Цель административного наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Цель административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"В связи с императивностью указанной нормы, довод административного истца о назначении ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, несоразмерно целям административного наказания, правильно признан районным судом необоснованным."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.57 "Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности" КоАП РФПри этом судами учтено, что Банк неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 14.57 КоАП РФ, в связи с чем назначенное административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.1. Цели административного наказания
(ред. от 04.11.2025)Статья 3.1. Цели административного наказания
Статья: Штраф за недопуск газовщиков в квартиру вырастет до 10 тыс. рублей
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Аналогичное решение было принято Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2021 N 13АП-32787/2020 по делу N А21-7693/2020 "Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования". Управляющая компания не исполнила обязанность по обеспечению доступа представителей специализированной организации к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирных домов для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, а также для приостановления подачи газа. По мнению суда, назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере минимальной санкции инкриминируемой статьи (40 000 руб.) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания. Вместе с тем суд принял решение оставить без изменения решение Арбитражного суда <1>, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Э." - без удовлетворения.
(Зеленая У.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Аналогичное решение было принято Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2021 N 13АП-32787/2020 по делу N А21-7693/2020 "Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования". Управляющая компания не исполнила обязанность по обеспечению доступа представителей специализированной организации к внутридомовому газовому оборудованию многоквартирных домов для проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, а также для приостановления подачи газа. По мнению суда, назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере минимальной санкции инкриминируемой статьи (40 000 руб.) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания. Вместе с тем суд принял решение оставить без изменения решение Арбитражного суда <1>, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Э." - без удовлетворения.
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Думается, что потребность в достижении основной цели административного наказания, которой является "предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), преодолении правового нигилизма в области соблюдения административного законодательства, соблюдении баланса между публичными и частными интересами в процессе привлечения физических лиц к административной ответственности, предусматривает проведение исследования группы норм, устанавливающих специальный порядок уплаты административного штрафа.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Думается, что потребность в достижении основной цели административного наказания, которой является "предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами" (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), преодолении правового нигилизма в области соблюдения административного законодательства, соблюдении баланса между публичными и частными интересами в процессе привлечения физических лиц к административной ответственности, предусматривает проведение исследования группы норм, устанавливающих специальный порядок уплаты административного штрафа.
Статья: Административное выдворение как вид наказания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) отмечено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) отмечено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Статья: Юридическая аномия как фактор неопределенности целей социального развития
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)В статье 1.2 КоАП перечисляются задачи законодательства об административных правонарушениях: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, предупреждение правонарушений. Однако известно, что на ином уровне обобщения задача всегда рассматривается и как соответствующая цель. Цели и задачи - явления взаимосвязанные. Уже в статье 3.1 КоАП предупреждение совершения новых правонарушений указывается как цель административного наказания, но не задача <5>. По мнению Е.А. Мызникова, цель есть категория субъективного, а категории "задача", "функция" и "результат" отражают ступени объективации категории "цель", соответствующие этапам процесса целеполагания. Различие фактически проявляется в том, что в целях непосредственно сосредоточивается глобальное предназначение той или иной деятельности или общественного явления, а в задачах - путь, тактика достижения указанной цели [12, с. 10 - 20]. В связи с этим, употребляя термин "задачи", законодатель имел в виду и цели КоАП.
(Липинский Д.А., Иванов А.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)В статье 1.2 КоАП перечисляются задачи законодательства об административных правонарушениях: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, предупреждение правонарушений. Однако известно, что на ином уровне обобщения задача всегда рассматривается и как соответствующая цель. Цели и задачи - явления взаимосвязанные. Уже в статье 3.1 КоАП предупреждение совершения новых правонарушений указывается как цель административного наказания, но не задача <5>. По мнению Е.А. Мызникова, цель есть категория субъективного, а категории "задача", "функция" и "результат" отражают ступени объективации категории "цель", соответствующие этапам процесса целеполагания. Различие фактически проявляется в том, что в целях непосредственно сосредоточивается глобальное предназначение той или иной деятельности или общественного явления, а в задачах - путь, тактика достижения указанной цели [12, с. 10 - 20]. В связи с этим, употребляя термин "задачи", законодатель имел в виду и цели КоАП.
