Целевое использование земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Целевое использование земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"2.1.4. Постройка, которая возведена с нарушением правил целевого (разрешенного) использования земли либо с нарушением правил градостроительного зонирования, будет считаться созданной на участке, не отведенном для этих целей (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Продажа недвижимости7.1. Могут ли отказать в приватизации земельного участка, если его фактическое использование отличается от целевого назначения в кадастровом паспорте
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
Статья: Влияние принципа деления земель по целевому назначению на категории на развитие судебной практики в России
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В связи с реализацией указанного распоряжения Правительства в Государственную Думу был внесен законопроект, которым и предусматривался отказ от деления земель на категории и исключение принципа деления земель по целевому назначению на категории <7>. В законопроекте предлагалось заменить принцип деления земель по целевому назначению на категории принципом использования земельных участков в соответствии с установленным разрешенным использованием (учитывающим природные, социальные и экономические условия), так называемым принципом разрешенного использования и территориального зонирования. В связи с этим исключением также предлагалось исключить и принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, так как он тесно связан с принципом деления земель по целевому назначению на категории: правовой режим земель каждой категории имеет свою специфику, основанную на целевом использовании земельных участков, входящих в состав той или иной категории. Надо отметить, кстати, что действующий в настоящее время Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, хотя и не привязан к категориям земель, используется на практике с учетом правового режима земель соответствующей категории. Как мы уже отмечали, в настоящее время сохранение принципа деления земель по целевому назначению на категории имеет систематизирующее значение для отрасли земельного права. Структура действующего Земельного кодекса также отражает это. Главы Земельного кодекса РФ (XIV - XVIII) содержат специальные нормы, устанавливающие понятие и состав земель каждой категории, правовой режим отдельных категорий земель.
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В связи с реализацией указанного распоряжения Правительства в Государственную Думу был внесен законопроект, которым и предусматривался отказ от деления земель на категории и исключение принципа деления земель по целевому назначению на категории <7>. В законопроекте предлагалось заменить принцип деления земель по целевому назначению на категории принципом использования земельных участков в соответствии с установленным разрешенным использованием (учитывающим природные, социальные и экономические условия), так называемым принципом разрешенного использования и территориального зонирования. В связи с этим исключением также предлагалось исключить и принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, так как он тесно связан с принципом деления земель по целевому назначению на категории: правовой режим земель каждой категории имеет свою специфику, основанную на целевом использовании земельных участков, входящих в состав той или иной категории. Надо отметить, кстати, что действующий в настоящее время Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, хотя и не привязан к категориям земель, используется на практике с учетом правового режима земель соответствующей категории. Как мы уже отмечали, в настоящее время сохранение принципа деления земель по целевому назначению на категории имеет систематизирующее значение для отрасли земельного права. Структура действующего Земельного кодекса также отражает это. Главы Земельного кодекса РФ (XIV - XVIII) содержат специальные нормы, устанавливающие понятие и состав земель каждой категории, правовой режим отдельных категорий земель.
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)<2> Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 6. С. 62.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)<2> Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 6. С. 62.
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Какова же правовая природа данного срока? В юридической литературе не раз обсуждались ограничительные аспекты отношений собственности на землю применительно к обязанности целевого использования земли, запрету на строительство на некоторых территориях, праву изъять земельный участок у частного собственника для муниципальных нужд и т.д. Авторы рассматривают эту проблематику с различных сторон, однако признают, что большинство ограничений (запретов) связаны с необходимостью обеспечения публичных интересов. Аналогичным образом установление сроков неиспользования (неосвоения) земельного участка также является ограничительной мерой и преследует публичные интересы. Вместе с тем видится, что соблюдение названных сроков является обязанностью собственника земельного участка и, как следствие, образуется несколько правоотношений.
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Какова же правовая природа данного срока? В юридической литературе не раз обсуждались ограничительные аспекты отношений собственности на землю применительно к обязанности целевого использования земли, запрету на строительство на некоторых территориях, праву изъять земельный участок у частного собственника для муниципальных нужд и т.д. Авторы рассматривают эту проблематику с различных сторон, однако признают, что большинство ограничений (запретов) связаны с необходимостью обеспечения публичных интересов. Аналогичным образом установление сроков неиспользования (неосвоения) земельного участка также является ограничительной мерой и преследует публичные интересы. Вместе с тем видится, что соблюдение названных сроков является обязанностью собственника земельного участка и, как следствие, образуется несколько правоотношений.
Статья: Застраивать или не застраивать земельный участок? Комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2024 года N 50-П
(Краснова Т.С.)
