Бремя содержания имущества переданного в оперативное управление
Подборка наиболее важных документов по запросу Бремя содержания имущества переданного в оперативное управление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФСледовательно, ответчик, которому имущество передано на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества, и владеющий спорным помещением на праве оперативного управления, имеет обязанность по его содержанию.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 158 "Расходы собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФ"Учреждение, которому имущество передано на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества, и ответчик, владеющий указанным помещением на праве оперативного управления, имеет обязанность по его содержанию."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Имущество, находящееся на праве оперативного управления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.10.2022 N 305-ЭС22-4503 по делу N А40-201482/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2024 N Ф07-13746/2024 по делу N А56-33355/2023, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2024 N Ф07-1308/2024 по делу N А56-81777/2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по содержанию переданного имущества возникает с момента регистрации прав, а не с момента передачи имущества. До регистрации прав бремя содержания имущества несет собственник (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.10.2022 N 305-ЭС22-4503 по делу N А40-201482/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.11.2024 N Ф07-13746/2024 по делу N А56-33355/2023, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2024 N Ф07-1308/2024 по делу N А56-81777/2022).
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за февраль 2025 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)При установленных обстоятельствах суду необходимо было выяснить порядок приобретения ответчиком спорного объекта, в том числе рассмотреть вопрос добросовестности покупателя, а также обстоятельства владения спорным объектом, предложить сторонам представить соответствующие доказательства, установить фактическое назначение здания, выяснить, использовался ли данный объект как убежище или в иных целях, состоит (не состоит) ли он на учете как объект гражданской обороны, имеются ли публичные ограничения на него, соглашение сторон по его использованию и содержанию, возможно ли его использование как убежища, проводилась или нет его инвентаризация с момента отчуждения, кто нес бремя его содержания, целесообразность заявленного требования, наличие возможности использовать его как сооружение гражданской обороны и действительную потребность в нем, возможность передачи этого сооружения в оперативное управление или хозяйственное ведение и порядок такой передачи с учетом принципа единства судьбы земельного участка и спорного здания на нем с соблюдением прав обеих сторон. В зависимости от установленных обстоятельств, квалификации правоотношений сторон суду надлежало определить регулирующие их нормы права, постановить судебное решение в точном соответствии с требованиями закона.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Михайлова В.С., Саргсян Т.А., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 4)При установленных обстоятельствах суду необходимо было выяснить порядок приобретения ответчиком спорного объекта, в том числе рассмотреть вопрос добросовестности покупателя, а также обстоятельства владения спорным объектом, предложить сторонам представить соответствующие доказательства, установить фактическое назначение здания, выяснить, использовался ли данный объект как убежище или в иных целях, состоит (не состоит) ли он на учете как объект гражданской обороны, имеются ли публичные ограничения на него, соглашение сторон по его использованию и содержанию, возможно ли его использование как убежища, проводилась или нет его инвентаризация с момента отчуждения, кто нес бремя его содержания, целесообразность заявленного требования, наличие возможности использовать его как сооружение гражданской обороны и действительную потребность в нем, возможность передачи этого сооружения в оперативное управление или хозяйственное ведение и порядок такой передачи с учетом принципа единства судьбы земельного участка и спорного здания на нем с соблюдением прав обеих сторон. В зависимости от установленных обстоятельств, квалификации правоотношений сторон суду надлежало определить регулирующие их нормы права, постановить судебное решение в точном соответствии с требованиями закона.
Статья: К вопросу о надлежащем субъекте административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства при множественности собственников объектов нежилого фонда (на примере Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге")
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Суды отметили, что в соответствии с договором безвозмездного пользования (с учетом дополнительного соглашения), заключенным с Комитетом по управлению городским имуществом, заявитель использует помещения в здании и обязан по договору поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять своими силами и за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести все необходимые расходы по содержанию имущества. Возложение на основании гражданско-правового договора обязанности по содержанию фасада здания на управляющую компанию не исключает ответственности фактического владельца здания за его ненадлежащее содержание по статье 20 Закона N 273-70, так как субъектом ответственности по данной статье является исключительно владелец здания, которому оно принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. В рассматриваемом случае лицом, действующим от имени собственника (Комитет по управлению городским имуществом), здание было передано обществу в безвозмездное пользование с возложением на него бремени по несению всех расходов по содержанию имущества (Постановление АС СЗО от 08.08.2019).
