Частные военные компании
Подборка наиболее важных документов по запросу Частные военные компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Что следует понимать под частными военными компаниями?
(Гагарин Е.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2015, N 6)ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД ЧАСТНЫМИ ВОЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ?
(Гагарин Е.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2015, N 6)ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД ЧАСТНЫМИ ВОЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ?
Статья: Конституция Японии: время перемен?
(Кочеткова И.В., Осипова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)<5> Шалак А.В., Третьяков Д.А. Роль китайских частных военных компаний в реализации инициативы "Один пояс - один путь" // Российско-китайские исследования. 2022. Т. 6. N 2. С. 80 - 81.
(Кочеткова И.В., Осипова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)<5> Шалак А.В., Третьяков Д.А. Роль китайских частных военных компаний в реализации инициативы "Один пояс - один путь" // Российско-китайские исследования. 2022. Т. 6. N 2. С. 80 - 81.
Статья: Понятие и элементы правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)В настоящее время правовой статус граждан, участвующих в обеспечении обороны и безопасности, урегулирован таким образом, что он фактически не соответствует по условиям характеру их деятельности и социальной значимости, что особенно свойственно участию граждан без включения в состав военной организации государства, что говорит о дисбалансе правового регулирования форм участия. Если деятельность добровольных народных дружин применяется, нормативно предусмотрена, то деятельность неправительственных организаций в сфере обеспечения национальной безопасности, частных военных компаний столь детально не урегулирована. Законодатель, ставя задачу объединения усилий государства, общества и личности по защите России, не предусматривает порядка ее реализации, обращая большее внимание на правовые ограничения деятельности иностранных агентов, признание деятельности иностранных и международных организаций нежелательной, а также не вводит альтернативных правозащитных механизмов, что в целом препятствует созданию и применению необходимых стимулирующих мер участия граждан в обеспечении обороны и безопасности, а также защитных правовых мер. При этом в выступлениях и посланиях главы государства прослеживается необходимость принятия таких мер, что особенно актуально для предупреждения военных угроз и опасностей.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)В настоящее время правовой статус граждан, участвующих в обеспечении обороны и безопасности, урегулирован таким образом, что он фактически не соответствует по условиям характеру их деятельности и социальной значимости, что особенно свойственно участию граждан без включения в состав военной организации государства, что говорит о дисбалансе правового регулирования форм участия. Если деятельность добровольных народных дружин применяется, нормативно предусмотрена, то деятельность неправительственных организаций в сфере обеспечения национальной безопасности, частных военных компаний столь детально не урегулирована. Законодатель, ставя задачу объединения усилий государства, общества и личности по защите России, не предусматривает порядка ее реализации, обращая большее внимание на правовые ограничения деятельности иностранных агентов, признание деятельности иностранных и международных организаций нежелательной, а также не вводит альтернативных правозащитных механизмов, что в целом препятствует созданию и применению необходимых стимулирующих мер участия граждан в обеспечении обороны и безопасности, а также защитных правовых мер. При этом в выступлениях и посланиях главы государства прослеживается необходимость принятия таких мер, что особенно актуально для предупреждения военных угроз и опасностей.
Статья: Политическая стабильность как средство национальной безопасности России
(Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)2) появление конкретного внешнего врага Российской Федерации в виде блока НАТО: сплоченный коллективный Запад добился мощного политического давления на Российскую Федерацию, нанес ей значительный экономический ущерб из-за разрыва экономических связей с важными партнерами. Как следствие, Российская Федерация оказалась вынуждена в одиночку бороться с группой стран, совокупный экономический потенциал которых многократно превосходит потенциальные возможности нашей страны; массированная поставка экипировки, техники и вооружения Украине; беспрецедентная информационная война как в средствах массовой информации, так и в сети Интернет; появление в зоне боевых действий иностранных наемников, инструкторов, подразделений и частей западных спецслужб, частных военных компаний; отлаженная система глобальной спутниковой связи Starlink, предоставление высокоскоростного доступа в Интернет вооруженным формированиям Украины, своевременная передача разведывательной информации странами блока НАТО о передвижениях и действиях российских войск на территории Украины; откровенные террористические акты и диверсии как на территории Российской Федерации (Крымский мост, военные аэродромы дальней стратегической авиации в Энгельсе Саратовской области и Дягилево Рязанской области, приграничные территории Белгородской, Курской, Брянской областей), так и на газопроводах "Северный поток - 1", "Северный поток - 2";
