Цель выездной налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Цель выездной налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса
(КонсультантПлюс, 2025)...Управление Федеральной налоговой службы со ссылкой на проведение в отношении Общества выездных налоговых проверок поручило Инспекции... в целях недопущения уклонения от восполнения установленных по результатам проверок потерь бюджета путем досрочного завершения процедур ликвидации обеспечить контроль при проведении в отношении Общества регистрационных действий...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управление Федеральной налоговой службы со ссылкой на проведение в отношении Общества выездных налоговых проверок поручило Инспекции... в целях недопущения уклонения от восполнения установленных по результатам проверок потерь бюджета путем досрочного завершения процедур ликвидации обеспечить контроль при проведении в отношении Общества регистрационных действий...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. В соответствии с оспариваемым пунктом к числу критериев отнесено отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год, в частности заявление профессионального налогового вычета в размере, превышающем 83 процента доходов. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ имеет статус ведомственного документа, принятого в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, не содержит правовых норм (правил поведения), затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть не является нормативным правовым актом. Вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Сам по себе факт соответствия налогоплательщика этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. В соответствии с оспариваемым пунктом к числу критериев отнесено отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год, в частности заявление профессионального налогового вычета в размере, превышающем 83 процента доходов. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований. Верховный Суд РФ указал, что оспариваемый приказ имеет статус ведомственного документа, принятого в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, не содержит правовых норм (правил поведения), затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть не является нормативным правовым актом. Вопрос планирования выездных налоговых проверок и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. Сам по себе факт соответствия налогоплательщика этим критериям не влечет возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок. Наличие какого-либо критерия из числа содержащихся в оспариваемом акте не является безусловным основанием для назначения выездной налоговой проверки и не препятствует налогоплательщику в осуществлении его предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О юридическом значении факта передачи имущества по заниженной стоимости, установленного в ходе выездной налоговой проверки, для целей признания полученной налоговой выгоды необоснованной.
(Письмо ФНС России от 05.07.2023 N БВ-4-7/8532)Вопрос: О юридическом значении факта передачи имущества по заниженной стоимости, установленного в ходе выездной налоговой проверки, для целей признания полученной налоговой выгоды необоснованной.
(Письмо ФНС России от 05.07.2023 N БВ-4-7/8532)Вопрос: О юридическом значении факта передачи имущества по заниженной стоимости, установленного в ходе выездной налоговой проверки, для целей признания полученной налоговой выгоды необоснованной.
Статья: Установление факта добросовестности налогоплательщика: к вопросу о последствиях
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Попробуем разобраться в причинах. Как видно из вышеприведенного определения добросовестности, она напрямую связана с надлежащим исполнением обязанности по уплате налога. Сразу же обращает на себя внимание тот факт, что Налоговый кодекс РФ не содержит развернутого определения налоговой обязанности, в Налоговом кодексе РФ вообще отсутствует специальная статья, регламентирующая содержание налоговой обязанности, а широко распространенная норма о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налога упоминается даже не в ст. 45 НК РФ "Исполнение обязанности по уплате налога", а в ст. 30 НК РФ "Налоговые органы" при формулировании основной контролирующей функции налоговых органов, в ст. 89 НК РФ, где указывается цель выездной налоговой проверки, в ст. 23 НК РФ, перечисляющей обязанности налогоплательщика. Как единое целое налоговая обязанность, а не особенности ее исполнения, не регламентируется ни одной статьей Налогового кодекса РФ: в части правильности исчисления - ст. 52, 24 НК РФ, в части полноты уплаты - ст. 55, 56 и 58 НК РФ и в части своевременности - ст. 57, 75 НК РФ и т.