Цели установления публичного сервитута
Подборка наиболее важных документов по запросу Цели установления публичного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.41 "Ходатайство об установлении публичного сервитута" ЗК РФ"Анализ положений статьи 39.37, пункта 2 статьи 39.41 ЗК РФ, то есть целей установления публичного сервитута и документов в обоснование его установления, позволяет заключить следующее. Строительство, размещение инженерного сооружения, необходимого для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, к которым, в частности, относятся и объекты электросетевого хозяйства, к сетям инженерно-технического обеспечения, либо для цели организации электроснабжения населения, являются самостоятельными целями установления публичного сервитута. Аналогичным образом данные цели следует отличать от случаев строительства объектов федерального, регионального или местного значения или перенесения линейных объектов в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд, которые также предусмотрены в пункте 1 статьи 39.37 кодекса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как устанавливается публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда и зачем может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Публичный сервитут может устанавливаться для:
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Как известно, ст. 39.37 ЗК РФ направлена на определение целей установления публичного сервитута. В ее п. 1 после слов "либо необходимы для" - добавлены слова "оказания услуг связи", что отражает значение коммуникаций связи в современный период (иные названные в этой норме объекты имеют другое назначение). То же следует сказать о новом подпункте (4.1) данной статьи - "прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог".
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)Как известно, ст. 39.37 ЗК РФ направлена на определение целей установления публичного сервитута. В ее п. 1 после слов "либо необходимы для" - добавлены слова "оказания услуг связи", что отражает значение коммуникаций связи в современный период (иные названные в этой норме объекты имеют другое назначение). То же следует сказать о новом подпункте (4.1) данной статьи - "прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог".
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Предусмотрено, что обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать, в частности, реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на инженерное сооружение, размещение которого предусмотрено на условиях публичного сервитута, в целях установления публичного сервитута в отношении существующего инженерного сооружения для его эксплуатации.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Предусмотрено, что обоснование необходимости установления публичного сервитута должно содержать, в частности, реквизиты правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на инженерное сооружение, размещение которого предусмотрено на условиях публичного сервитута, в целях установления публичного сервитута в отношении существующего инженерного сооружения для его эксплуатации.
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем публичный сервитут может быть безвозмездным, в частности, в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут (пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем публичный сервитут может быть безвозмездным, в частности, в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут (пп. 3 п. 6 ст. 39.46 ЗК РФ).
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Более того, рассматривая отдельно такое право, можно заключить, что оно не только обременяет чужое право собственности на земельный участок, но и меняет природу права собственности на землю, имманентным свойством которой в правопорядке России является отнесение к категории и использование по разрешенному виду использования. Публичный сервитут в отдельных целях позволяет осуществлять использование участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута. Использование земель, земельного участка не в соответствии с той категорией, к которым они отнесены и не в соответствии с закрепленным видом использования может осуществляться заинтересованным в использовании лицом - обладателем публичного сервитута, который вопреки названию не относится к органам публично-правовой организации, а может являться автономным от публично-правового образования хозяйствующим субъектом, получающим возможность обладания публичным сервитутом. Осмысление изложенного регулирования означает необходимость доведения правового режима публичного сервитута до логического завершения: факт его установления необходимо отражать не только в качестве обременения в ЕГРН, но и указывать в качестве учетного параметра применительно к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, закрепленного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Более того, рассматривая отдельно такое право, можно заключить, что оно не только обременяет чужое право собственности на земельный участок, но и меняет природу права собственности на землю, имманентным свойством которой в правопорядке России является отнесение к категории и использование по разрешенному виду использования. Публичный сервитут в отдельных целях позволяет осуществлять использование участка не в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования, а согласно цели установления публичного сервитута. Использование земель, земельного участка не в соответствии с той категорией, к которым они отнесены и не в соответствии с закрепленным видом использования может осуществляться заинтересованным в использовании лицом - обладателем публичного сервитута, который вопреки названию не относится к органам публично-правовой организации, а может являться автономным от публично-правового образования хозяйствующим субъектом, получающим возможность обладания публичным сервитутом. Осмысление изложенного регулирования означает необходимость доведения правового режима публичного сервитута до логического завершения: факт его установления необходимо отражать не только в качестве обременения в ЕГРН, но и указывать в качестве учетного параметра применительно к классификатору видов разрешенного использования земельных участков, закрепленного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Соответственно цели установления публичного сервитута определяются именно ЗК РФ.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Соответственно цели установления публичного сервитута определяются именно ЗК РФ.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
Готовое решение: Что такое сооружение и чем оно отличается от других объектов недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Однако отметим, что данный перечень инженерных сооружений используется только в целях установления публичного сервитута. Данный сервитут устанавливается в специальном порядке, приведенном в гл. V.7 ЗК РФ (ст. 39.37 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако отметим, что данный перечень инженерных сооружений используется только в целях установления публичного сервитута. Данный сервитут устанавливается в специальном порядке, приведенном в гл. V.7 ЗК РФ (ст. 39.37 ЗК РФ).
