Ценовая дискриминация
Подборка наиболее важных документов по запросу Ценовая дискриминация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)2. Запрет на дискриминацию по цене и иным условиям
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2020)2. Запрет на дискриминацию по цене и иным условиям
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Оценка и сопоставление ценовых предложений участников закупки, исходя из применяемого режима налогообложения, приводит к дискриминации, а также созданию преимущественных условий для отдельных участников закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. Оценка и сопоставление ценовых предложений участников закупки, исходя из применяемого режима налогообложения, приводит к дискриминации, а также созданию преимущественных условий для отдельных участников закупки.
Нормативные акты
Договор стран СНГ от 24.09.1993
"О создании Экономического союза"Во взаимной торговле будут применяться свободные (договорные) цены, складывающиеся с учетом интеграции внутренних рынков Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны обязуются не применять ценовую дискриминацию в отношении их хозяйствующих субъектов.
"О создании Экономического союза"Во взаимной торговле будут применяться свободные (договорные) цены, складывающиеся с учетом интеграции внутренних рынков Договаривающихся Сторон. Договаривающиеся Стороны обязуются не применять ценовую дискриминацию в отношении их хозяйствующих субъектов.
Решение Суда ЕврАзЭС от 09.12.2014
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 49 "О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе" несоответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства>Одним из таких актов международного права является Антидемпинговый кодекс ВТО, содержащий основные принципы проведения антидемпинговых расследований, определения и установления антидемпинговых пошлин в отношении товаров, поставка которых в импортирующее государство свидетельствует о ценовой дискриминации, препятствующей развитию конкуренции.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.05.2012 N 49 "О мерах по защите экономических интересов производителей металлопроката с полимерным покрытием в Таможенном союзе" несоответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства>Одним из таких актов международного права является Антидемпинговый кодекс ВТО, содержащий основные принципы проведения антидемпинговых расследований, определения и установления антидемпинговых пошлин в отношении товаров, поставка которых в импортирующее государство свидетельствует о ценовой дискриминации, препятствующей развитию конкуренции.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Так, А.В. Даниловская указывает следующие разновидности нарушений: "1) горизонтальное и вертикальное установление монопольно высоких и монопольно низких цен, 2) горизонтальные и вертикальные ограничения конкуренции, 3) коллективный (групповой) бойкот конкурентов, 4) связывающие и исключающие соглашения, 5) незаконная монополизация рынка, 6) ценовая дискриминация, 7) антиконкурентные слияния фирм" <1>.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Так, А.В. Даниловская указывает следующие разновидности нарушений: "1) горизонтальное и вертикальное установление монопольно высоких и монопольно низких цен, 2) горизонтальные и вертикальные ограничения конкуренции, 3) коллективный (групповой) бойкот конкурентов, 4) связывающие и исключающие соглашения, 5) незаконная монополизация рынка, 6) ценовая дискриминация, 7) антиконкурентные слияния фирм" <1>.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Таким образом, Суд указал на недопустимость качественной, ассортиментной и ценовой дискриминации вне экономически оправданных причин.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Таким образом, Суд указал на недопустимость качественной, ассортиментной и ценовой дискриминации вне экономически оправданных причин.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Цифровые технологии используются недобросовестными участниками правоотношений как для обхода закона, что было ранее рассмотрено на примере использования участниками картеля аукционных роботов, ведущих деятельность в обход норм антимонопольного законодательства, так и для ценовой дискриминации потребителей с использованием больших данных (Big Data).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Цифровые технологии используются недобросовестными участниками правоотношений как для обхода закона, что было ранее рассмотрено на примере использования участниками картеля аукционных роботов, ведущих деятельность в обход норм антимонопольного законодательства, так и для ценовой дискриминации потребителей с использованием больших данных (Big Data).
Статья: Цифровые платформы: подходы к регулированию
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)В отношении владельцев цифровых платформ возникают претензии по ряду направлений: от недобросовестной конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства до нарушения трудового законодательства, законодательства о персональных данных, ценовой дискриминации, непрозрачности тарифообразования и т.д. При этом, как правило, отмечается, что отсутствует эффективный и достаточный государственный контроль, это связано в том числе с неопределенностью правового статуса владельцев цифровых платформ, сложностью привлечения к ответственности, новизной складывающихся отношений.
(Терещенко Л.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)В отношении владельцев цифровых платформ возникают претензии по ряду направлений: от недобросовестной конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства до нарушения трудового законодательства, законодательства о персональных данных, ценовой дискриминации, непрозрачности тарифообразования и т.д. При этом, как правило, отмечается, что отсутствует эффективный и достаточный государственный контроль, это связано в том числе с неопределенностью правового статуса владельцев цифровых платформ, сложностью привлечения к ответственности, новизной складывающихся отношений.
Статья: Отдельные особенности рассмотрения и разрешения дел в сфере конкуренции
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Споры о тарифах как неотъемлемый компонент экономического спора и компетенции арбитражных судов. В правосознании отсутствие положений о ценовой дискриминации в законодательстве о защите конкуренции рассматривается как недостаток последнего <11>. Внезапное значительное повышение цен может быть существенным признаком злоупотребления доминирующей компанией властью, которая не контролируется должным образом конкуренцией <12>. Однако и связь с законодательством о конкуренции в данном случае существует и установима, поскольку это соответствует признакам нахождения в невыгодном положении. Такой подход реализован в праве ЕС <13>.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Споры о тарифах как неотъемлемый компонент экономического спора и компетенции арбитражных судов. В правосознании отсутствие положений о ценовой дискриминации в законодательстве о защите конкуренции рассматривается как недостаток последнего <11>. Внезапное значительное повышение цен может быть существенным признаком злоупотребления доминирующей компанией властью, которая не контролируется должным образом конкуренцией <12>. Однако и связь с законодательством о конкуренции в данном случае существует и установима, поскольку это соответствует признакам нахождения в невыгодном положении. Такой подход реализован в праве ЕС <13>.
Статья: Целесообразность применения динамического ценообразования
(Болдычева А.Г., Сахарова Н.Ф.)
("Аудитор", 2024, N 12)В некоторых странах динамическое ценообразование может нарушать законы о защите прав потребителей или правила антимонопольного регулирования. Персонализированные цены могут быть восприняты как дискриминация, особенно если алгоритм основывается на таких параметрах, как возраст, пол или национальность. Персонализация цен на онлайн-платформах может быть признана нарушением прав потребителей, если система устанавливает более высокие цены для определенных групп.
(Болдычева А.Г., Сахарова Н.Ф.)
("Аудитор", 2024, N 12)В некоторых странах динамическое ценообразование может нарушать законы о защите прав потребителей или правила антимонопольного регулирования. Персонализированные цены могут быть восприняты как дискриминация, особенно если алгоритм основывается на таких параметрах, как возраст, пол или национальность. Персонализация цен на онлайн-платформах может быть признана нарушением прав потребителей, если система устанавливает более высокие цены для определенных групп.
Статья: Отношения с потребителями энергии и правовые риски
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Свободное ценообразование также актуализирует проблему ценовой дискриминации потребителей. Ее недопустимость закреплена в подп. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в свете п. 2 ст. 426 ГК РФ сводится к запрету на установление различных цен в отношении одного и того же товара, если различные цены не оправданы экономически или технологически.
(Жанэ А.Д.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Свободное ценообразование также актуализирует проблему ценовой дискриминации потребителей. Ее недопустимость закреплена в подп. 6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в свете п. 2 ст. 426 ГК РФ сводится к запрету на установление различных цен в отношении одного и того же товара, если различные цены не оправданы экономически или технологически.