Банкротство публичный интерес
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство публичный интерес (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 339.1 "Государственная регистрация и учет залога" ГК РФ"Учитывая, что институт банкротства имеет публично-правовой статус, интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, направлены на максимальное удовлетворение своих требований, включенных в реестр, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 339.1 ГК РФ, суд пришел к выводу, что только своевременно раскрытые залоги должны предоставлять залогодержателю приоритет по отношению к другим кредиторам в деле о банкротстве."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Собрание кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Действительно, помимо непосредственно Закона о банкротстве, который предусмотрел несколько исключений их правила, установленного пунктом 1 статьи 12 Закона о банкротстве, Верховный суд Российской Федерации, формируя судебную практику, учитывая наличие диаметрально противоположных и публичного интереса в делах о банкротстве, в целях исключения различных злоупотреблений в Обзоре судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020) разъяснил, что выбор кандидатуры арбитражного управляющего либо саморегулируемой организации арбитражных управляющих определяется решением кредиторов, не являющихся лицами, контролирующими должника или аффилированными с должником."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Признание иностранных банкротств в России: вопрос о применении международных договоров о правовой помощи
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)3.2.2. Банкротство: вопрос частных и публичных интересов
(Мохова Е.В.)
("Закон", 2022, N 10)3.2.2. Банкротство: вопрос частных и публичных интересов
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. Заявление о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности также может быть подано контрольным органом, действующим в этом случае в целях защиты публичных интересов, прав и законных интересов страховой организации, кредиторов страховой организации.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4.1. Заявление о привлечении контролирующего страховую организацию лица к субсидиарной ответственности также может быть подано контрольным органом, действующим в этом случае в целях защиты публичных интересов, прав и законных интересов страховой организации, кредиторов страховой организации.
Статья: Права контролирующих должника лиц: что нужно знать бенефициару и кредитору
(Бирюлин Д.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Ссылаясь на гарантию баланса интересов как публично-правовую цель института банкротства, КС РФ указал на право контролирующих должника лиц обжаловать судебные акты, принятые без их участия, в частности о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр.
(Бирюлин Д.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Ссылаясь на гарантию баланса интересов как публично-правовую цель института банкротства, КС РФ указал на право контролирующих должника лиц обжаловать судебные акты, принятые без их участия, в частности о признании обоснованными требований кредиторов должника и о включении их в реестр.
Статья: О текущей ситуации с правоприменением статей 195 - 197 Уголовного кодекса Российской Федерации и возможных мерах к ее изменению
(Романов В.А.)
("Ex jure", 2025, N 2)Безусловно, высказанные предложения о концентрации споров, связанных с банкротством, допущении частного обвинения в уголовных спорах о преступлениях, связанных с банкротством, а также введении фигуры прокурора в дела и споры о банкротстве, осложненные публичным интересом, являются довольно спорными и требуют внесения существенных изменений в законодательство. Тем не менее автор полагает, что в текущей реальности именно подобные действия целесообразны и необходимы: они позволили бы обеспечить эффективное правосудие, снизить объем судебных споров и дел, учесть интересы всех участников дела о банкротстве, предложить дополнительные и действенные инструменты разрешения в правовом поле конфликтов, связанных с противоправным и/или преступным поведением участников отношений в сфере банкротства.
(Романов В.А.)
("Ex jure", 2025, N 2)Безусловно, высказанные предложения о концентрации споров, связанных с банкротством, допущении частного обвинения в уголовных спорах о преступлениях, связанных с банкротством, а также введении фигуры прокурора в дела и споры о банкротстве, осложненные публичным интересом, являются довольно спорными и требуют внесения существенных изменений в законодательство. Тем не менее автор полагает, что в текущей реальности именно подобные действия целесообразны и необходимы: они позволили бы обеспечить эффективное правосудие, снизить объем судебных споров и дел, учесть интересы всех участников дела о банкротстве, предложить дополнительные и действенные инструменты разрешения в правовом поле конфликтов, связанных с противоправным и/или преступным поведением участников отношений в сфере банкротства.
Статья: Институт банкротства и его роль в период социально-экономического кризиса
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Вместе с тем публичные интересы призваны обеспечивать потребности населения на территории публично-правового образования либо неограниченного круга лиц, независимо от территориального фактора. В сфере банкротства публичные интересы связаны с имущественными потребностями публично-правовых образований, а также с необходимостью обеспечения решения ряда других проблем жизнедеятельности населения, которые присутствуют в механизме банкротства, а также те интересы, которые реализуются через политику и конкретную деятельность государства и муниципальных образований, направленных на повышение экономической устойчивости хозяйствующих субъектов, создание системы мер по снижению количества банкротств в стране.
(Шувалов И.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 12)Вместе с тем публичные интересы призваны обеспечивать потребности населения на территории публично-правового образования либо неограниченного круга лиц, независимо от территориального фактора. В сфере банкротства публичные интересы связаны с имущественными потребностями публично-правовых образований, а также с необходимостью обеспечения решения ряда других проблем жизнедеятельности населения, которые присутствуют в механизме банкротства, а также те интересы, которые реализуются через политику и конкретную деятельность государства и муниципальных образований, направленных на повышение экономической устойчивости хозяйствующих субъектов, создание системы мер по снижению количества банкротств в стране.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)В Постановлении от 19 декабря 2005 года N 12-П Конституционный Суд РФ связал институт банкротства с публично-правовой целью обеспечения справедливого соотношения законных интересов и прав лиц, участвующих в деле о банкротстве, включая их противоположные интересы, с тем чтобы правовое регулирование таких отношений следовало ст. ст. 8, 17, 19, 34, 35 и 57 Конституции РФ и другим ее положениям и чтобы этот институт способствовал оздоровлению российской экономики.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 8)В Постановлении от 19 декабря 2005 года N 12-П Конституционный Суд РФ связал институт банкротства с публично-правовой целью обеспечения справедливого соотношения законных интересов и прав лиц, участвующих в деле о банкротстве, включая их противоположные интересы, с тем чтобы правовое регулирование таких отношений следовало ст. ст. 8, 17, 19, 34, 35 и 57 Конституции РФ и другим ее положениям и чтобы этот институт способствовал оздоровлению российской экономики.
