Цель внешнего управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Цель внешнего управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Решение о ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)"...В ситуации, когда уполномоченным органом должника принято решение о его ликвидации, состоялось назначение ликвидационной комиссии, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией хозяйственной деятельности. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, к данной организации в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ невозможно применить реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), целью которых является сохранение юридического лица.
(КонсультантПлюс, 2025)"...В ситуации, когда уполномоченным органом должника принято решение о его ликвидации, состоялось назначение ликвидационной комиссии, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией хозяйственной деятельности. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, к данной организации в силу п. 2 ст. 1 ГК РФ невозможно применить реабилитационные процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), целью которых является сохранение юридического лица.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""По смыслу ст. 2 Закона о банкротстве основной целью процедуры внешнего управления является попытка восстановления платежеспособности должника."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Внешнее управление должником в ходе банкротства
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Основной целью внешнего управления является сохранение у должника возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. В связи с этим при введении процедуры внешнего управления суд должен располагать достаточными доказательствами, объективно свидетельствующими о возможности должника осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, которая по своим экономическим показателям может привести к восстановлению платежеспособности должника.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 3)Основной целью внешнего управления является сохранение у должника возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. В связи с этим при введении процедуры внешнего управления суд должен располагать достаточными доказательствами, объективно свидетельствующими о возможности должника осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, которая по своим экономическим показателям может привести к восстановлению платежеспособности должника.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Содержание процедуры внешнего управления. Цели процедуры внешнего управления реализуются внешним управляющим, который наделяется определенными правами и обязанностями (ст. 99 Закона о банкротстве). Он вправе распоряжаться имуществом должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Важнейшие сделки с имуществом должника, в особенности крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов. В то же время определенные сделки (выдача займов, поручительств, гарантий, уступка права требования, перевод долга и некоторые другие) могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием (комитетом) кредиторов, если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления (ст. 101 Закона о банкротстве).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Содержание процедуры внешнего управления. Цели процедуры внешнего управления реализуются внешним управляющим, который наделяется определенными правами и обязанностями (ст. 99 Закона о банкротстве). Он вправе распоряжаться имуществом должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Важнейшие сделки с имуществом должника, в особенности крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов. В то же время определенные сделки (выдача займов, поручительств, гарантий, уступка права требования, перевод долга и некоторые другие) могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием (комитетом) кредиторов, если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления (ст. 101 Закона о банкротстве).
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"39. При рассмотрении требований, предъявленных кредиторами в ходе внешнего управления, арбитражным судам необходимо иметь в виду, что по смыслу пункта 1 статьи 5, абзаца третьего пункта 2 и пункта 4 статьи 95 Закона о банкротстве для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"39. При рассмотрении требований, предъявленных кредиторами в ходе внешнего управления, арбитражным судам необходимо иметь в виду, что по смыслу пункта 1 статьи 5, абзаца третьего пункта 2 и пункта 4 статьи 95 Закона о банкротстве для целей внешнего управления текущими являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия судом заявления о признании должника банкротом (независимо от того, наступил срок их исполнения до или во время внешнего управления), а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления (независимо от даты их возникновения).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Кроме того, как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г.), в соответствии с пп. 28, 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", п. 3 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов N 96 (утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22 декабря 2005 г.), введение процедур банкротства (наблюдение, конкурсное производство, финансовое оздоровление или внешнее управление) в целях защиты публичных интересов и имущественных интересов третьих лиц - кредиторов должника, находящегося в банкротстве, влечет наступление предусмотренных законом последствий (в том числе возможность предъявления требований кредиторов к должнику по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей только с соблюдением установленного законом порядка; приостановление производств по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям и др.); лицу, подавшему исковое заявление о взыскании с должника долга по денежным обязательствам или обязательным платежам до даты введения процедуры наблюдения, предоставляется возможность либо остаться в рамках процесса по признанию и приведению в исполнение решения третейского суда, либо обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)Кроме того, как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 г.), в соответствии с пп. 28, 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", п. 3 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов N 96 (утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22 декабря 2005 г.), введение процедур банкротства (наблюдение, конкурсное производство, финансовое оздоровление или внешнее управление) в целях защиты публичных интересов и имущественных интересов третьих лиц - кредиторов должника, находящегося в банкротстве, влечет наступление предусмотренных законом последствий (в том числе возможность предъявления требований кредиторов к должнику по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей только с соблюдением установленного законом порядка; приостановление производств по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств; приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям и др.); лицу, подавшему исковое заявление о взыскании с должника долга по денежным обязательствам или обязательным платежам до даты введения процедуры наблюдения, предоставляется возможность либо остаться в рамках процесса по признанию и приведению в исполнение решения третейского суда, либо обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Правила о моратории на удовлетворение основной массы требований кредиторов, безусловно, создают необходимые предпосылки для реализации цели внешнего управления - восстановления платежеспособности должника.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Правила о моратории на удовлетворение основной массы требований кредиторов, безусловно, создают необходимые предпосылки для реализации цели внешнего управления - восстановления платежеспособности должника.
