Частная дорога
Подборка наиболее важных документов по запросу Частная дорога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 50 "Муниципальное имущество" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из системного анализа положений пункта 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ, статьи 8 Закона N 257-ФЗ следует, что уполномоченные органы местного самоуправления должны принять в муниципальную собственность автомобильные дороги общего пользования в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, а также частных автомобильных дорог."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 5 "Классификация автомобильных дорог" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""Статья же 5 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" конкретизирует, в частности, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, причем перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (часть 11). Приведенное законоположение лишь наделяет органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований компетенцией в области использования автомобильных дорог местного значения в интересах местного населения, не регулирует вопросы отнесения дорог к собственности муниципального образования и потому не может расцениваться в качестве нарушающего права заявителя обозначенным им образом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования предъявляются к составлению и содержанию протокола об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)выявлено предусмотренное ч. 3.1 - 3.4 ст. 8.2, гл. 12 КоАП РФ нарушение или установленное законом субъекта РФ нарушение в области благоустройства территории либо несоблюдение порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автодорогам (платным участкам автодорог) общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, частным автомобильным дорогам общего пользования. Необходимое условие: нарушение обнаружено с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции или средства фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)выявлено предусмотренное ч. 3.1 - 3.4 ст. 8.2, гл. 12 КоАП РФ нарушение или установленное законом субъекта РФ нарушение в области благоустройства территории либо несоблюдение порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автодорогам (платным участкам автодорог) общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, частным автомобильным дорогам общего пользования. Необходимое условие: нарушение обнаружено с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, имеющих функции или средства фото- и киносъемки, видеозаписи (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ);
Статья: История одного дела, или Как противостоять захвату дороги
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)В новостях то и дело можно прочитать о том, как дороги общего пользования оказываются в частных руках, из-за чего страдают остальные собственники близлежащих земель. Автор делится опытом ведения судебного дела, в котором жители одной из деревень Московской области столкнулись как раз с такой ситуацией, когда в частную собственность была неправомерно передана часть земельного участка, по которой проходила дорога общего пользования. Новый владелец сразу же оградил спорный участок забором, лишив всех возможности пользоваться дорогой, а также перекрыв проход в лес. Причем проблема оказалась глубже, чем можно было подумать на первый взгляд. Поэтому адвокат предостерегает читателей от опасности для местных жителей выкупа частным лицом муниципальных земель подобного рода, а также своим примером демонстрирует, как этому можно при необходимости противостоять.
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)В новостях то и дело можно прочитать о том, как дороги общего пользования оказываются в частных руках, из-за чего страдают остальные собственники близлежащих земель. Автор делится опытом ведения судебного дела, в котором жители одной из деревень Московской области столкнулись как раз с такой ситуацией, когда в частную собственность была неправомерно передана часть земельного участка, по которой проходила дорога общего пользования. Новый владелец сразу же оградил спорный участок забором, лишив всех возможности пользоваться дорогой, а также перекрыв проход в лес. Причем проблема оказалась глубже, чем можно было подумать на первый взгляд. Поэтому адвокат предостерегает читателей от опасности для местных жителей выкупа частным лицом муниципальных земель подобного рода, а также своим примером демонстрирует, как этому можно при необходимости противостоять.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"5. К полномочиям владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на частных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог, и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности дорожного движения"5. К полномочиям владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на частных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог, и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Статья: Транспортное право Латинской Америки
(Абросимова Е.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Основным нормативным актом в этой стране является Закон о наземном транспорте Венесуэлы 2008 г. <8>. Цель, которую поставили законодатели перед собой, - "гарантировать право на свободное передвижение людей и товаров по территории страны, осуществление экономической деятельности транспорта и связанных с ним услуг как на дорогах общего пользования, так и на частных дорогах, общественное использование, а также то, что связано с планированием, исполнением, управлением, контролем и координацией сохранения, использования и управления инфраструктурой национальной системы наземного транспорта".
(Абросимова Е.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Основным нормативным актом в этой стране является Закон о наземном транспорте Венесуэлы 2008 г. <8>. Цель, которую поставили законодатели перед собой, - "гарантировать право на свободное передвижение людей и товаров по территории страны, осуществление экономической деятельности транспорта и связанных с ним услуг как на дорогах общего пользования, так и на частных дорогах, общественное использование, а также то, что связано с планированием, исполнением, управлением, контролем и координацией сохранения, использования и управления инфраструктурой национальной системы наземного транспорта".