(Дудин Н.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)2) появление конкретного внешнего врага Российской Федерации в виде блока НАТО: сплоченный коллективный Запад добился мощного политического давления на Российскую Федерацию, нанес ей значительный экономический ущерб из-за разрыва экономических связей с важными партнерами. Как следствие, Российская Федерация оказалась вынуждена в одиночку бороться с группой стран, совокупный экономический потенциал которых многократно превосходит потенциальные возможности нашей страны; массированная поставка экипировки, техники и вооружения Украине; беспрецедентная информационная война как в средствах массовой информации, так и в сети Интернет; появление в зоне боевых действий иностранных наемников, инструкторов, подразделений и частей западных спецслужб, частных военных компаний; отлаженная система глобальной спутниковой связи Starlink, предоставление высокоскоростного доступа в Интернет вооруженным формированиям Украины, своевременная передача разведывательной информации странами блока НАТО о передвижениях и действиях российских войск на территории Украины; откровенные террористические акты и диверсии как на территории Российской Федерации (Крымский мост, военные аэродромы дальней стратегической авиации в Энгельсе Саратовской области и Дягилево Рязанской области, приграничные территории Белгородской, Курской, Брянской областей), так и на газопроводах "Северный поток - 1", "Северный поток - 2";
Статья: Проблема классифицирования правовых форм участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)По отношению к военной организации государства представляет интерес разграничение, основанное на применении метода правового регулирования общественных отношений и степени контроля за деятельностью граждан и организаций: в ее составе (прохождение военной службы, подготовка к военной службе, государственная гражданская служба и исполнение трудовой функции лицами из числа гражданского персонала, прохождение военной службы при нахождении в запасе, добровольческие и иные формирования); не имеющие отношения к ее составу (лица, осуществляющие содействие уполномоченным органам, сотрудничество с ними; добровольные народные дружины, коммерческие и некоммерческие организации; представляется возможным отнести к этой группе деятельность частных военных компаний, военно-охранных компаний).
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 4)По отношению к военной организации государства представляет интерес разграничение, основанное на применении метода правового регулирования общественных отношений и степени контроля за деятельностью граждан и организаций: в ее составе (прохождение военной службы, подготовка к военной службе, государственная гражданская служба и исполнение трудовой функции лицами из числа гражданского персонала, прохождение военной службы при нахождении в запасе, добровольческие и иные формирования); не имеющие отношения к ее составу (лица, осуществляющие содействие уполномоченным органам, сотрудничество с ними; добровольные народные дружины, коммерческие и некоммерческие организации; представляется возможным отнести к этой группе деятельность частных военных компаний, военно-охранных компаний).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Также в 2015 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 630327-6 "О частных военно-охранных компаниях", в 2016 г. - законопроект N 1016663-6 "О частной военно-охранной деятельности" <1>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Также в 2015 г. в Государственную Думу был внесен проект федерального закона N 630327-6 "О частных военно-охранных компаниях", в 2016 г. - законопроект N 1016663-6 "О частной военно-охранной деятельности" <1>.
Статья: Прекращение уголовного преследования мобилизованного военнослужащего
(Стельмах В.Ю.)
("Уголовное право", 2024, N 11)В тексте закона упоминаются лишь Вооруженные Силы РФ, хотя по закону воинские формирования созданы и в других ведомствах (войска национальной гвардии РФ, пограничные войска ФСБ России). Представляется, что действие ст. 78.1 УК РФ и ст. 28.2 УПК РФ должно распространяться на всех военнослужащих. Очевидно, что законодатель отнюдь не пытался вывести из-под действия названных норм сотрудников других ведомств, кроме Министерства обороны РФ, а упомянул в тексте закона Вооруженные Силы РФ лишь как основной орган, в котором предусмотрена военная служба. Распространение положений ст. 78.1 УК РФ и ст. 28.2 УПК РФ на другие государственные органы не нарушает и не ограничивает прав граждан, следовательно, применение закона по аналогии возможно и желательно. При этом рассматриваемое основание прекращения уголовного преследования не может распространяться на частные военные компании (ЧВК).
(Стельмах В.Ю.)
("Уголовное право", 2024, N 11)В тексте закона упоминаются лишь Вооруженные Силы РФ, хотя по закону воинские формирования созданы и в других ведомствах (войска национальной гвардии РФ, пограничные войска ФСБ России). Представляется, что действие ст. 78.1 УК РФ и ст. 28.2 УПК РФ должно распространяться на всех военнослужащих. Очевидно, что законодатель отнюдь не пытался вывести из-под действия названных норм сотрудников других ведомств, кроме Министерства обороны РФ, а упомянул в тексте закона Вооруженные Силы РФ лишь как основной орган, в котором предусмотрена военная служба. Распространение положений ст. 78.1 УК РФ и ст. 28.2 УПК РФ на другие государственные органы не нарушает и не ограничивает прав граждан, следовательно, применение закона по аналогии возможно и желательно. При этом рассматриваемое основание прекращения уголовного преследования не может распространяться на частные военные компании (ЧВК).