Статья: Актуальная методология понимания административной ответственности
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В рамках конституционного контроля нормативно закрепленных правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2021 г. N 2356-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. N 19-П) Конституционный Суд назвал в качестве основного принципа правил исчисления сроков давности привлечения доктринально-инструментальный принцип определенности, предполагающий: а) создание условий, обеспечивающих неотвратимость административной ответственности; б) предотвращение неоправданно длительного нахождения привлекаемых под угрозой возможности административного преследования и применения мер административного наказания; в) недопущение произвола со стороны правоприменителей по делам о привлечении к административной ответственности. В институте давности привлечения проявляются цели административного наказания: эффективное осуществление задач законодательства об административных правонарушениях (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения наказания, выяснение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения).
(Коблева М.М., Лусегенова З.С.)
("Мировой судья", 2022, N 12)В рамках конституционного контроля нормативно закрепленных правил исчисления сроков давности привлечения к административной ответственности (Определение Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2021 г. N 2356-О и Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. N 19-П) Конституционный Суд назвал в качестве основного принципа правил исчисления сроков давности привлечения доктринально-инструментальный принцип определенности, предполагающий: а) создание условий, обеспечивающих неотвратимость административной ответственности; б) предотвращение неоправданно длительного нахождения привлекаемых под угрозой возможности административного преследования и применения мер административного наказания; в) недопущение произвола со стороны правоприменителей по делам о привлечении к административной ответственности. В институте давности привлечения проявляются цели административного наказания: эффективное осуществление задач законодательства об административных правонарушениях (всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения наказания, выяснение причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения).
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)На наш взгляд, еще одной существенной проблемой Кодекса является невозможность применения дисквалификации к членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 29 Закона N 67-ФЗ лица, подвергнутые административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, не вправе замещать должность члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Очевидно, что предусмотренный частью первой ст. 4.6 КоАП Российской Федерации годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, с учетом периодичности избирательных кампаний, кампаний референдума, не обеспечивает должную уверенность в достижимости целей административного наказания.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)На наш взгляд, еще одной существенной проблемой Кодекса является невозможность применения дисквалификации к членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 29 Закона N 67-ФЗ лица, подвергнутые административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, не вправе замещать должность члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Очевидно, что предусмотренный частью первой ст. 4.6 КоАП Российской Федерации годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, с учетом периодичности избирательных кампаний, кампаний референдума, не обеспечивает должную уверенность в достижимости целей административного наказания.
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Основанием для применения к хозяйствующим субъектам административного приостановления предпринимательской деятельности может быть угроза причинения вреда состоянию или качеству окружающей природной среды в геопарках. Однако административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). В ст. 8.39 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного приостановления деятельности. Однако все ООПТ являются наиболее уязвимыми природными объектами, поскольку имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находятся под особой охраной (п. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды; преамбула Федерального закона об ООПТ). Соответственно, в случае создания геопарков как региональных ООПТ они являются такими же уязвимыми, гораздо более чувствительными, чем отдельные компоненты природной среды. Поэтому ст. 8.39 КоАП РФ нуждается в совершенствовании. В ней следует предусмотреть альтернативную штрафу санкцию в виде административного приостановления предпринимательской деятельности.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Основанием для применения к хозяйствующим субъектам административного приостановления предпринимательской деятельности может быть угроза причинения вреда состоянию или качеству окружающей природной среды в геопарках. Однако административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ). В ст. 8.39 КоАП РФ не предусмотрено назначение административного приостановления деятельности. Однако все ООПТ являются наиболее уязвимыми природными объектами, поскольку имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находятся под особой охраной (п. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды; преамбула Федерального закона об ООПТ). Соответственно, в случае создания геопарков как региональных ООПТ они являются такими же уязвимыми, гораздо более чувствительными, чем отдельные компоненты природной среды. Поэтому ст. 8.39 КоАП РФ нуждается в совершенствовании. В ней следует предусмотреть альтернативную штрафу санкцию в виде административного приостановления предпринимательской деятельности.