Статья: Наложение ареста на имущество должников-банкротов по уголовным делам в контексте столкновения частных и публичных интересов
(Писаревский И.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12
(Писаревский И.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 12
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)§ 3. Публичный интерес и его защита
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)§ 3. Публичный интерес и его защита
"Субординация требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: монография"
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)По мнению Е.Г. Дорохиной, "в плане организационного упорядочения отношений в сфере банкротства публичный интерес заключается в надлежащей организации процесса банкротства, создании механизма взаимодействия норм материального и процессуального права, обеспечивающего надежную защиту прав и законных интересов всех заинтересованных лиц, в выработке оптимальной модели государственного регулирования и контроля над ходом процедур банкротства" <181>. Анализируя положения Закона о банкротстве, следует признать, что с точки зрения формы реализации механизм субординации реализуется либо в результате прямого указания нормы права, либо ввиду установления процессуальных оснований для субординации требований кредиторов.
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)По мнению Е.Г. Дорохиной, "в плане организационного упорядочения отношений в сфере банкротства публичный интерес заключается в надлежащей организации процесса банкротства, создании механизма взаимодействия норм материального и процессуального права, обеспечивающего надежную защиту прав и законных интересов всех заинтересованных лиц, в выработке оптимальной модели государственного регулирования и контроля над ходом процедур банкротства" <181>. Анализируя положения Закона о банкротстве, следует признать, что с точки зрения формы реализации механизм субординации реализуется либо в результате прямого указания нормы права, либо ввиду установления процессуальных оснований для субординации требований кредиторов.
Статья: Теоретико-правовое осмысление конфликта интересов в банкротстве
(Сергеева С.Л.)
("Администратор суда", 2025, N 3)Следуя заданному подходу, "выравнивание" кредиторов есть проявление частноправового начала в институте банкротства. И.В. Фролов, полагая, что институциональная модель сферы несостоятельности и банкротства в Российской Федерации подразумевает именно разнонаправленные в форме ущемления ограничения и защиты модели регулирования частных интересов лиц, вовлеченных в указанную сферу, отмечал при этом, что модель несостоятельности и банкротства должников не регулирует публичные интересы государства и общества в указанной сфере, а направлена на обеспечение их правовой охраны, исключая какие-либо элементы ущемления и/или ограничения указанных интересов" <16>.
(Сергеева С.Л.)
("Администратор суда", 2025, N 3)Следуя заданному подходу, "выравнивание" кредиторов есть проявление частноправового начала в институте банкротства. И.В. Фролов, полагая, что институциональная модель сферы несостоятельности и банкротства в Российской Федерации подразумевает именно разнонаправленные в форме ущемления ограничения и защиты модели регулирования частных интересов лиц, вовлеченных в указанную сферу, отмечал при этом, что модель несостоятельности и банкротства должников не регулирует публичные интересы государства и общества в указанной сфере, а направлена на обеспечение их правовой охраны, исключая какие-либо элементы ущемления и/или ограничения указанных интересов" <16>.
Статья: Особенности регулирования судопроизводства по делам о банкротстве
(Аверина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)По мнению С.А. Карелиной, она объясняется следующим: "во-первых, разнообразием правовых форм участия государства в процессе несостоятельности, включая интересы государства как кредитора; во-вторых, необходимостью обеспечения баланса интересов различных групп участников в условиях несостоятельности; в-третьих, наличием у государства социальных функций, что предопределяет необходимость включения в законодательство норм, предусматривающих социальную реабилитацию работников должника, особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников (к примеру, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т.д.) и др." <30>. По верному замечанию Ю.В. Подольского, "основной аргумент заключается в наличии публичного интереса в обеспечении законного, обоснованного и справедливого разрешения споров в делах о банкротстве. Наличие публичного интереса здесь очевидно, поскольку цель законодательного регулирования - уравнять шансы кредиторов, не допустить несправедливого распределения активов должника, исключить злоупотребления должника и отдельных кредиторов, защитить права работников должника, граждан-потребителей при банкротстве застройщиков и т.п." <31>.
(Аверина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)По мнению С.А. Карелиной, она объясняется следующим: "во-первых, разнообразием правовых форм участия государства в процессе несостоятельности, включая интересы государства как кредитора; во-вторых, необходимостью обеспечения баланса интересов различных групп участников в условиях несостоятельности; в-третьих, наличием у государства социальных функций, что предопределяет необходимость включения в законодательство норм, предусматривающих социальную реабилитацию работников должника, особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников (к примеру, градообразующих, стратегических, сельскохозяйственных предприятий и т.д.) и др." <30>. По верному замечанию Ю.В. Подольского, "основной аргумент заключается в наличии публичного интереса в обеспечении законного, обоснованного и справедливого разрешения споров в делах о банкротстве. Наличие публичного интереса здесь очевидно, поскольку цель законодательного регулирования - уравнять шансы кредиторов, не допустить несправедливого распределения активов должника, исключить злоупотребления должника и отдельных кредиторов, защитить права работников должника, граждан-потребителей при банкротстве застройщиков и т.п." <31>.