Статья: Гражданское общество и его институты в теории соотношения субъектов конституционного права
(Васильев С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Вместе с тем А.В. Курочкин отмечает, что "в силу усовершенствования гражданского общества политические партии неизбежно теряют роль центров, в которых происходит гражданское самоопределение" <45>. То есть, выполняя свои основные задачи, политические партии становятся своего рода узкопрофильными организациями, занимающимися только политикой. В это время на авансцену выходят другие общественные формирования, которые выполняют все необходимые социальные функции. Так, в современных условиях мобилизации всех общественных сил на сохранение российских ценностей снова обретает актуальность создание общественных объединений правоохранительной направленности. Указанная инициатива является результатом развития взаимоотношений общества и государства на современном этапе развития частных военных компаний, обусловлена необходимостью создания подразделений территориальной обороны на приграничных с Украиной территориях, формирования специальных подразделений в регионах с особыми внутренними и внешними угрозами и т.д.
(Васильев С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Вместе с тем А.В. Курочкин отмечает, что "в силу усовершенствования гражданского общества политические партии неизбежно теряют роль центров, в которых происходит гражданское самоопределение" <45>. То есть, выполняя свои основные задачи, политические партии становятся своего рода узкопрофильными организациями, занимающимися только политикой. В это время на авансцену выходят другие общественные формирования, которые выполняют все необходимые социальные функции. Так, в современных условиях мобилизации всех общественных сил на сохранение российских ценностей снова обретает актуальность создание общественных объединений правоохранительной направленности. Указанная инициатива является результатом развития взаимоотношений общества и государства на современном этапе развития частных военных компаний, обусловлена необходимостью создания подразделений территориальной обороны на приграничных с Украиной территориях, формирования специальных подразделений в регионах с особыми внутренними и внешними угрозами и т.д.
Статья: Добровольная сдача в плен (ст. 352.1 УК РФ): вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 3)К числу субъектов преступления также не относятся сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания (например, сотрудники МВД России, Росгвардии), ополченцы, сотрудники частных военных компаний, так как они не проходят военную службу.
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 3)К числу субъектов преступления также не относятся сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания (например, сотрудники МВД России, Росгвардии), ополченцы, сотрудники частных военных компаний, так как они не проходят военную службу.
Статья: Применение вооруженной силы частными морскими охранными компаниями: динамика границ и специфика правового регулирования в современном мире
(Холиков И.В., Окоча В.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)<1> См.: Старцун В.Н. Частные военные компании: международный опыт и перспективы правового регулирования в Российской Федерации. М., 2016. С. 18.
(Холиков И.В., Окоча В.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)<1> См.: Старцун В.Н. Частные военные компании: международный опыт и перспективы правового регулирования в Российской Федерации. М., 2016. С. 18.
Статья: Уголовная ответственность за мародерство
(Власенко В.В.)
("Законность", 2023, N 9)Субъект мародерства является общим - физическое лицо, достигшее шестнадцати лет. В отличие от преступлений, предусмотренных ст. 266 и 267 УК РСФСР, где субъектом могли быть исключительно военнослужащие СССР, субъектом мародерства могут быть абсолютно любые лица (военнослужащие РФ, военнослужащие иностранных государств, наемники, ополченцы, добровольцы, служащие частных военных компаний, сотрудники полиции, лица из числа гражданского населения и т.д.). Подобное принципиальное расширение круга субъектов исследуемого преступления во многом обусловлено необходимостью защиты права собственности в условиях вооруженного конфликта прежде всего от общественно опасных посягательств со стороны противника РФ. Этим обстоятельством в том числе и объясняется расположение анализируемой нормы в гл. 34, а не в гл. 33 УК ("Преступления против военной службы").
(Власенко В.В.)
("Законность", 2023, N 9)Субъект мародерства является общим - физическое лицо, достигшее шестнадцати лет. В отличие от преступлений, предусмотренных ст. 266 и 267 УК РСФСР, где субъектом могли быть исключительно военнослужащие СССР, субъектом мародерства могут быть абсолютно любые лица (военнослужащие РФ, военнослужащие иностранных государств, наемники, ополченцы, добровольцы, служащие частных военных компаний, сотрудники полиции, лица из числа гражданского населения и т.д.). Подобное принципиальное расширение круга субъектов исследуемого преступления во многом обусловлено необходимостью защиты права собственности в условиях вооруженного конфликта прежде всего от общественно опасных посягательств со стороны противника РФ. Этим обстоятельством в том числе и объясняется расположение анализируемой нормы в гл. 34, а не в гл. 33 УК ("Преступления против военной службы").