Цели административного наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Цели административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"В связи с императивностью указанной нормы, довод административного истца о назначении ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, несоразмерно целям административного наказания, правильно признан районным судом необоснованным."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.57 "Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" КоАП РФПри этом судами учтено, что Банк неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 14.57 КоАП РФ, в связи с чем назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.1. Цели административного наказания
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.1. Цели административного наказания
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) отмечено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) отмечено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Думается, что потребность в достижении основной цели административного наказания, которой является "предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), преодолении правового нигилизма в области соблюдения административного законодательства, соблюдении баланса между публичными и частными интересами в процессе привлечения физических лиц к административной ответственности, предусматривает проведение исследования группы норм, устанавливающих специальный порядок уплаты административного штрафа.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Думается, что потребность в достижении основной цели административного наказания, которой является "предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), преодолении правового нигилизма в области соблюдения административного законодательства, соблюдении баланса между публичными и частными интересами в процессе привлечения физических лиц к административной ответственности, предусматривает проведение исследования группы норм, устанавливающих специальный порядок уплаты административного штрафа.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Основанием для применения к хозяйствующим субъектам административного приостановления предпринимательской деятельности может быть угроза причинения вреда состоянию или качеству окружающей природной среды в геопарках. Однако административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). В ст. 8.39 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного приостановления деятельности. Однако все ООПТ являются наиболее уязвимыми природными объектами, поскольку имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находятся под особой охраной (п. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды; преамбула Федерального закона об ООПТ). Соответственно, в случае создания геопарков как региональных ООПТ они являются такими же уязвимыми, гораздо более чувствительными, чем отдельные компоненты природной среды. Поэтому ст. 8.39 КоАП РФ нуждается в совершенствовании. В ней следует предусмотреть альтернативную штрафу санкцию в виде административного приостановления предпринимательской деятельности.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Основанием для применения к хозяйствующим субъектам административного приостановления предпринимательской деятельности может быть угроза причинения вреда состоянию или качеству окружающей природной среды в геопарках. Однако административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). В ст. 8.39 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного приостановления деятельности. Однако все ООПТ являются наиболее уязвимыми природными объектами, поскольку имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находятся под особой охраной (п. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды; преамбула Федерального закона об ООПТ). Соответственно, в случае создания геопарков как региональных ООПТ они являются такими же уязвимыми, гораздо более чувствительными, чем отдельные компоненты природной среды. Поэтому ст. 8.39 КоАП РФ нуждается в совершенствовании. В ней следует предусмотреть альтернативную штрафу санкцию в виде административного приостановления предпринимательской деятельности.
Статья: Факторы снижения воспитательной функции административного наказания
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)На основании ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)На основании ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья: Актуальная методология понимания административной ответственности
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В рамках конституционного контроля нормативно закрепленных правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2021 г. N 2356-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. N 19-П) Конституционный Суд назвал в качестве основного принципа правил исчисления сроков давности привлечения доктринально-инструментальный принцип определенности, предполагающий: а) создание условий, обеспечивающих неотвратимость административной ответственности; б) предотвращение неоправданно длительного нахождения привлекаемых под угрозой возможности административного преследования и применения мер административного наказания; в) недопущение произвола со стороны правоприменителей по делам о привлечении к административной ответственности. В институте давности привлечения проявляются цели административного наказания: эффективное осуществление задач законодательства об административных правонарушениях (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения наказания, выяснение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения).
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В рамках конституционного контроля нормативно закрепленных правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2021 г. N 2356-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. N 19-П) Конституционный Суд назвал в качестве основного принципа правил исчисления сроков давности привлечения доктринально-инструментальный принцип определенности, предполагающий: а) создание условий, обеспечивающих неотвратимость административной ответственности; б) предотвращение неоправданно длительного нахождения привлекаемых под угрозой возможности административного преследования и применения мер административного наказания; в) недопущение произвола со стороны правоприменителей по делам о привлечении к административной ответственности. В институте давности привлечения проявляются цели административного наказания: эффективное осуществление задач законодательства об административных правонарушениях (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения наказания, выяснение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности в Российской Федерации
(Дугенец А.С., Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Важно отметить, что эффективность привлечения к административной ответственности во многом зависит от состояния законодательства, в котором в полной мере должны отражаться актуальные для общества деяния, получающие распространение в противоправной практике. Однако своевременность законодательных изменений требует и активного развития деятельности компетентных органов по привлечению к административной ответственности. Учитывая многообразие деяний, за которые действующее российское законодательство предусматривает административную ответственность, круг правомочных органов в рамках данного процесса также весьма широк, и от эффективности осуществления возложенных на них полномочий напрямую зависит достижение целей административного наказания.
(Дугенец А.С., Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Важно отметить, что эффективность привлечения к административной ответственности во многом зависит от состояния законодательства, в котором в полной мере должны отражаться актуальные для общества деяния, получающие распространение в противоправной практике. Однако своевременность законодательных изменений требует и активного развития деятельности компетентных органов по привлечению к административной ответственности. Учитывая многообразие деяний, за которые действующее российское законодательство предусматривает административную ответственность, круг правомочных органов в рамках данного процесса также весьма широк, и от эффективности осуществления возложенных на них полномочий напрямую зависит достижение целей административного наказания.
Статья: Административное приостановление деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, в рамках итогового вывода отметим, что принятие нового КоАП РФ в части изменения подхода к применению административных наказаний - вынужденная необходимость за счет и оптимизации правового регулирования системы административных наказаний, и приоритетных целей таких изменений, которые были указаны свыше. Оставление же действующего КоАП РФ будет продолжать дестабилизировать правовое регулирование административных правоотношений, исключать полноту применения эффективных мер по профилактике административных правонарушений, содержать в большинстве случаев карательную цель применения административного наказания и высокую штрафную нагрузку для определенных категорий правонарушителей.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Таким образом, в рамках итогового вывода отметим, что принятие нового КоАП РФ в части изменения подхода к применению административных наказаний - вынужденная необходимость за счет и оптимизации правового регулирования системы административных наказаний, и приоритетных целей таких изменений, которые были указаны свыше. Оставление же действующего КоАП РФ будет продолжать дестабилизировать правовое регулирование административных правоотношений, исключать полноту применения эффективных мер по профилактике административных правонарушений, содержать в большинстве случаев карательную цель применения административного наказания и высокую штрафную нагрузку для определенных категорий правонарушителей.
Статья: Ответственность юридических лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом административное приостановление деятельности является наиболее строгим видом наказания и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом административное приостановление деятельности является наиболее строгим видом наказания и назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).