Целевое назначение земель ижс
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевое назначение земель ижс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Земельный налог: Налоговый орган доначислил земельный налог без применения льготной ставки в отношении земли под индивидуальное жилищное строительство
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налогоплательщик использует или намеревается использовать землю для индивидуального жилищного строительства по целевому назначению
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Налогоплательщик использует или намеревается использовать землю для индивидуального жилищного строительства по целевому назначению
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 "Права собственников земельных участков на использование земельных участков" ЗК РФ"Разрешая спор по существу, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона подлежащего применению по данному делу (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации), исходя из того, что ответчик использует принадлежащие ему земельные участки под индивидуальное жилищное строительство не по целевому назначению, так как осуществляет на них предпринимательскую деятельность и оказывает на них гостиничные услуги, сдает комнаты в доме в аренду, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Когда могут изъять земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признаки неиспользования по целевому назначению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков применяются по истечении установленного срока освоения земельного участка. Например, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, правовой режим которых предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, к таким признакам относятся загрязнение более чем 50% площади участка отходами производства и потребления (в том числе коммунальными отходами) и невыполнение работ по освобождению участка от таких отходов в течение года и более со дня выявления указанного обстоятельства. Признаком неиспользования по целевому назначению земельного участка для индивидуального жилищного строительства является, в частности, отсутствие на нем в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом (за исключением определенных случаев) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 826; пп. "а", "в" п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ N 826).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признаки неиспользования по целевому назначению земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков применяются по истечении установленного срока освоения земельного участка. Например, для земельных участков из состава земель населенных пунктов, правовой режим которых предусматривает строительство и эксплуатацию зданий, сооружений, к таким признакам относятся загрязнение более чем 50% площади участка отходами производства и потребления (в том числе коммунальными отходами) и невыполнение работ по освобождению участка от таких отходов в течение года и более со дня выявления указанного обстоятельства. Признаком неиспользования по целевому назначению земельного участка для индивидуального жилищного строительства является, в частности, отсутствие на нем в течение семи и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом (за исключением определенных случаев) (п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.05.2025 N 826; пп. "а", "в" п. 1 Признаков, утв. Постановлением Правительства РФ N 826).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Поскольку фактически были возведены не жилые дома, а четыре гостевых дома и спорные строения не соответствуют целевому назначению земельного участка "зона застройки индивидуальными жилыми домами", разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию гостевых домов получены не были, администрация обратилась в суд с иском о признании указанных построек самовольными и просила обязать предпринимателя в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок путем демонтажа указанных строений с прекращением права собственности на них. Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что предоставленный ему земельный участок имеет условно разрешенный вид использования "гостиничное обслуживание".
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Поскольку фактически были возведены не жилые дома, а четыре гостевых дома и спорные строения не соответствуют целевому назначению земельного участка "зона застройки индивидуальными жилыми домами", разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию гостевых домов получены не были, администрация обратилась в суд с иском о признании указанных построек самовольными и просила обязать предпринимателя в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок путем демонтажа указанных строений с прекращением права собственности на них. Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что предоставленный ему земельный участок имеет условно разрешенный вид использования "гостиничное обслуживание".