Благоустройство территории вид разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Благоустройство территории вид разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФСоответственно, заявленное перераспределение земельного участка с видом разрешенного использования "для благоустройства территории" не предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья: Благоустройство земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В другом деле суд указал, что изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки города вид разрешенного использования земельных участков для благоустройства территории не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 по делу N 33-13125/2016).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В другом деле суд указал, что изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правилами землепользования и застройки города вид разрешенного использования земельных участков для благоустройства территории не предусмотрен. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне, предназначенной для индивидуальной жилой застройки, предоставление земельного участка под благоустройство территории в данной зоне не предусмотрено (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 04.08.2016 по делу N 33-13125/2016).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что администрация на основании договора аренды земельного участка от 28.10.2011 N 4650 предоставила обществу на срок с 02.09.2011 по 02.09.2016 земельный участок для благоустройства территории. Указанный вид разрешенного использования внесен в государственный кадастр недвижимости.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что администрация на основании договора аренды земельного участка от 28.10.2011 N 4650 предоставила обществу на срок с 02.09.2011 по 02.09.2016 земельный участок для благоустройства территории. Указанный вид разрешенного использования внесен в государственный кадастр недвижимости.
Статья: Правовые основы развития экологического туризма с учетом экологических вызовов на приграничной территории
(Оленина Т.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Несмотря на это, в границах ландшафтного заказника устанавливаются основные виды разрешенного использования. К их числу относится природно-познавательный туризм; вспомогательные виды разрешенного использования, в частности туристическое обслуживание, благоустройство территории.
(Оленина Т.Ю.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Несмотря на это, в границах ландшафтного заказника устанавливаются основные виды разрешенного использования. К их числу относится природно-познавательный туризм; вспомогательные виды разрешенного использования, в частности туристическое обслуживание, благоустройство территории.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При рассмотрении дела судами установлено, что на момент принятия решения об отказе Обществу в проведении аукциона на право аренды испрашиваемого земельного участка установленный вид разрешенного использования спорного участка не соответствовал основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой он находился. Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования, спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-1 - зоне малоэтажной индивидуальной застройки. Названная территориальная зона не предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования благоустройство территории. Данный вид разрешенного использования предусмотрен как вспомогательный и допускается только в качестве дополнительного по отношению к основным и условно разрешенным видам использования или осуществляется совместно с ними.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)При рассмотрении дела судами установлено, что на момент принятия решения об отказе Обществу в проведении аукциона на право аренды испрашиваемого земельного участка установленный вид разрешенного использования спорного участка не соответствовал основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой он находился. Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования, спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Ж-1 - зоне малоэтажной индивидуальной застройки. Названная территориальная зона не предусматривает в качестве основного вида разрешенного использования благоустройство территории. Данный вид разрешенного использования предусмотрен как вспомогательный и допускается только в качестве дополнительного по отношению к основным и условно разрешенным видам использования или осуществляется совместно с ними.
Статья: Участие населения в принятии и реализации программных документов муниципальных образований
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другой пример нормативного регулирования участия населения в разработке и принятии программных документов - это реализация права граждан на участие в принятии градостроительных решений, тем более что в п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГрК РФ) в качестве одного из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, провозглашается положение об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечении свободы такого участия. С одной стороны, о важности участия муниципального сообщества в разработке и принятии документов территориального планирования муниципальных образований свидетельствует принятие на уровне Правительства РФ распоряжения от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды" <8>, в котором, в частности, имеется один из индикаторов для расчета - доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше. С другой стороны, представляется важным обратить внимание на формы и юридическую значимость подобного участия населения в разработке и принятии документов градостроительной деятельности. Статья 5.1 ГрК РФ подробнейшим образом определяет порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Причем о значимости соблюдения указанных процедур не только по форме, но и по содержанию свидетельствует и многочисленная судебная практика <9>. Вместе с тем заключение по результатам публичных слушаний, проведенных по всем правилам закона, имеет рекомендательный характер, не содержит правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, а полномочия по принятию документов в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Конечно же, остаются варианты судебного разрешения спора путем обращения в судебные инстанции граждан, чьи права и законные интересы нарушены принятыми документами, но ведь и указанные основания надо еще доказать в судебных инстанциях, что не всегда бывает успешным <10>.
(Кожевников О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)Другой пример нормативного регулирования участия населения в разработке и принятии программных документов - это реализация права граждан на участие в принятии градостроительных решений, тем более что в п. 5 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации <7> (далее - ГрК РФ) в качестве одного из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности, провозглашается положение об участии граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечении свободы такого участия. С одной стороны, о важности участия муниципального сообщества в разработке и принятии документов территориального планирования муниципальных образований свидетельствует принятие на уровне Правительства РФ распоряжения от 23 марта 2019 г. N 510-р "Об утверждении методики формирования индекса качества городской среды" <8>, в котором, в частности, имеется один из индикаторов для расчета - доля граждан в возрасте 14 лет и старше, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте 14 лет и старше. С другой стороны, представляется важным обратить внимание на формы и юридическую значимость подобного участия населения в разработке и принятии документов градостроительной деятельности. Статья 5.1 ГрК РФ подробнейшим образом определяет порядок подготовки и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Причем о значимости соблюдения указанных процедур не только по форме, но и по содержанию свидетельствует и многочисленная судебная практика <9>. Вместе с тем заключение по результатам публичных слушаний, проведенных по всем правилам закона, имеет рекомендательный характер, не содержит правовых норм, порождающих для третьих лиц какие-либо права и обязанности, а полномочия по принятию документов в области градостроительной деятельности отнесены исключительно к компетенции органов местного самоуправления. Конечно же, остаются варианты судебного разрешения спора путем обращения в судебные инстанции граждан, чьи права и законные интересы нарушены принятыми документами, но ведь и указанные основания надо еще доказать в судебных инстанциях, что не всегда бывает успешным <10>.