д. Вряд ли стоит отрицать очевидность столь простого факта: утверждаемая невозможность четкого определения понятия добросовестности порождается отсутствием столь же четкого определения содержания налоговой обязанности (хотя сущность ее раскрыта), представляющей собой последовательность совершаемых налогоплательщиком действий. Они могут быть названы общо, но не могут быть предельно конкретизированы в силу отличий налогов друг от друга по содержанию элементов налогообложения: разности объектов налогообложения, налоговых баз и порядка их определения и т.д., что исключает однообразие совершаемых действий. Однако проблема отсутствия законодательного закрепления понятия налоговой обязанности в силу невозможности ее полноценного правового отражения не вызывает столь бурных дискуссий, как напрямую с этим связанная проблема добросовестности. Возникает закономерный вопрос, почему для налоговой обязанности такая усеченная регламентация считается допустимой, а для добросовестности нет. Налоговый кодекс РФ оперирует понятиями "неуплата налога", "неполная уплата налога", "неисполнение обязанности по уплате налога", "ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога" (в том числе и в качестве синонимов), "принудительное исполнение обязанности по уплате налога", но не раскрывает их до мельчайших подробностей. Таким же образом недобросовестность налогоплательщика может быть определена с помощью этих и иных терминов, используемых Налоговым кодексом РФ для характеристики несвоевременности уплаты, непогашения пени, невнесения авансовых платежей и т.д. Кроме того, налоговая обязанность может трактоваться посредством совокупности обязанностей, возложенных на налогоплательщика Налоговым кодексом РФ: все они тем или иным образом связаны с исполнением обязанности по уплате налога и с содействием осуществлению налогового контроля. В таком случае добросовестность будет представлять собой надлежащее исполнение налогоплательщиком возложенных на него Налоговым кодексом РФ обязанностей, а также несовершение преднамеренных деяний, имеющих целью создание условий для неисполнения налоговой обязанности. Правда, такой подход неприменим в случае злоупотребления налогоплательщиком субъективными гражданскими правами с целью уклонения от налогообложения. Наконец, за основу могут быть взяты положения ст. 45 НК РФ, изложенные таким образом, что действия добросовестного налогоплательщика не только конкретизированы, но и отграничены от недобросовестных с указанием последствий их совершения.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Попробуем разобраться в причинах. Как видно из вышеприведенного определения добросовестности, она напрямую связана с надлежащим исполнением обязанности по уплате налога. Сразу же обращает на себя внимание тот факт, что Налоговый кодекс РФ не содержит развернутого определения налоговой обязанности, в Налоговом кодексе РФ вообще отсутствует специальная статья, регламентирующая содержание налоговой обязанности, а широко распространенная норма о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налога упоминается даже не в ст. 45 НК РФ "Исполнение обязанности по уплате налога", а в ст. 30 НК РФ "Налоговые органы" при формулировании основной контролирующей функции налоговых органов, в ст. 89 НК РФ, где указывается цель выездной налоговой проверки, в ст. 23 НК РФ, перечисляющей обязанности налогоплательщика. Как единое целое налоговая обязанность, а не особенности ее исполнения, не регламентируется ни одной статьей Налогового кодекса РФ: в части правильности исчисления - ст. 52, 24 НК РФ, в части полноты уплаты - ст. 55, 56 и 58 НК РФ и в части своевременности - ст. 57, 75 НК РФ и т.д. Вряд ли стоит отрицать очевидность столь простого факта: утверждаемая невозможность четкого определения понятия добросовестности порождается отсутствием столь же четкого определения содержания налоговой обязанности (хотя сущность ее раскрыта), представляющей собой последовательность совершаемых налогоплательщиком действий. Они могут быть названы общо, но не могут быть предельно конкретизированы в силу отличий налогов друг от друга по содержанию элементов налогообложения: разности объектов налогообложения, налоговых баз и порядка их определения и т.д., что исключает однообразие совершаемых действий. Однако проблема отсутствия законодательного закрепления понятия налоговой обязанности в силу невозможности ее полноценного правового отражения не вызывает столь бурных дискуссий, как напрямую с этим связанная проблема добросовестности. Возникает закономерный вопрос, почему для налоговой обязанности такая усеченная регламентация считается допустимой, а для добросовестности нет. Налоговый кодекс РФ оперирует понятиями "неуплата налога", "неполная уплата налога", "неисполнение обязанности по уплате налога", "ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога" (в том числе и в качестве синонимов), "принудительное исполнение обязанности по уплате налога", но не раскрывает их до мельчайших подробностей. Таким же образом недобросовестность налогоплательщика может быть определена с помощью этих и иных терминов, используемых Налоговым кодексом РФ для характеристики несвоевременности уплаты, непогашения пени, невнесения авансовых платежей и т.