Бухгалтерский учет имущества в оперативном управлении
Подборка наиболее важных документов по запросу Бухгалтерский учет имущества в оперативном управлении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)По нашему мнению, в силу того, что порядок отражения в бухгалтерском учете возврата имущества из оперативного управления не регламентирован, организация может разработать такой порядок самостоятельно. Считаем, что предложенный организацией порядок отражения операций возможен. При этом если учредитель не планирует использовать объект в деятельности, а намеревается продать, то, по нашему мнению, такой объект следует учитывать как долгосрочный актив к продаже.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)По нашему мнению, в силу того, что порядок отражения в бухгалтерском учете возврата имущества из оперативного управления не регламентирован, организация может разработать такой порядок самостоятельно. Считаем, что предложенный организацией порядок отражения операций возможен. При этом если учредитель не планирует использовать объект в деятельности, а намеревается продать, то, по нашему мнению, такой объект следует учитывать как долгосрочный актив к продаже.
Корреспонденция счетов: Организация (унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения) получила от собственника (сверх суммы уставного фонда) бывший в употреблении объект основных средств. Как отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете организации?..
(Консультация эксперта, 2025)Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете учреждений обособленно от иных объектов учета.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций. Совет сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица - учреждения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и учитываемое в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на балансе в качестве основных средств, признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций. Совет сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица - учреждения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и учитываемое в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на балансе в качестве основных средств, признается объектом обложения налогом на имущество организаций.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-вторых, определенная степень имущественной обособленности организации, позволяющая ей самостоятельно или как обособленному подразделению сложной организации выступать в налоговых отношениях. Далеко не любая имущественная обособленность является показателем того, что перед нами субъект налогового права, но определенная степень или мера этой имущественной обособленности является основой налоговой правосубъектности. Обособление имущества проявляется различно в различных общественных образованиях. Даже степени имущественной обособленности у разных видов юридических лиц могут существенно различаться <155>. Хозяйственные общества и товарищества обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Обособление имущества филиалов и представительств, хотя и не имеет значения с гражданско-правовых позиций, поскольку последние не являются субъектами вещных прав, но как экономическое явление существует, что отражается при ведении бухгалтерского учета и, в частности, подтверждается наличием у многих филиалов и представительств отдельного баланса.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)- во-вторых, определенная степень имущественной обособленности организации, позволяющая ей самостоятельно или как обособленному подразделению сложной организации выступать в налоговых отношениях. Далеко не любая имущественная обособленность является показателем того, что перед нами субъект налогового права, но определенная степень или мера этой имущественной обособленности является основой налоговой правосубъектности. Обособление имущества проявляется различно в различных общественных образованиях. Даже степени имущественной обособленности у разных видов юридических лиц могут существенно различаться <155>. Хозяйственные общества и товарищества обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Обособление имущества филиалов и представительств, хотя и не имеет значения с гражданско-правовых позиций, поскольку последние не являются субъектами вещных прав, но как экономическое явление существует, что отражается при ведении бухгалтерского учета и, в частности, подтверждается наличием у многих филиалов и представительств отдельного баланса.
Готовое решение: Как нормативно регулируется бухгалтерский (бюджетный) учет
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете обособленно от иных объектов учета.
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательства, по которым учреждение отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, а также указанное имущество учитываются в бухгалтерском учете обособленно от иных объектов учета.
Статья: Списание имущества Республики Крым, закрепленного за ГУП
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В ресурсоснабжающей организации, созданной в форме ГУП, по результатам годовой инвентаризации (по состоянию на 31.12.2022) выявлены объекты основных средств, подлежащие списанию, а также незавершенные капитальные инвестиции (строительные проекты), продолжение осуществления которых нецелесообразно. При списании активов ГУП руководствуется Законом Республики Крым от 25.12.2014 N 51-ЗРК/2014 "О порядке списания имущества Республики Крым". Процедура списания занимает длительное время. Каким образом обозначенные ОС и незавершенные капитальные инвестиции (вложения) отразить в бухгалтерском балансе за 2022 год? Нужно ли в бухгалтерском учете создавать резервы? Возникают ли условные обязательства?
