служащие не должны принимать никаких подарков, если только они не являются символической рекламой или рекламными подарками с названием и эмблемой организации, которая их дарит, и каждое министерство должно определить организационное подразделение, которому разрешено принимать подарки от его имени в соответствии со своими правилами и стандартами.
(Дикажев М.М.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 4)Согласно законам о государственной службе принятие взятки, предложение и просьба о взятках запрещены. Согласно этим законам государственные служащие не должны принимать никаких подарков, если только они не являются символической рекламой или рекламными подарками с названием и эмблемой организации, которая их дарит, и каждое министерство должно определить организационное подразделение, которому разрешено принимать подарки от его имени в соответствии со своими правилами и стандартами.
Вопрос: Организации - партнеры по бизнесу, не являющиеся взаимозависимыми, безвозмездно обмениваются рекламными объявлениями, размещая их на своих сайтах, в соцсетях или группах, а также они получают доход от реализации иных услуг по распространению рекламы в сети Интернет. Как определить размер рекламного сбора?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Организации - партнеры по бизнесу, не являющиеся взаимозависимыми, безвозмездно обмениваются рекламными объявлениями, размещая их на своих сайтах, в соцсетях или группах, а также они получают доход от реализации иных услуг по распространению рекламы в сети Интернет. Как определить размер рекламного сбора?
(Консультация эксперта, ФАС России, 2025)Вопрос: Организации - партнеры по бизнесу, не являющиеся взаимозависимыми, безвозмездно обмениваются рекламными объявлениями, размещая их на своих сайтах, в соцсетях или группах, а также они получают доход от реализации иных услуг по распространению рекламы в сети Интернет. Как определить размер рекламного сбора?
Статья: Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)1. Значки, передача которых НЕ является передачей
(Емельянова В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 3)1. Значки, передача которых НЕ является передачей
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, не является рекламой раздача образцов продукции (сувенирной продукции) контрагентам, поскольку в этом случае распространение информации осуществляется среди определенного круга лиц (письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, не является рекламой раздача образцов продукции (сувенирной продукции) контрагентам, поскольку в этом случае распространение информации осуществляется среди определенного круга лиц (письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582).
Статья: Критерии разграничения рекламы и органичной интеграции
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)В рекламе креативность часто проявляется через уникальные и привлекательные концепции, дизайн, разработанный специально для рекламной кампании. В органичной интеграции креативность проявляется в способах внедрения продукта бренда в контент таким образом, чтобы это выглядело естественно и не являлось прямой рекламой. В 2019 г. вышел в прокат фильм "Взрывная блондинка", главную роль в котором исполнила Шарлиз Терон. Она легко устраняет врагов, ловко прыгает с балконов и много пьет <13>. В течение фильма Шарлиз Терон дважды заказывала водку "Столичная", а сам бренд появляется в кадре восемь раз <14>. Суд по интеллектуальным правам в Постановлении N С01-1426/2019 по делу N А40-64050/2019 при рассмотрении дела установил, что само по себе упоминание водки Stolichnaya не может считаться скрытой рекламой. По мнению заявителя, данный факт формирует и поддерживает интерес зрителя к объекту рекламирования. Суд пришел к выводу, что кадры с изображением водки были органично интегрированы в сюжет фильма, передавая характер и привычки главного героя, и не имеют признаков рекламного характера. Тем самым суд в Постановлении в очередной раз закрепил понятие органичной интеграции и отметил факт невозможности получения восприятия креатива без сопутствующего, естественного для сюжета внедрения информации.
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)В рекламе креативность часто проявляется через уникальные и привлекательные концепции, дизайн, разработанный специально для рекламной кампании. В органичной интеграции креативность проявляется в способах внедрения продукта бренда в контент таким образом, чтобы это выглядело естественно и не являлось прямой рекламой. В 2019 г. вышел в прокат фильм "Взрывная блондинка", главную роль в котором исполнила Шарлиз Терон. Она легко устраняет врагов, ловко прыгает с балконов и много пьет <13>. В течение фильма Шарлиз Терон дважды заказывала водку "Столичная", а сам бренд появляется в кадре восемь раз <14>. Суд по интеллектуальным правам в Постановлении N С01-1426/2019 по делу N А40-64050/2019 при рассмотрении дела установил, что само по себе упоминание водки Stolichnaya не может считаться скрытой рекламой. По мнению заявителя, данный факт формирует и поддерживает интерес зрителя к объекту рекламирования. Суд пришел к выводу, что кадры с изображением водки были органично интегрированы в сюжет фильма, передавая характер и привычки главного героя, и не имеют признаков рекламного характера. Тем самым суд в Постановлении в очередной раз закрепил понятие органичной интеграции и отметил факт невозможности получения восприятия креатива без сопутствующего, естественного для сюжета внедрения информации.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)20. Часть 20 комментируемой статьи запрещает использование словосочетания "платформа цифрового рубля", производных от него слов и словосочетаний в рамках осуществления своей деятельности и (или) рекламе иными лицами, не являющимися оператором платформы цифрового рубля (то есть не Банком России), участниками платформы цифрового рубля.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)20. Часть 20 комментируемой статьи запрещает использование словосочетания "платформа цифрового рубля", производных от него слов и словосочетаний в рамках осуществления своей деятельности и (или) рекламе иными лицами, не являющимися оператором платформы цифрового рубля (то есть не Банком России), участниками платформы цифрового рубля.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, не является рекламой раздача образцов продукции (сувенирной продукции) контрагентам, поскольку в этом случае распространение информации осуществляется среди определенного круга лиц (Письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, не является рекламой раздача образцов продукции (сувенирной продукции) контрагентам, поскольку в этом случае распространение информации осуществляется среди определенного круга лиц (Письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582).