д. Кроме того, налоговая обязанность может трактоваться посредством совокупности обязанностей, возложенных на налогоплательщика Налоговым кодексом РФ: все они тем или иным образом связаны с исполнением обязанности по уплате налога и с содействием осуществлению налогового контроля. В таком случае добросовестность будет представлять собой надлежащее исполнение налогоплательщиком возложенных на него Налоговым кодексом РФ обязанностей, а также несовершение преднамеренных деяний, имеющих целью создание условий для неисполнения налоговой обязанности. Правда, такой подход неприменим в случае злоупотребления налогоплательщиком субъективными гражданскими правами с целью уклонения от налогообложения. Наконец, за основу могут быть взяты положения ст. 45 НК РФ, изложенные таким образом, что действия добросовестного налогоплательщика не только конкретизированы, но и отграничены от недобросовестных с указанием последствий их совершения.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)32. Доначисление прямых налогов по результатам выездной налоговой проверки в целях правильного определения размера налоговых обязательств, влечет необходимость уменьшения налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль на указанные суммы при условии, что проверка правильности исчисления налога на прибыль входила в предмет выездной налоговой проверки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)32. Доначисление прямых налогов по результатам выездной налоговой проверки в целях правильного определения размера налоговых обязательств, влечет необходимость уменьшения налоговым органом налоговой базы по налогу на прибыль на указанные суммы при условии, что проверка правильности исчисления налога на прибыль входила в предмет выездной налоговой проверки.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Статья: Особенности истребования налоговым органом у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности вне рамок налоговой проверки
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
(Протасов А.И., Стрыгина М.А.)
("Российский судья", 2023, N 2)Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)Предпроверочный анализ на данный момент представляет собой нелегитимизованное мероприятие налогового контроля, проводимое в отношении неограниченного круга лиц. В случае выявления в отношении налогоплательщика рисков нарушения налогового законодательства налоговым органом составляется заключение с рекомендацией проведения выездной налоговой проверки с целью подтверждения предположений о допущенных нарушениях в доказанные фактами обстоятельства.
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)Предпроверочный анализ на данный момент представляет собой нелегитимизованное мероприятие налогового контроля, проводимое в отношении неограниченного круга лиц. В случае выявления в отношении налогоплательщика рисков нарушения налогового законодательства налоговым органом составляется заключение с рекомендацией проведения выездной налоговой проверки с целью подтверждения предположений о допущенных нарушениях в доказанные фактами обстоятельства.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамВ целях обеспечения исполнения вынесенного по результатам выездной проверки решения руководитель налоговой инспекции вынес решение о применении обеспечительных мер в виде запрета на свободное отчуждение имущества. Поскольку стоимость недвижимости организации оказалась меньше размера недоимки по налогам, то запрет распространили и в отношении второй группы имущества.
Статья: Налоговые комиссии как скрытая форма налогового контроля
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В этом случае следует учитывать, что если налогоплательщик игнорировал вызов в налоговую инспекцию на комиссию, то его могут вызвать повторно, инспектор может наложить штраф по статье 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Помимо этого, налоговый орган может начать подготавливать материалы для назначения выездной налоговой проверки. В целях исключения таких рисков рекомендую не игнорировать вызов "на разговор" в инспекцию. Кроме того, именно посетив налоговый орган, можно оценить (в целях формирования своей стратегии защиты), насколько обоснованны претензии и вероятность назначения выездной налоговой проверки.