("Закон", 2025, N 3)В анализируемом Постановлении КС РФ подтверждает и развивает эту мысль: "...целевое назначение земельного участка, будучи публично-правовым компонентом его правового режима, не только предполагает запрет иного, помимо целевого, его использования, но и допускает возможность понуждать правообладателя к использованию участка. Последнее может быть обусловлено, в частности, особой социальной и экономической значимостью и объективной ограниченностью, в том числе применительно к отдельным территориям, земель (земельных участков) некоторых категорий (видов разрешенного использования). Также не может игнорироваться необходимость защиты интересов правообладателей соседних земельных участков, поскольку неиспользование участка по назначению повышает риск его захламления, зарастания сорными растениями и подобных явлений. Такое правовое регулирование может исходить и из того, что не поощряется - хотя и не является само по себе недобросовестным - поведение, связанное с приобретением права на земельный участок единственно в целях его дальнейшей перепродажи: нормативно установленная обязанность использовать участок по целевому назначению препятствует его удержанию без такого использования... Соответственно, установление как самой обязанности приступить к целевому использованию земельного участка в определенный срок, так и неблагоприятных последствий, включая административно-деликтные, ее неисполнения не вступает в противоречие с положениями Конституции РФ и не препятствует реализации гарантированного Конституцией РФ права собственности граждан на землю. Более того, именно такое регулирование в наибольшей степени обеспечивает учет публичных интересов и интересов других частных лиц в балансе конституционных ценностей и коррелирует с конституционными требованиями о недопустимости нарушения прав других лиц при осуществлении своих прав, в том числе прав владения, пользования и распоряжения землей, об обеспечении в РФ сбалансированности прав и обязанностей гражданина, экономической и социальной солидарности".
(Краснова Т.С.)
("Закон", 2025, N 3)В анализируемом Постановлении КС РФ подтверждает и развивает эту мысль: "...целевое назначение земельного участка, будучи публично-правовым компонентом его правового режима, не только предполагает запрет иного, помимо целевого, его использования, но и допускает возможность понуждать правообладателя к использованию участка. Последнее может быть обусловлено, в частности, особой социальной и экономической значимостью и объективной ограниченностью, в том числе применительно к отдельным территориям, земель (земельных участков) некоторых категорий (видов разрешенного использования). Также не может игнорироваться необходимость защиты интересов правообладателей соседних земельных участков, поскольку неиспользование участка по назначению повышает риск его захламления, зарастания сорными растениями и подобных явлений. Такое правовое регулирование может исходить и из того, что не поощряется - хотя и не является само по себе недобросовестным - поведение, связанное с приобретением права на земельный участок единственно в целях его дальнейшей перепродажи: нормативно установленная обязанность использовать участок по целевому назначению препятствует его удержанию без такого использования... Соответственно, установление как самой обязанности приступить к целевому использованию земельного участка в определенный срок, так и неблагоприятных последствий, включая административно-деликтные, ее неисполнения не вступает в противоречие с положениями Конституции РФ и не препятствует реализации гарантированного Конституцией РФ права собственности граждан на землю. Более того, именно такое регулирование в наибольшей степени обеспечивает учет публичных интересов и интересов других частных лиц в балансе конституционных ценностей и коррелирует с конституционными требованиями о недопустимости нарушения прав других лиц при осуществлении своих прав, в том числе прав владения, пользования и распоряжения землей, об обеспечении в РФ сбалансированности прав и обязанностей гражданина, экономической и социальной солидарности".
Статья: Освоение или изъятие? Риски и возможности для владельцев садовых участков после внесения изменений в земельное законодательство
(Назаров М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Однако это не будет распространяться на случаи, если эксплуатация земельного участка вместо повышения удовлетворенности причиняет еще больше беспокойства <14>. Описанная ситуация может возникнуть, например, если гражданин получил садовый земельный участок по наследству, однако сам садоводством заниматься не намерен, но и осуществлять отчуждение также не желает, например, из-за низкой рыночной стоимости данного участка ввиду отсутствия на него спроса. Принуждение к целевому использованию земельного участка посредством угрозы его изъятия представляется неэффективным методом воздействия на правообладателя. Вместо этого такая перспектива может оказаться выгодной для него, поскольку в случае реализации процедуры, предусмотренной ст. 54.1 ЗК РФ, участок будет предложен к продаже на публичных торгах по рыночной цене. Иными словами, государство само возьмет на себя заботы по поиску покупателя. Однако законодатель предусматривал, что принудительное изъятие и продажа будут выступать наказанием, а не своеобразной "услугой государственного риелтора".
(Назаров М.Ю.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)Однако это не будет распространяться на случаи, если эксплуатация земельного участка вместо повышения удовлетворенности причиняет еще больше беспокойства <14>. Описанная ситуация может возникнуть, например, если гражданин получил садовый земельный участок по наследству, однако сам садоводством заниматься не намерен, но и осуществлять отчуждение также не желает, например, из-за низкой рыночной стоимости данного участка ввиду отсутствия на него спроса. Принуждение к целевому использованию земельного участка посредством угрозы его изъятия представляется неэффективным методом воздействия на правообладателя. Вместо этого такая перспектива может оказаться выгодной для него, поскольку в случае реализации процедуры, предусмотренной ст. 54.1 ЗК РФ, участок будет предложен к продаже на публичных торгах по рыночной цене. Иными словами, государство само возьмет на себя заботы по поиску покупателя. Однако законодатель предусматривал, что принудительное изъятие и продажа будут выступать наказанием, а не своеобразной "услугой государственного риелтора".