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно приведенной в ст. 5 классификации автомобильных дорог выделяются автомобильные дороги местного значения (п. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 6 автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6). К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6). К собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6). В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцем соответствующих автомобильных дорог является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Частью 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивают уполномоченные органы местного самоуправления.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно приведенной в ст. 5 классификации автомобильных дорог выделяются автомобильные дороги местного значения (п. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 6 автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6). К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6). К собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6). В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцем соответствующих автомобильных дорог является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Частью 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивают уполномоченные органы местного самоуправления.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2011 N 106 "О заключении соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.02.2011 N 106 "О заключении соглашения о создании и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства автомобильной дороги "Западный скоростной диаметр".
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)А в п. 1 ст. 10.1 указанного Закона сказано, что система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов представляет собой федеральную государственную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и использование информации об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, о частных автомобильных дорогах общего пользования, дорожной деятельности, данных об объеме и использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов, а также результатов оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)А в п. 1 ст. 10.1 указанного Закона сказано, что система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов представляет собой федеральную государственную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление, размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и использование информации об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, о частных автомобильных дорогах общего пользования, дорожной деятельности, данных об объеме и использовании средств Федерального дорожного фонда, дорожных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных дорожных фондов, а также результатов оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования.
Статья: Формирование оценочных значений, связанных с обесценением внеоборотных активов
(Карташов В.С.)
("Аудитор", 2024, N 8)Чаще расчет ценности использования внеоборотных активов осуществляется на уровне ЕГДС. Это обусловлено возможностью ЕГДС создавать денежные потоки, превышающие сумму потоков по отдельным активам по причине синергетического эффекта. Так, например, частная железная дорога, построенная для соединения месторождения и обогатительной фабрики с портом, имеет наибольшую стоимость при расчете ее ценности использования в составе производственного комплекса, состоящего из месторождения, обогатительной фабрики и железной дороги (ЕГДС), по сравнению с отдельной стоимостью железной дороги как инвентарного объекта. В случае отсутствия альтернативных транспортных путей или их дороговизны месторождение и обогатительная фабрика также приобретают наибольшую ценность при их анализе совместно с железной дорогой, то есть в составе ЕГДС. Учитывая, что справедливая стоимость, как правило, определяется для каждого актива по отдельности, а возмещаемая стоимость представляет собой наибольшую из справедливой стоимости за вычетом затрат на выбытие и ценности использования, то в большинстве случаев расчета ценности использования на уровне ЕГДС бывает достаточно для определения наличия или отсутствия обесценения.
(Карташов В.С.)
("Аудитор", 2024, N 8)Чаще расчет ценности использования внеоборотных активов осуществляется на уровне ЕГДС. Это обусловлено возможностью ЕГДС создавать денежные потоки, превышающие сумму потоков по отдельным активам по причине синергетического эффекта. Так, например, частная железная дорога, построенная для соединения месторождения и обогатительной фабрики с портом, имеет наибольшую стоимость при расчете ее ценности использования в составе производственного комплекса, состоящего из месторождения, обогатительной фабрики и железной дороги (ЕГДС), по сравнению с отдельной стоимостью железной дороги как инвентарного объекта. В случае отсутствия альтернативных транспортных путей или их дороговизны месторождение и обогатительная фабрика также приобретают наибольшую ценность при их анализе совместно с железной дорогой, то есть в составе ЕГДС. Учитывая, что справедливая стоимость, как правило, определяется для каждого актива по отдельности, а возмещаемая стоимость представляет собой наибольшую из справедливой стоимости за вычетом затрат на выбытие и ценности использования, то в большинстве случаев расчета ценности использования на уровне ЕГДС бывает достаточно для определения наличия или отсутствия обесценения.
Статья: Весогабаритный контроль при перевозках грузов в 2025 г.: что нужно знать об изменениях?
(Казакова Е., Калинова Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)- с учетом вида автомобильных дорог по территориально-административному признаку (федеральные, региональные, межмуниципальные, местного значения, а также частные автомобильные дороги общего пользования);
(Казакова Е., Калинова Т.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 26)- с учетом вида автомобильных дорог по территориально-административному признаку (федеральные, региональные, межмуниципальные, местного значения, а также частные автомобильные дороги общего пользования);
Готовое решение: Какие организации освобождены от уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если такая дорога расположена на участке, который находится в частной собственности юрлица, то это юрлицо может применить льготу.
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если такая дорога расположена на участке, который находится в частной собственности юрлица, то это юрлицо может применить льготу.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время не включаются в этот перечень дороги в границах соответствующего района/поселения/округа, если они относятся к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения и частные автомобильные дороги.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В то же время не включаются в этот перечень дороги в границах соответствующего района/поселения/округа, если они относятся к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения и частные автомобильные дороги.
Статья: Строительство автомобильных дорог
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Росавтодором - в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство которых планируется осуществлять на территориях 2 и более субъектов РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Росавтодором - в отношении автомобильных дорог федерального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство которых планируется осуществлять на территориях 2 и более субъектов РФ;