Численность работников малого и среднего бизнеса
Подборка наиболее важных документов по запросу Численность работников малого и среднего бизнеса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что сведения по страховым расчетам направлены обществом в установленные сроки. При этом ИФНС не ставит под сомнение соответствие среднесписочной численности работников общества критериям малого и среднего предпринимательства. Соответственно, доначисление страховых взносов неправомерно.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд пришел к выводу, что сведения по страховым расчетам направлены обществом в установленные сроки. При этом ИФНС не ставит под сомнение соответствие среднесписочной численности работников общества критериям малого и среднего предпринимательства. Соответственно, доначисление страховых взносов неправомерно.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 425 "Тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по исключению общества-страхователя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, решений о начислении страховых взносов. По мнению общества, оно имело право применять пониженный тариф страховых взносов, так как формально соответствовало всем требованиям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства. Суд удовлетворил требования общества, отметив, что неверное указание численности работников (310 человек) в расчете страховых взносов было обусловлено сбоем работы программы и является опечаткой, впоследствии обществом указаны верные данные, оно соответствовало критериям для включения в реестр, оснований для доначисления страховых взносов не было. Суд принял во внимание, что в представленные обществом расчеты по страховым взносам были внесены персонифицированные сведения о застрахованных лицах, число которых не превышало 204 человека, из представленных в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ следует, что число работников не превышало 238 человек.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по исключению общества-страхователя из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, решений о начислении страховых взносов. По мнению общества, оно имело право применять пониженный тариф страховых взносов, так как формально соответствовало всем требованиям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства. Суд удовлетворил требования общества, отметив, что неверное указание численности работников (310 человек) в расчете страховых взносов было обусловлено сбоем работы программы и является опечаткой, впоследствии обществом указаны верные данные, оно соответствовало критериям для включения в реестр, оснований для доначисления страховых взносов не было. Суд принял во внимание, что в представленные обществом расчеты по страховым взносам были внесены персонифицированные сведения о застрахованных лицах, число которых не превышало 204 человека, из представленных в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ следует, что число работников не превышало 238 человек.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)В Российской Федерации малое предпринимательство пока нельзя назвать элементом устойчивого экономического развития экономики. В начале 2019 г. правительство утвердило паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)В Российской Федерации малое предпринимательство пока нельзя назвать элементом устойчивого экономического развития экономики. В начале 2019 г. правительство утвердило паспорт национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Информация: ФНС России обновила реестр МСП
("Официальный сайт ФНС России", 2025)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2024 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
("Официальный сайт ФНС России", 2025)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2024 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
Нормативные акты
Справочная информация: "Тарифы страховых взносов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.2.3. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ), на 2025 г.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.2.3. Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", основным видом экономической деятельности которых является деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае соответствия плательщика применимым к нему условиям, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ), на 2025 г.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
Статья: Субъекты малого и среднего предпринимательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
Информация: ФНС обновила реестр МСП
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2023 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
("Официальный сайт ФНС России", 2024)Федеральная налоговая служба сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2023 год, данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, Законом об МСП установлены следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Так, Законом об МСП установлены следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ <185>) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства" Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ <185>) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в п. 1 данной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Другой пример - критерии, определяющие лиц, признаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства. Как уже упоминалось выше, речь идет о следующих критериях: организационно-правовая форма, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства). Так, по критерию среднесписочной численности работников установлены абсолютные значения: до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек); от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий. Также Правительством Российской Федерации установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн рублей; малые предприятия - 800 млн рублей; средние предприятия - 2 млрд рублей <1>. При этом опять же абсолютные значения данных показателей без соотнесения с общим состоянием экономики и с иными индивидуализирующими микроэкономическими характеристиками (показателями) могут негативно отразиться на адекватности правового регулирования.
Статья: Особенности государственной налоговой политики на современном этапе
(Титов А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Сущность нового налогового режима заключается в переложении обязанности по исчислению налога с налогоплательщиков на органы налоговой администрации. В пилотном варианте "автоматизированный режим" доступен только для субъектов малого бизнеса и ограничен наличием у налогоплательщика средней численности работников до 5 человек и объемом годового дохода 60 млн рублей. Предполагается, что для отдельных субъектов малого бизнеса подобный подход осуществления налогового администрирования позволит существенно облегчить процедуру ведения бухгалтерского учета, подачу соответствующей отчетности, а также расчет налогов. Однако сам факт возможности легитимного неведения бухгалтерского и налогового учета не освобождает налогоплательщиков от хранения первичных документов, подтверждающих реальность ведения хозяйственной деятельности, исследование которых будет осуществляться в рамках камерального налогового контроля.
(Титов А.С.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Сущность нового налогового режима заключается в переложении обязанности по исчислению налога с налогоплательщиков на органы налоговой администрации. В пилотном варианте "автоматизированный режим" доступен только для субъектов малого бизнеса и ограничен наличием у налогоплательщика средней численности работников до 5 человек и объемом годового дохода 60 млн рублей. Предполагается, что для отдельных субъектов малого бизнеса подобный подход осуществления налогового администрирования позволит существенно облегчить процедуру ведения бухгалтерского учета, подачу соответствующей отчетности, а также расчет налогов. Однако сам факт возможности легитимного неведения бухгалтерского и налогового учета не освобождает налогоплательщиков от хранения первичных документов, подтверждающих реальность ведения хозяйственной деятельности, исследование которых будет осуществляться в рамках камерального налогового контроля.
Статья: Современное состояние системы страхования вкладов в России
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)Таким образом, ССВ защищаются вклады не только физических лиц, но и счета индивидуальных предпринимателей (ИП). Возмещение по вкладу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается ИП в размере 100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн руб., если иное не установлено Законом N 177-ФЗ [1]. Также застрахованы и средства на счетах юридических лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) [2], потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, религиозных и благотворительных организаций. Критерии малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в части численности работников и величины дохода, приведены в табл. 1. Среднесписочная численность установлена в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ [1], а предельная величина дохода установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [3].
(Романова М.В.)
("Финансы", 2023, N 2)Таким образом, ССВ защищаются вклады не только физических лиц, но и счета индивидуальных предпринимателей (ИП). Возмещение по вкладу в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается ИП в размере 100% суммы вклада в банке, но не более 1,4 млн руб., если иное не установлено Законом N 177-ФЗ [1]. Также застрахованы и средства на счетах юридических лиц, которые относятся к субъектам малого предпринимательства (СМП) и внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) [2], потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, религиозных и благотворительных организаций. Критерии малых предприятий, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в части численности работников и величины дохода, приведены в табл. 1. Среднесписочная численность установлена в п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ [1], а предельная величина дохода установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 [3].