(Толкунов В.М., Пластинина И.Д.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Суды отметили, что в соответствии с договором безвозмездного пользования (с учетом дополнительного соглашения), заключенным с Комитетом по управлению городским имуществом, заявитель использует помещения в здании и обязан по договору поддерживать имущество в исправном состоянии, осуществлять своими силами и за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести все необходимые расходы по содержанию имущества. Возложение на основании гражданско-правового договора обязанности по содержанию фасада здания на управляющую компанию не исключает ответственности фактического владельца здания за его ненадлежащее содержание по статье 20 Закона N 273-70, так как субъектом ответственности по данной статье является исключительно владелец здания, которому оно принадлежит на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. В рассматриваемом случае лицом, действующим от имени собственника (Комитет по управлению городским имуществом), здание было передано обществу в безвозмездное пользование с возложением на него бремени по несению всех расходов по содержанию имущества (Постановление АС СЗО от 08.08.2019).
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)К иным видам учреждений (бюджетным и автономным), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, казенным предприятиям, государственным компаниям и корпорациям критерии имущественной, организационно-управленческой обособленности и ответственности применимы в гораздо большей, но все же в недостаточной для четкого разграничения непосредственной и опосредованных форм участия в гражданском обороте степени. Нормативно закрепленный правовой статус указанных юридических лиц свидетельствует об их относительной самостоятельности, варьирующейся в зависимости от вида ограниченного вещного права, на котором государство передает им имущество: хозяйственное ведение или оперативное управление. Подтверждают такую самостоятельность и одновременно создают преимущества (удобства) введения в гражданский оборот государственного имущества через юридические лица: переложение бремени собственника по содержанию имущества на других субъектов гражданского права и ограничение размера ответственности государства, уменьшение количества имущества, на которое может быть обращено взыскание по обязательствам государства <1>.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)К иным видам учреждений (бюджетным и автономным), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, казенным предприятиям, государственным компаниям и корпорациям критерии имущественной, организационно-управленческой обособленности и ответственности применимы в гораздо большей, но все же в недостаточной для четкого разграничения непосредственной и опосредованных форм участия в гражданском обороте степени. Нормативно закрепленный правовой статус указанных юридических лиц свидетельствует об их относительной самостоятельности, варьирующейся в зависимости от вида ограниченного вещного права, на котором государство передает им имущество: хозяйственное ведение или оперативное управление. Подтверждают такую самостоятельность и одновременно создают преимущества (удобства) введения в гражданский оборот государственного имущества через юридические лица: переложение бремени собственника по содержанию имущества на других субъектов гражданского права и ограничение размера ответственности государства, уменьшение количества имущества, на которое может быть обращено взыскание по обязательствам государства <1>.
Статья: Viam muniunto! О возложении на частных лиц бремени содержания муниципальной собственности (прилегающих территорий общего пользования): конституционные аспекты глазами цивилиста
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<10> Согласно одному из толкований, "используемая в ГрК РФ категория "лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения" в рамках правоприменения должна трактоваться широко. Под данную категорию попадают собственник недвижимости, арендатор, управляющая компания, иной владелец или пользователь (например, казенное или бюджетное учреждение, которому недвижимый объект передан на праве оперативного управления)" (Яхина Ю.Х., Грипп Э.Х. Благоустройство территорий муниципальных образований - одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления // Образование и право. 2023. N 10. С. 122).
(Тузов Д.О.)
("Закон", 2024, N 12)<10> Согласно одному из толкований, "используемая в ГрК РФ категория "лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения" в рамках правоприменения должна трактоваться широко. Под данную категорию попадают собственник недвижимости, арендатор, управляющая компания, иной владелец или пользователь (например, казенное или бюджетное учреждение, которому недвижимый объект передан на праве оперативного управления)" (Яхина Ю.Х., Грипп Э.Х. Благоустройство территорий муниципальных образований - одно из основных направлений деятельности органов местного самоуправления // Образование и право. 2023. N 10. С. 122).