Статья: По вине работника оштрафовали работодателя, можно ли взыскать с работника штраф? Анализ споров
(Аржанникова Н.)
("Трудовое право", 2024, N 5)Относительно возмещения ущерба в размере сумм уплаченных организацией штрафов за совершение иных административных правонарушений, помимо предусмотренных главой 12 КоАП РФ, исходя из выводов судов, в частности, следует, что: сумма штрафа, уплаченная организацией в виде штрафных санкций, не может быть отнесена к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник, в противном случае указанное расширяет пределы материальной ответственности работника перед работодателем, установленные положениями главы 39 Трудового кодекса РФ; требования организации о возмещении ущерба в размере суммы уплаченного штрафа со своего работника фактически направлены на освобождение от обязанности по уплате административного штрафа, наложенного на него в качестве административного наказания, что противоречит целям административного наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.
(Аржанникова Н.)
("Трудовое право", 2024, N 5)Относительно возмещения ущерба в размере сумм уплаченных организацией штрафов за совершение иных административных правонарушений, помимо предусмотренных главой 12 КоАП РФ, исходя из выводов судов, в частности, следует, что: сумма штрафа, уплаченная организацией в виде штрафных санкций, не может быть отнесена к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник, в противном случае указанное расширяет пределы материальной ответственности работника перед работодателем, установленные положениями главы 39 Трудового кодекса РФ; требования организации о возмещении ущерба в размере суммы уплаченного штрафа со своего работника фактически направлены на освобождение от обязанности по уплате административного штрафа, наложенного на него в качестве административного наказания, что противоречит целям административного наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.
Статья: Административно-пенологические вопросы эффективности административных наказаний
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)В этом смысле, учитывая цель административного наказания - предупреждение совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, их массовое, постоянно растущее применение и дальнейшее исполнение существенного результата не дают.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)В этом смысле, учитывая цель административного наказания - предупреждение совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, их массовое, постоянно растущее применение и дальнейшее исполнение существенного результата не дают.
Статья: Административное и судебное усмотрение при принятии процессуальных решений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)К установкам, которые являются предметом административного усмотрения, можно отнести приоритеты внутренней политики и ценности, на которые ориентирован законодатель. Это социальные нормы, отражающие интересы и приоритеты государственного управления. Они обеспечивают верховенство публичной власти внутри страны. Например, к ним можно отнести позиции о недопустимости ухода от ответственности лица, допустившего правонарушение, важности общей превенции как цели административного наказания, подконтрольности, управляемости и открытости населения для госструктур, своевременном внесении обязательных платежей, оперативности реализации распоряжений вышестоящих структур, поддержании общего авторитета публичной власти и т.д. Административное усмотрение оперирует подобными категориями и формирует наиболее целесообразный вариант разрешения дела.
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)К установкам, которые являются предметом административного усмотрения, можно отнести приоритеты внутренней политики и ценности, на которые ориентирован законодатель. Это социальные нормы, отражающие интересы и приоритеты государственного управления. Они обеспечивают верховенство публичной власти внутри страны. Например, к ним можно отнести позиции о недопустимости ухода от ответственности лица, допустившего правонарушение, важности общей превенции как цели административного наказания, подконтрольности, управляемости и открытости населения для госструктур, своевременном внесении обязательных платежей, оперативности реализации распоряжений вышестоящих структур, поддержании общего авторитета публичной власти и т.д. Административное усмотрение оперирует подобными категориями и формирует наиболее целесообразный вариант разрешения дела.