Безвозмездный контракт по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездный контракт по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Безвозмездный договор по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Ничтожен заключенный без соблюдения Закона N 44-ФЗ договор безвозмездного оказания услуг, цель которого - подтвердить обязательства подрядчика по устранению недостатков работ по другому контракту и изменить сроки и цену по нему в обход императивного запрета
(КонсультантПлюс, 2025)Ничтожен заключенный без соблюдения Закона N 44-ФЗ договор безвозмездного оказания услуг, цель которого - подтвердить обязательства подрядчика по устранению недостатков работ по другому контракту и изменить сроки и цену по нему в обход императивного запрета
Перспективы и риски арбитражного спора: Участие в долевом строительстве для государственных и муниципальных нужд: Участник долевого строительства хочет обязать Застройщика безвозмездно устранить недостатки в объекте, построенном для государственных и муниципальных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 723, п. 3 ст. 724, ст. 755 ГК РФ, ст. ст. 4, 7 Закона о ДДУ, ст. ст. 34, 94 Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 723, п. 3 ст. 724, ст. 755 ГК РФ, ст. ст. 4, 7 Закона о ДДУ, ст. ст. 34, 94 Закона N 44-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли заключить безвозмездный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Можно ли заключить безвозмездный контракт по Закону N 44-ФЗ
Готовое решение: В каких случаях можно заключить договор безвозмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездное оказание услуг заказчику, работающему по Закону N 44-ФЗ, не допускается. Заключать государственный (муниципальный) контракт с ценой, равной нулю, нельзя (Письма Минфина России от 12.02.2020 N 24-03-07/9524, Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4023, от 06.12.2016 N Д28и-3340, от 08.04.2016 N ОГ-Д28-4324).
(КонсультантПлюс, 2025)Безвозмездное оказание услуг заказчику, работающему по Закону N 44-ФЗ, не допускается. Заключать государственный (муниципальный) контракт с ценой, равной нулю, нельзя (Письма Минфина России от 12.02.2020 N 24-03-07/9524, Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4023, от 06.12.2016 N Д28и-3340, от 08.04.2016 N ОГ-Д28-4324).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
Статья: Договор о комплексном развитии территории: правовая природа и существенные условия
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В рассматриваемом случае применение этого ограничения, конечно, можно было бы поставить под сомнение, так как безвозмездный договор о КРТ является сочетанием двух договоров, по общим правилам не предполагающим проведение торгов, - административного договора и договора пожертвования для общеполезных целей. Кроме того, в этом случае ни Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ни Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не применяются, так как безвозмездный договор о КРТ не является формой закупок.
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)В рассматриваемом случае применение этого ограничения, конечно, можно было бы поставить под сомнение, так как безвозмездный договор о КРТ является сочетанием двух договоров, по общим правилам не предполагающим проведение торгов, - административного договора и договора пожертвования для общеполезных целей. Кроме того, в этом случае ни Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ни Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не применяются, так как безвозмездный договор о КРТ не является формой закупок.
Готовое решение: Какой порядок закупки услуг ОСАГО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)закупка у единственного поставщика. Вы можете заключить контракт на закупку услуг по ОСАГО без проведения конкурентной процедуры, если цена не превышает 600 тыс. руб. на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (если относитесь к образовательным, научным, иным организациям, перечисленным в этом пункте).
(КонсультантПлюс, 2025)закупка у единственного поставщика. Вы можете заключить контракт на закупку услуг по ОСАГО без проведения конкурентной процедуры, если цена не превышает 600 тыс. руб. на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (если относитесь к образовательным, научным, иным организациям, перечисленным в этом пункте).
Готовое решение: Как привлечь специализированную организацию для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не заключайте безвозмездных контрактов со специализированными организациями, это противоречит Закону N 44-ФЗ, а значит, есть риск привлечения к ответственности (см. Письмо Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д28и-1366).
(КонсультантПлюс, 2025)Не заключайте безвозмездных контрактов со специализированными организациями, это противоречит Закону N 44-ФЗ, а значит, есть риск привлечения к ответственности (см. Письмо Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д28и-1366).
Статья: "Безденежные" государственные (муниципальные) контракты
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Одни суды считают, что "цена контракта ноль рублей характеризует контракт как безвозмездный и не соответствует целям и задачам размещения государственного или муниципального заказа, поскольку данное предложение не будет соразмерно тем минимальным затратам, которые фактически понесет победитель" <4>. Другие суды, напротив, считают, что заключение "безденежного" контракта по Закону N 44-ФЗ возможно <5>. Сам же Верховный Суд РФ (ВС РФ) посчитал возможным заключение "безденежного" контракта, но лишь заключенного по результатам проведения запроса котировок <6>.