(Колозина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)В этом случае следует учитывать, что если налогоплательщик игнорировал вызов в налоговую инспекцию на комиссию, то его могут вызвать повторно, инспектор может наложить штраф по статье 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 2 до 4 тысяч рублей. Помимо этого, налоговый орган может начать подготавливать материалы для назначения выездной налоговой проверки. В целях исключения таких рисков рекомендую не игнорировать вызов "на разговор" в инспекцию. Кроме того, именно посетив налоговый орган, можно оценить (в целях формирования своей стратегии защиты), насколько обоснованны претензии и вероятность назначения выездной налоговой проверки.
Статья: Критерии оценки налоговых рисков права налогоплательщиков не нарушают
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Как следует из содержания Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Критерии утверждены в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Приказ определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, при этом не регламентирует порядок их проведения.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Как следует из содержания Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Критерии утверждены в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Приказ определяет общую систему планирования налоговыми органами выездных налоговых проверок, при этом не регламентирует порядок их проведения.
Статья: Доначисленный НДФЛ, затраты на благоустройство, компенсации клиентам: что учитывать в расходах
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Продолжаем анализировать спорные ситуации из практики, связанные с налогообложением прибыли. Например, возможность учесть для целей налогообложения: сумму НДФЛ, начисленного по итогам выездной налоговой проверки и уплаченного банком как налоговым агентом из собственных средств; затраты на покупку зеленых насаждений для благоустройства территории возле офиса банка; расходы на приобретение продукции для ее передачи клиенту в счет компенсации морального вреда.
(Коновалов Д.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 9)Продолжаем анализировать спорные ситуации из практики, связанные с налогообложением прибыли. Например, возможность учесть для целей налогообложения: сумму НДФЛ, начисленного по итогам выездной налоговой проверки и уплаченного банком как налоговым агентом из собственных средств; затраты на покупку зеленых насаждений для благоустройства территории возле офиса банка; расходы на приобретение продукции для ее передачи клиенту в счет компенсации морального вреда.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)В статье рассмотрены вопросы, касающиеся изменения юридического адреса организации, регистрации обособленного подразделения в городе, где остаются рабочие места, и др. Авторами отмечено, что неоднократная миграция юридического лица между налоговыми органами в совокупности с иными критериями может являться одним из маркеров для целей проведения выездной налоговой проверки организации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)В статье рассмотрены вопросы, касающиеся изменения юридического адреса организации, регистрации обособленного подразделения в городе, где остаются рабочие места, и др. Авторами отмечено, что неоднократная миграция юридического лица между налоговыми органами в совокупности с иными критериями может являться одним из маркеров для целей проведения выездной налоговой проверки организации.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Отметим, что принцип неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах лежит в основе планирования выездных налоговых проверок <1>. Следовательно, учитывая внедренный в сферу налогового контроля риск-ориентированный подход, цель выездных налоговых проверок (как, впрочем, и иных мероприятий налогового контроля) заключается в проверке правильности исчисления и уплаты налогов не всех налогоплательщиков, а именно тех, кто чаще остальных допускает нарушения законодательства о налогах и сборах.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Отметим, что принцип неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах лежит в основе планирования выездных налоговых проверок <1>. Следовательно, учитывая внедренный в сферу налогового контроля риск-ориентированный подход, цель выездных налоговых проверок (как, впрочем, и иных мероприятий налогового контроля) заключается в проверке правильности исчисления и уплаты налогов не всех налогоплательщиков, а именно тех, кто чаще остальных допускает нарушения законодательства о налогах и сборах.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за февраль - март 2023 года
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Для целей определения глубины выездной налоговой проверки юридически значимым является день принятия решения о ее проведении.
(Щекин Д.М., Ядрихинский С.А., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Для целей определения глубины выездной налоговой проверки юридически значимым является день принятия решения о ее проведении.