Бюджетный учет земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Бюджетный учет земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 88а-10972/2024 по делу N 3а-622/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000476-76)
Об оставлении без изменения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023, которым отменено решение Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказано в признании не действующим п. 1 решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в части ограничения застройки земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства размещением планируемых объектов местного значения.Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Об оставлении без изменения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023, которым отменено решение Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказано в признании не действующим п. 1 решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в части ограничения застройки земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства размещением планируемых объектов местного значения.Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 15.11.2023 N 66а-1797/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000476-76)
Об отмене решения Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказе в признании не действующим решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в той части, в которой размещение планируемых объектов местного значения в границах функциональной зоны, в которой расположены земельные участки, ограничивает застройку указанных земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования "Город Краснодар".Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Об отмене решения Краснодарского краевого суда от 26.07.2023 и отказе в признании не действующим решения городской Думы Краснодара от 02.09.2020 N 100 п. 1 "О Генеральном плане муниципального образования "Город Краснодар" в той части, в которой размещение планируемых объектов местного значения в границах функциональной зоны, в которой расположены земельные участки, ограничивает застройку указанных земельных участков путем реализации собственником иных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования "Город Краснодар".Предусмотренное Генеральным планом планируемое размещение объектов местного значения не противоречит функциональной зоне участков, не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанной зоны, обеспечивает учет публичных интересов и соответствует целям развития социальной инфраструктуры с учетом планируемого распределения бюджетных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)С учетом вышеизложенного мы полагаем, что в соответствии с правилами бюджетного учета плата за право пользования земельным участком, предоставляемое на основании разрешения, относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами, в связи с чем к рассматриваемой ситуации подлежит применению подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающий освобождение соответствующей операции от обложения НДС.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 8)С учетом вышеизложенного мы полагаем, что в соответствии с правилами бюджетного учета плата за право пользования земельным участком, предоставляемое на основании разрешения, относится к платежам в бюджет за право пользования природными ресурсами, в связи с чем к рассматриваемой ситуации подлежит применению подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающий освобождение соответствующей операции от обложения НДС.
Справка: Что нужно знать об управлении государственным (муниципальным) имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить неразграниченные земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить неразграниченные земельные участки
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 27.04.2023 N 56н
"О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2023 N 73932)"Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.".
"О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.06.2023 N 73932)"Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.".
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)34. Принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)34. Принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Решение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов о признании в учете непроизведенных активов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, за исключением земли (земельных участков), принимается с учетом положений стандарта экономического субъекта, принятым для упорядочения организации ведения бюджетного учета непроизведенных ресурсов субъектом учета, уполномоченным на признание соответствующих непроизведенных ресурсов.
Готовое решение: Каков порядок исправления ошибок прошлых лет в казенном, бюджетном, автономном учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить исправление ошибки прошлых лет, связанной с изменением кадастровой стоимости земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить исправление ошибки прошлых лет, связанной с изменением кадастровой стоимости земельного участка
Готовое решение: Как отразить в учете учреждения расходы на кадастровые работы
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в бухгалтерском (бюджетном) учете стоимость кадастровых работ по межеванию земельного участка учитывается в текущих расходах учреждения, так как земельные участки принимаются к учету по кадастровой стоимости на основании п. п. 23, 71 Инструкции N 157н.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в бухгалтерском (бюджетном) учете стоимость кадастровых работ по межеванию земельного участка учитывается в текущих расходах учреждения, так как земельные участки принимаются к учету по кадастровой стоимости на основании п. п. 23, 71 Инструкции N 157н.
Готовое решение: Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить неразграниченные земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете неразграниченные земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете неразграниченные земельные участки
Готовое решение: Что относится к непроизведенным активам для целей бухгалтерского (бюджетного) учета
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: учреждения принимают к бухгалтерскому (бюджетному) учету только те земельные участки (в том числе искусственно созданные), которые закрепляются за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это касается как участков, госсобственность на которые разграничена (вне зависимости от внесения в ЕГРН), так и тех, на которые она не разграничена и которые не внесены в реестр (пп. "а", "б" п. 10 Федерального стандарта N 34н).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: учреждения принимают к бухгалтерскому (бюджетному) учету только те земельные участки (в том числе искусственно созданные), которые закрепляются за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Это касается как участков, госсобственность на которые разграничена (вне зависимости от внесения в ЕГРН), так и тех, на которые она не разграничена и которые не внесены в реестр (пп. "а", "б" п. 10 Федерального стандарта N 34н).
Готовое решение: Как учреждению учитывать земельные участки
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить операции с безвозмездной передачей земельных участков в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить операции с безвозмездной передачей земельных участков в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения
Статья: Учет недвижимого имущества казны в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Изменение стоимости земельных участков в казне в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бюджетном учете финансового года, в котором произошли эти изменения. Например, если в 2023 году в субъекте РФ произошла очередная кадастровая оценка земель, изменение стоимости земли в составе имущества казны должно быть отражено в отчетности 2023 года. Это не зависит от того, когда были получены новые кадастровые выписки. Даже если выписки будут получены в 2024 году, изменение кадастровой стоимости земли является событием после отчетной даты (СПОД) и отражается в отчетности 2023 года.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 17)Изменение стоимости земельных участков в казне в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бюджетном учете финансового года, в котором произошли эти изменения. Например, если в 2023 году в субъекте РФ произошла очередная кадастровая оценка земель, изменение стоимости земли в составе имущества казны должно быть отражено в отчетности 2023 года. Это не зависит от того, когда были получены новые кадастровые выписки. Даже если выписки будут получены в 2024 году, изменение кадастровой стоимости земли является событием после отчетной даты (СПОД) и отражается в отчетности 2023 года.
Статья: Общие рекомендации по составлению бюджетной отчетности за 2022 год
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)<8> Например, документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документов, подтверждающих необходимость корректировки данных бюджетного учета о финансовых вложениях (акциях, долях участия), документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка.
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)<8> Например, документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документов, подтверждающих необходимость корректировки данных бюджетного учета о финансовых вложениях (акциях, долях участия), документов, подтверждающих изменение кадастровой стоимости земельного участка.
Готовое решение: Как учреждению-арендатору отразить в учете операции по аренде земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения-арендатора отразить операции по договору аренды земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждения-арендатора отразить операции по договору аренды земельного участка
Готовое решение: Как с 2026 г. учреждению отразить в учете изменение кадастровой стоимости земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить изменение кадастровой стоимости земли в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отразить изменение кадастровой стоимости земли в бухгалтерском (бюджетном) учете
Статья: Особенности заполнения баланса (ф. 0503130) и справки (ф. 0503110)
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)б) по кредиту (дебету) счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176 "Доходы экономического субъекта от оценки активов и обязательств" - при раскрытии информации об изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, иных операциях, отражающих финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных монетарных, активов и обязательств, и нефинансовых активов, за исключением операций по оценке активов и обязательств, для которых Таблицей соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам классификации доходов, применяемой с 01.01.2024, предусмотрены соответствующие увязки по кодам классификации;
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)б) по кредиту (дебету) счета 1 17 00000 00 0000 000 1 401 10 176 "Доходы экономического субъекта от оценки активов и обязательств" - при раскрытии информации об изменении кадастровой стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, иных операциях, отражающих финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных монетарных, активов и обязательств, и нефинансовых активов, за исключением операций по оценке активов и обязательств, для которых Таблицей соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам классификации доходов, применяемой с 01.01.2024, предусмотрены соответствующие увязки по кодам классификации;