(Кичик К.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 2)Одни суды считают, что "цена контракта ноль рублей характеризует контракт как безвозмездный и не соответствует целям и задачам размещения государственного или муниципального заказа, поскольку данное предложение не будет соразмерно тем минимальным затратам, которые фактически понесет победитель" <4>. Другие суды, напротив, считают, что заключение "безденежного" контракта по Закону N 44-ФЗ возможно <5>. Сам же Верховный Суд РФ (ВС РФ) посчитал возможным заключение "безденежного" контракта, но лишь заключенного по результатам проведения запроса котировок <6>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) лицам, которые выиграли государственные торги на право постройки объектов в соответствии с Законом N 44-ФЗ <1>, Законом N 275-ФЗ <2>, на срок исполнения соответствующего контракта;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) лицам, которые выиграли государственные торги на право постройки объектов в соответствии с Законом N 44-ФЗ <1>, Законом N 275-ФЗ <2>, на срок исполнения соответствующего контракта;
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Очевидный интерес в завершении строительства объекта имеет и его заказчик, который, внося плату по договору строительного подряда, финансирует его строительство. Применительно к бюджетному финансированию в строительной сфере речь в данном случае идет о государственных (муниципальных) контрактах, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Очевидный интерес в завершении строительства объекта имеет и его заказчик, который, внося плату по договору строительного подряда, финансирует его строительство. Применительно к бюджетному финансированию в строительной сфере речь в данном случае идет о государственных (муниципальных) контрактах, заключаемых в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе <1>.
Статья: Гособеспечение сирот и индексация пособий в 2024 году
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 2)Закупку товаров, услуг для обеспечения сирот бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем учреждение должно проводить согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (п. 6 Правил N 1117).
(Ратовская С.А.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 2)Закупку товаров, услуг для обеспечения сирот бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем учреждение должно проводить согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (п. 6 Правил N 1117).
Готовое решение: Как приобретается недвижимость в рамках осуществления закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)вы относитесь к органам исполнительной власти или местного самоуправления и приобретаете стандартное жилье у лица, заключившего в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ договор безвозмездного пользования или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья. Заключение контракта, цена жилья и сроки строительства должны быть предусмотрены указанным договором (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Проект такого контракта необходимо направить на контроль;
(КонсультантПлюс, 2025)вы относитесь к органам исполнительной власти или местного самоуправления и приобретаете стандартное жилье у лица, заключившего в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ договор безвозмездного пользования или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья. Заключение контракта, цена жилья и сроки строительства должны быть предусмотрены указанным договором (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Проект такого контракта необходимо направить на контроль;
Вопрос: О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО.
(Письмо Минфина России от 09.04.2025 N 02-11-14/35373)Также положениями статьи 46 Бюджетного кодекса не установлен норматив зачисления в бюджеты бюджетной системы сумм пеней, которые должны быть уплачены подрядчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту перед акционерным обществом.
(Письмо Минфина России от 09.04.2025 N 02-11-14/35373)Также положениями статьи 46 Бюджетного кодекса не установлен норматив зачисления в бюджеты бюджетной системы сумм пеней, которые должны быть уплачены подрядчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту перед акционерным обществом.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В частности, Приказом Следственного комитета от 03.09.2018 N 82 утверждены нормы и порядок обеспечения питанием обучающихся федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений, находящихся в его ведении. При этом питание организуется в соответствии с нормами санитарного законодательства, закупка продуктов питания производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Питание таких обучающихся предоставляется на весь период обучения в образовательном учреждении (за исключением нахождения обучающихся на каникулах) на бесплатной основе за счет средств федерального бюджета. Информация об условиях питания обучающихся в учреждениях, находящихся в ведении Следственного комитета, должна быть представлена на его официальном сайте в соответствии с Приказом Следственного комитета от 08.12.2014 N 107 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в сети "Интернет", и порядка размещения указанной информации".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В частности, Приказом Следственного комитета от 03.09.2018 N 82 утверждены нормы и порядок обеспечения питанием обучающихся федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений, находящихся в его ведении. При этом питание организуется в соответствии с нормами санитарного законодательства, закупка продуктов питания производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Питание таких обучающихся предоставляется на весь период обучения в образовательном учреждении (за исключением нахождения обучающихся на каникулах) на бесплатной основе за счет средств федерального бюджета. Информация об условиях питания обучающихся в учреждениях, находящихся в ведении Следственного комитета, должна быть представлена на его официальном сайте в соответствии с Приказом Следственного комитета от 08.12.2014 N 107 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в сети "Интернет", и порядка размещения указанной информации".