Бремя доказывания в административном процессе
Подборка наиболее важных документов по запросу Бремя доказывания в административном процессе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговый арбитраж в Кыргызской Республике: свобода осуществления частного правосудия vs обеспечение публичного порядка
(Аленкина Н.Б.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)<11> Различие административного процесса и рассмотрения дела арбитражем вытекает из принципов, на которых они основаны. Административный процесс зиждется на инквизиционном принципе, или принципе объективного расследования, третейское разбирательство - на принципе состязательности. Отсюда - разная степень свободы сторон распоряжаться своими правами и разное распределение бремени доказывания. В административном процессе суд обязан самостоятельно исследовать обстоятельства дела, необходимые для принятия им решения. Он не связан доводами заявителя. В третейском разбирательстве стороны обязаны самостоятельно сообщить трибуналу обо всех значимых обстоятельствах дела.
(Аленкина Н.Б.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)<11> Различие административного процесса и рассмотрения дела арбитражем вытекает из принципов, на которых они основаны. Административный процесс зиждется на инквизиционном принципе, или принципе объективного расследования, третейское разбирательство - на принципе состязательности. Отсюда - разная степень свободы сторон распоряжаться своими правами и разное распределение бремени доказывания. В административном процессе суд обязан самостоятельно исследовать обстоятельства дела, необходимые для принятия им решения. Он не связан доводами заявителя. В третейском разбирательстве стороны обязаны самостоятельно сообщить трибуналу обо всех значимых обстоятельствах дела.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обязанность доказывания в административном процессе распределяется между сторонами иначе, чем в гражданском и арбитражном процессах - закон встает на сторону слабой стороны, искусственно увеличивая бремя доказывания государственных органов (см. комментарий к ст. 62 КАС РФ). Аналогичный подход к роли суда в доказывании сохраняется и применительно к рассмотрению дел из публично-правовых отношений в АПК РФ. Определяющим для такого законодательного подхода является предмет рассматриваемых дел - это дела из публично-правовых отношений в самом широком своем диапазоне. Именно публично-правовые отношения, с заложенным в них неравенством сторон, оказывают определяющее значение на содержание и идеологию гл. 6 КАС РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Обязанность доказывания в административном процессе распределяется между сторонами иначе, чем в гражданском и арбитражном процессах - закон встает на сторону слабой стороны, искусственно увеличивая бремя доказывания государственных органов (см. комментарий к ст. 62 КАС РФ). Аналогичный подход к роли суда в доказывании сохраняется и применительно к рассмотрению дел из публично-правовых отношений в АПК РФ. Определяющим для такого законодательного подхода является предмет рассматриваемых дел - это дела из публично-правовых отношений в самом широком своем диапазоне. Именно публично-правовые отношения, с заложенным в них неравенством сторон, оказывают определяющее значение на содержание и идеологию гл. 6 КАС РФ.
Статья: Бремя доказывания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по доказыванию в уголовных делах распределяется отличным от гражданского, арбитражного и административного процесса образом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязанность по доказыванию в уголовных делах распределяется отличным от гражданского, арбитражного и административного процесса образом.
Статья: Административно-принудительные дела, разрешаемые мировыми судьями судов общей юрисдикции: понятие, виды, признаки
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Юридико-фактический вопрос, являясь элементом материальной основы дела, возникает в процессе осуществления правоприменительной деятельности, и судебному разбирательству всегда предшествует внесудебный (исполнительный) административный процесс, в рамках которого происходит установление фактической основы юридического дела. Правоприменительная деятельность уполномоченного органа, должностного лица на стадии досудебного производства предопределяет, что одним из участников последующего судопроизводства по таким делам всегда будет правоприменительный орган, его должностное лицо, указывая на признак административно-принудительных дел - наличие специального субъекта в составе участников. В рамках судебного административного процесса такой специальный субъект несет обязанности по доказыванию обстоятельств, на основании которых возбуждено административное дело, всегда выступает инициатором судебного разбирательства по административному делу.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Юридико-фактический вопрос, являясь элементом материальной основы дела, возникает в процессе осуществления правоприменительной деятельности, и судебному разбирательству всегда предшествует внесудебный (исполнительный) административный процесс, в рамках которого происходит установление фактической основы юридического дела. Правоприменительная деятельность уполномоченного органа, должностного лица на стадии досудебного производства предопределяет, что одним из участников последующего судопроизводства по таким делам всегда будет правоприменительный орган, его должностное лицо, указывая на признак административно-принудительных дел - наличие специального субъекта в составе участников. В рамках судебного административного процесса такой специальный субъект несет обязанности по доказыванию обстоятельств, на основании которых возбуждено административное дело, всегда выступает инициатором судебного разбирательства по административному делу.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Правовая природа материальных норм и отношений, лежащих в основе производства по делам об административных правонарушениях, обусловливает отсутствие подлинно состязательной процедуры их разрешения и особенности распределения бремени доказывания. Исходя из общих принципов административно-юрисдикционного процесса обязанность доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на государственный орган с одновременным освобождением этого лица от обязанности доказывать свою невиновность. При этом все неустранимые сомнения толкуются в пользу указанного лица.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Правовая природа материальных норм и отношений, лежащих в основе производства по делам об административных правонарушениях, обусловливает отсутствие подлинно состязательной процедуры их разрешения и особенности распределения бремени доказывания. Исходя из общих принципов административно-юрисдикционного процесса обязанность доказать вину лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на государственный орган с одновременным освобождением этого лица от обязанности доказывать свою невиновность. При этом все неустранимые сомнения толкуются в пользу указанного лица.