(Каравайкина Е.Е.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)В ресурсоснабжающей организации, созданной в форме ГУП, по результатам годовой инвентаризации (по состоянию на 31.12.2022) выявлены объекты основных средств, подлежащие списанию, а также незавершенные капитальные инвестиции (строительные проекты), продолжение осуществления которых нецелесообразно. При списании активов ГУП руководствуется Законом Республики Крым от 25.12.2014 N 51-ЗРК/2014 "О порядке списания имущества Республики Крым". Процедура списания занимает длительное время. Каким образом обозначенные ОС и незавершенные капитальные инвестиции (вложения) отразить в бухгалтерском балансе за 2022 год? Нужно ли в бухгалтерском учете создавать резервы? Возникают ли условные обязательства?
Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении судоходных гидротехнических сооружений, переданных муниципальным образованием в оперативное управление казенному учреждению.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 21.11.2024 N 03-05-04-01/116511)В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Статья: Современное состояние бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)Исходя из совокупности норм ст. 6 БК РФ и п. 1 ст. 152 БК РФ государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, но получают субсидии от учредителя и используют государственное (муниципальное) имущество, закрепленное за ними, на праве оперативного управления для осуществления своей деятельности. Такие учреждения ведут бухгалтерский учет и формируют бухгалтерскую отчетность.
(Арбатская Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 9)Исходя из совокупности норм ст. 6 БК РФ и п. 1 ст. 152 БК РФ государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса, но получают субсидии от учредителя и используют государственное (муниципальное) имущество, закрепленное за ними, на праве оперативного управления для осуществления своей деятельности. Такие учреждения ведут бухгалтерский учет и формируют бухгалтерскую отчетность.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны, и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет. В разрабатываемый Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны, и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет. В разрабатываемый Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).
Готовое решение: Как учреждению применять СГС "Аренда"
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты бухучета, которые возникают при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Исключение - передача такого имущества в оперативное управление (п. п. 9, 10 СГС "Аренда").
(КонсультантПлюс, 2025)Объекты бухучета, которые возникают при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Исключение - передача такого имущества в оперативное управление (п. п. 9, 10 СГС "Аренда").
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке отражения основных средств в учете и отчетности
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимое имущество принято к бухгалтерскому учету без первичных учетных документов, подтверждающих госрегистрацию права оперативного управления, в связи с чем оно ошибочно отражено в отчетности на балансовом счете 101 "Основные средства" (Представление от 24.07.2018 N ПР 12-244/12-03);
(КонсультантПлюс, 2025)недвижимое имущество принято к бухгалтерскому учету без первичных учетных документов, подтверждающих госрегистрацию права оперативного управления, в связи с чем оно ошибочно отражено в отчетности на балансовом счете 101 "Основные средства" (Представление от 24.07.2018 N ПР 12-244/12-03);
Статья: Особенности расчета затрат на обслуживание и ремонт вычислительной техники в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации
(Фирсова И.А., Радченко Е.П., Прудников В.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)<11> Приказ Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 17 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении порядка согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями, и перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями" // СПС "КонсультантПлюс".
(Фирсова И.А., Радченко Е.П., Прудников В.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)<11> Приказ Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 17 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении порядка согласования ФСИН России решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями, и перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, федеральными государственными унитарными предприятиями ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и подчиненными им учреждениями" // СПС "КонсультантПлюс".
Типовая ситуация: Как учесть приобретение ОС на УСН (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)В бухгалтерском учете основным средством (ОС) признается имущество, принадлежащее субъекту учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования), предназначенное для неоднократного или постоянного использования в процессе его деятельности при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд при условии получения от его использования экономических выгод или полезного потенциала и если его первоначальную стоимость можно надежно оценить. Для признания основного средства в налоговом учете оно должно использоваться для извлечения дохода. Срок полезного использования (СПИ) такого имущества должен быть больше 12 месяцев, а его первоначальная стоимость должна быть (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 4 ст. 346.16 НК РФ, п. 38 Инструкции N 157н, п. п. 7, 8 СГС "Основные средства", утвержденного Приказом Минфина от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства")):
(Издательство "Главная книга", 2025)В бухгалтерском учете основным средством (ОС) признается имущество, принадлежащее субъекту учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования), предназначенное для неоднократного или постоянного использования в процессе его деятельности при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд при условии получения от его использования экономических выгод или полезного потенциала и если его первоначальную стоимость можно надежно оценить. Для признания основного средства в налоговом учете оно должно использоваться для извлечения дохода. Срок полезного использования (СПИ) такого имущества должен быть больше 12 месяцев, а его первоначальная стоимость должна быть (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257, п. 4 ст. 346.16 НК РФ, п. 38 Инструкции N 157н, п. п. 7, 8 СГС "Основные средства", утвержденного Приказом Минфина от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства")):