Биологический этап рекультивации
Подборка наиболее важных документов по запросу Биологический этап рекультивации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Также к реальному ущербу относятся затраты, связанные с восстановлением почвенного плодородия, нарушенного в период строительства, то есть затраты на проведение технического и биологического этапов рекультивации. Однако техническая рекультивация, как правило, осуществляется "организациями-линейщиками" самостоятельно в конце периода временного занятия. Расходы на проведение биологической рекультивации рассчитываются в составе проекта рекультивации и оплачиваются обладателем сервитута либо возмещаются сельскохозяйственному производителю в рамках отдельного соглашения. На практике некоторые проекты рекультивации выполняются без привлечения профильных специалистов, что приводит к тому, что содержащиеся в них сведения не укладываются в разумные диапазоны. Оценщику рекомендуется проверять данные проектов рекультивации на соответствие рынку, например, посредством опроса специализированных организаций (специализированных институтов), занимающихся рекультивацией или разработкой соответствующих проектов.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Также к реальному ущербу относятся затраты, связанные с восстановлением почвенного плодородия, нарушенного в период строительства, то есть затраты на проведение технического и биологического этапов рекультивации. Однако техническая рекультивация, как правило, осуществляется "организациями-линейщиками" самостоятельно в конце периода временного занятия. Расходы на проведение биологической рекультивации рассчитываются в составе проекта рекультивации и оплачиваются обладателем сервитута либо возмещаются сельскохозяйственному производителю в рамках отдельного соглашения. На практике некоторые проекты рекультивации выполняются без привлечения профильных специалистов, что приводит к тому, что содержащиеся в них сведения не укладываются в разумные диапазоны. Оценщику рекомендуется проверять данные проектов рекультивации на соответствие рынку, например, посредством опроса специализированных организаций (специализированных институтов), занимающихся рекультивацией или разработкой соответствующих проектов.
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)В частности, зафиксировано, что Исполнителем не было выполнено формирование единого консолидированного тела полигона, не были задействованы (не спланированы, не выполнены технический и биологический этапы рекультивации) северная, южная, западная и восточная части земельного участка, подлежащего рекультивации, не было проведено озеленение на площади 5,61 га, в том числе под вспомогательными объектами площадью 2,4 га, не была выполнена рекультивация под снятыми железобетонными плитами (дороги); минеральный грунт фактически был заменен на песок и целый ряд иных серьезных нарушений.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)В частности, зафиксировано, что Исполнителем не было выполнено формирование единого консолидированного тела полигона, не были задействованы (не спланированы, не выполнены технический и биологический этапы рекультивации) северная, южная, западная и восточная части земельного участка, подлежащего рекультивации, не было проведено озеленение на площади 5,61 га, в том числе под вспомогательными объектами площадью 2,4 га, не была выполнена рекультивация под снятыми железобетонными плитами (дороги); минеральный грунт фактически был заменен на песок и целый ряд иных серьезных нарушений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Согласно пунктам 8 и 8(1) Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 (далее - Правила N 800) рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Работы по локализации и ликвидации разлива не входят в состав ни технического этапа, ни тем более биологического этапа рекультивации, то есть не являются рекультивационными работами. Пунктом 12 Методики N 1730 возмещение подобных затрат также не предусмотрено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Согласно пунктам 8 и 8(1) Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 (далее - Правила N 800) рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Работы по локализации и ликвидации разлива не входят в состав ни технического этапа, ни тем более биологического этапа рекультивации, то есть не являются рекультивационными работами. Пунктом 12 Методики N 1730 возмещение подобных затрат также не предусмотрено.
Статья: Эколого-правовые риски при добыче полезных ископаемых (на примере добычи угля)
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)<1> Рекультивацию проводят в два этапа: технологический и биологический. Работы по рекультивации должны проводиться в соответствии с проектом рекультивации, а впоследствии должен быть подписан акт приемки-сдачи рекультивационных работ.
(Вершило Н.Д., Вершило Т.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)<1> Рекультивацию проводят в два этапа: технологический и биологический. Работы по рекультивации должны проводиться в соответствии с проектом рекультивации, а впоследствии должен быть подписан акт приемки-сдачи рекультивационных работ.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования. При этом пригодность использования восстановленных земель определяется целевым назначением и разрешенным использованием, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Достигается состояние пригодности использования восстановленных земель путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответствия нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Системный анализ требований Правил N 800 позволяет выделять следующие этапы рекультивации земель: 1) разработка проекта рекультивации земель; 2) процедуры, предшествующие процессу утверждения проекта рекультивации земель; 3) утверждение проекта рекультивации земель и направление уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации земель уполномоченным лицам и органам; 4) проведение рекультивации земель с обязательным направлением правообладателю земельного участка уведомления о начале выполнения работ; 5) завершение работ по рекультивации земель посредством составления акта о рекультивации земель, направление уведомления о завершении работ с приложением копии акта лицам, с которыми проект рекультивации подлежит согласованию в соответствии с п. 15 Правил N 800, а также в Россельхознадзор (в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") либо в Росприроднадзор (в остальных случаях).
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования. При этом пригодность использования восстановленных земель определяется целевым назначением и разрешенным использованием, а в отношении земель, указанных в ч. 2 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Достигается состояние пригодности использования восстановленных земель путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соответствия нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Системный анализ требований Правил N 800 позволяет выделять следующие этапы рекультивации земель: 1) разработка проекта рекультивации земель; 2) процедуры, предшествующие процессу утверждения проекта рекультивации земель; 3) утверждение проекта рекультивации земель и направление уведомления об утверждении проекта рекультивации с приложением утвержденного проекта рекультивации земель уполномоченным лицам и органам; 4) проведение рекультивации земель с обязательным направлением правообладателю земельного участка уведомления о начале выполнения работ; 5) завершение работ по рекультивации земель посредством составления акта о рекультивации земель, направление уведомления о завершении работ с приложением копии акта лицам, с которыми проект рекультивации подлежит согласованию в соответствии с п. 15 Правил N 800, а также в Россельхознадзор (в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") либо в Росприроднадзор (в остальных случаях).