Статья: Проблемы правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков в условиях отмены деления земель на категории
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)<13> См.: Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 6 (141). С. 59 - 65.
(Землякова Г.Л.)
("Экологическое право", 2021, N 1)<13> См.: Липски С.А. Зонирование территорий как механизм обеспечения целевого использования земель // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. N 6 (141). С. 59 - 65.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Остается решить вопрос о соотношении платы за землеустройство со статьей 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющей основные принципы земельного законодательства, среди которых есть принцип платности использования земли. Данная позиция нуждается в более внимательном изучении, поскольку возникает вопрос о соотношении понятия "плата за землеустройство" с понятием "платность использования земли". Действительно, проведение работ по землеустройству не является использованием земли с точки зрения целевого использования земли, но мы считаем, что закрепленное понятие "платность использования земли" является некорректным в связи со следующим.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Остается решить вопрос о соотношении платы за землеустройство со статьей 1 Земельного кодекса РФ, закрепляющей основные принципы земельного законодательства, среди которых есть принцип платности использования земли. Данная позиция нуждается в более внимательном изучении, поскольку возникает вопрос о соотношении понятия "плата за землеустройство" с понятием "платность использования земли". Действительно, проведение работ по землеустройству не является использованием земли с точки зрения целевого использования земли, но мы считаем, что закрепленное понятие "платность использования земли" является некорректным в связи со следующим.
Статья: Зонирование территорий и разрешенное использование земель как способ определения правового режима земель и земельных участков
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Еще к одной проблеме установления правового режима земель и земельных участков при установлении разрешенного использования земель можно отнести неопределенность в установлении правового режима при отнесении земельных участков к ВРИ в связи с тем, что Классификатор ВРИ был принят только в 2014 г., а до принятия Классификатора ВРИ "часто представляли собой максимально неопределенный набор сведений, не позволяющий однозначно идентифицировать предписываемые ограничения, например "эксплуатация административно-хозяйственного комплекса" или "эксплуатация зданий и сооружений в соответствии с уставными видами деятельности" <10>. А вместе с тем ВРИ, установленные до дня утверждения Классификатора, признаются действительными, несмотря на иногда полное несоответствие Классификатору <11>. Как отмечает И.С. Щепанский, такое положение дел "влияет на эффективность государственного управления в различных сферах: в контроле за целевым использованием земель, корректности государственной кадастровой оценки земель, в налоговом администрировании" <12> и ряде других сфер.
(Сутягин М.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 6)Еще к одной проблеме установления правового режима земель и земельных участков при установлении разрешенного использования земель можно отнести неопределенность в установлении правового режима при отнесении земельных участков к ВРИ в связи с тем, что Классификатор ВРИ был принят только в 2014 г., а до принятия Классификатора ВРИ "часто представляли собой максимально неопределенный набор сведений, не позволяющий однозначно идентифицировать предписываемые ограничения, например "эксплуатация административно-хозяйственного комплекса" или "эксплуатация зданий и сооружений в соответствии с уставными видами деятельности" <10>. А вместе с тем ВРИ, установленные до дня утверждения Классификатора, признаются действительными, несмотря на иногда полное несоответствие Классификатору <11>. Как отмечает И.С. Щепанский, такое положение дел "влияет на эффективность государственного управления в различных сферах: в контроле за целевым использованием земель, корректности государственной кадастровой оценки земель, в налоговом администрировании" <12> и ряде других сфер.
Статья: "Безответственное" изменение вида использования земельного участка. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733 и Постановлению КС РФ от 16.10.2020 N 42-П
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Комментируя акты КС РФ и СКЭС ВС РФ, авторы приходят к выводу, что российское законодательство предусматривает обязанность правообладателя земельного участка по внесению в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования участка. Вместе с тем законодательством не установлен порядок (условия и сроки) осуществления этой обязанности, поэтому она недоступна к принудительному исполнению. Одновременно данная обязанность никак не связана с требованием целевого использования земельного участка, в связи с чем ее нарушение не дает оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за нецелевое использование участка.
(Савиных В.А., Краснова Т.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 7)Комментируя акты КС РФ и СКЭС ВС РФ, авторы приходят к выводу, что российское законодательство предусматривает обязанность правообладателя земельного участка по внесению в ЕГРН сведений о выбранном виде разрешенного использования участка. Вместе с тем законодательством не установлен порядок (условия и сроки) осуществления этой обязанности, поэтому она недоступна к принудительному исполнению. Одновременно данная обязанность никак не связана с требованием целевого использования земельного участка, в связи с чем ее нарушение не дает оснований для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ за нецелевое использование участка.