Статья: Предоставление прав на земельные участки в целях образования особо охраняемых геологических объектов
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Пользование недрами является одним из немногочисленных оснований для обременения сервитутом земельного участка, принадлежащего публично-правовому образованию <24>, но не включено при этом в перечень целей установления публичного сервитута <25>.
(Ерыгин Д.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Пользование недрами является одним из немногочисленных оснований для обременения сервитутом земельного участка, принадлежащего публично-правовому образованию <24>, но не включено при этом в перечень целей установления публичного сервитута <25>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 2 ч. 6 комментируемой статьи говорит об описании местоположения границ публичного сервитута, под которым следует понимать описание пространственного объекта с помощью набора данных, включающего в себя координатное описание, идентификатор, наименование (при наличии - адрес) объекта, описание его топологических отношений с другими пространственными объектами. Поскольку цели установления публичного сервитута могут различаться, то в реестр границ вносятся сведения о них (п. 3 ч. 6 комментируемой статьи).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пункт 2 ч. 6 комментируемой статьи говорит об описании местоположения границ публичного сервитута, под которым следует понимать описание пространственного объекта с помощью набора данных, включающего в себя координатное описание, идентификатор, наименование (при наличии - адрес) объекта, описание его топологических отношений с другими пространственными объектами. Поскольку цели установления публичного сервитута могут различаться, то в реестр границ вносятся сведения о них (п. 3 ч. 6 комментируемой статьи).
Статья: Проблема обеспечения баланса частных и публичных интересов при определении срока публичного сервитута
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Такой подход использования публичного сервитута для отдельных целей является достаточно гибким. На мой взгляд, он позволяет учитывать и частные, и частно-публичные, и публичные интересы. Это связано с тем, что в зависимости от целей установления публичного сервитута для отдельных целей и экономической ситуации сторонам правоотношений по установлению и осуществлению публичного сервитута для отдельных целей может быть более целесообразен срочный или бессрочный публичный сервитут. Считаю, что такую модель срока действия публичного сервитута для отдельных целей можно использовать и в российском законодательстве. При этом в случае заключения бессрочного (на неопределенный срок) публичного сервитута для отдельных целей у правообладателя земельного участка должны быть определенные гарантии, в том числе право на повышенный размер платы за публичный сервитут и право на ежегодную индексацию, то есть на увеличение размера платы за публичный сервитут для отдельных целей. Это поможет избежать злоупотреблений со стороны обладателей публичных сервитутов по установлению преимущественно бессрочных публичных сервитутов для отдельных целей.
(Кокурин В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 4)Такой подход использования публичного сервитута для отдельных целей является достаточно гибким. На мой взгляд, он позволяет учитывать и частные, и частно-публичные, и публичные интересы. Это связано с тем, что в зависимости от целей установления публичного сервитута для отдельных целей и экономической ситуации сторонам правоотношений по установлению и осуществлению публичного сервитута для отдельных целей может быть более целесообразен срочный или бессрочный публичный сервитут. Считаю, что такую модель срока действия публичного сервитута для отдельных целей можно использовать и в российском законодательстве. При этом в случае заключения бессрочного (на неопределенный срок) публичного сервитута для отдельных целей у правообладателя земельного участка должны быть определенные гарантии, в том числе право на повышенный размер платы за публичный сервитут и право на ежегодную индексацию, то есть на увеличение размера платы за публичный сервитут для отдельных целей. Это поможет избежать злоупотреблений со стороны обладателей публичных сервитутов по установлению преимущественно бессрочных публичных сервитутов для отдельных целей.