Статья: Правовые ограничения деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Федянин Ю.М.)
("Современное право", 2024, N 7)Для указанных субъектов тем не менее осталось незапрещенным проведение процедуры ликвидации либо же перевода организации в так называемый спящий режим, в связи с чем 3 января 2023 г. был принят Закон Республики Беларусь N 239-З "О вопросах передачи под временное внешнее управление" в целях исключения необоснованного прекращения деятельности коммерческих организаций, причинения ущерба их трудовым коллективам и обеспечения нормальной безубыточной работы коммерческих организаций.
(Федянин Ю.М.)
("Современное право", 2024, N 7)Для указанных субъектов тем не менее осталось незапрещенным проведение процедуры ликвидации либо же перевода организации в так называемый спящий режим, в связи с чем 3 января 2023 г. был принят Закон Республики Беларусь N 239-З "О вопросах передачи под временное внешнее управление" в целях исключения необоснованного прекращения деятельности коммерческих организаций, причинения ущерба их трудовым коллективам и обеспечения нормальной безубыточной работы коммерческих организаций.
Статья: Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В статье рассматриваются вопросы определения целей внешнего и внутрисистемного судебного управления в их соотношении с независимостью судебной власти. Показано, как цели судебного управления связаны с устанавливающими их субъектами, реальностью достижения, соответствием фактических целей декларируемым. Рассматриваются причины, препятствующие достижению целей, направленных на обеспечение независимости судебной власти. Обосновывается важность критериев оценки результата судебного управления при постановке целей развития судебной системы.
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)В статье рассматриваются вопросы определения целей внешнего и внутрисистемного судебного управления в их соотношении с независимостью судебной власти. Показано, как цели судебного управления связаны с устанавливающими их субъектами, реальностью достижения, соответствием фактических целей декларируемым. Рассматриваются причины, препятствующие достижению целей, направленных на обеспечение независимости судебной власти. Обосновывается важность критериев оценки результата судебного управления при постановке целей развития судебной системы.
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Схожая с французским правом возможность признания недействительными сделок, совершенных в противоречии с целями деятельности компании, существует и в Швейцарии, где также признается, что такие цели составляют внешние границы полномочий органов управления <2>. При этом в силу требований закона о регистрации и регламента федеральной службы коммерческого реестра цели должны быть указаны ясным и определенным образом, исключая возможность указания целей деятельности слишком общим образом <3>.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Схожая с французским правом возможность признания недействительными сделок, совершенных в противоречии с целями деятельности компании, существует и в Швейцарии, где также признается, что такие цели составляют внешние границы полномочий органов управления <2>. При этом в силу требований закона о регистрации и регламента федеральной службы коммерческого реестра цели должны быть указаны ясным и определенным образом, исключая возможность указания целей деятельности слишком общим образом <3>.