Банкротство отсутствующего должника
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство отсутствующего должника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративное право: Учебный курс"
(том 1)
(отв. ред. И.С. Шиткина)
("Статут", 2017)Банкротство отсутствующего должника
(том 1)
(отв. ред. И.С. Шиткина)
("Статут", 2017)Банкротство отсутствующего должника
Готовое решение: Каков порядок исключения юрлица из ЕГРЮЛ как недействующего
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение нужно отличать от банкротства отсутствующего должника. Последняя процедура применяется, если у юрлица есть задолженность перед бюджетом и налоговый орган полагает, что она может быть погашена в рамках банкротства.
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение нужно отличать от банкротства отсутствующего должника. Последняя процедура применяется, если у юрлица есть задолженность перед бюджетом и налоговый орган полагает, что она может быть погашена в рамках банкротства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)§ 2. Банкротство отсутствующего должника
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)§ 2. Банкротство отсутствующего должника
Статья: Банкротство индивидуальных предпринимателей - правовые проблемы
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Пределы субсидиарного применения ограничиваются главами I - VII Закона о банкротстве. Нормы главы XI о специальных упрощенных процедурах применяются только в случаях, прямо предусмотренных в тексте закона. Например, в статье 230 этого Закона устанавливаются условия для применения упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, однако эти положения не распространяются на индивидуальных предпринимателей, если иное не оговорено в законе. Аналогично нормы о банкротстве ликвидируемого должника (§ 1 главы XI Закона о банкротстве) к предпринимателям не применяются.
(Адаменко А.П.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Пределы субсидиарного применения ограничиваются главами I - VII Закона о банкротстве. Нормы главы XI о специальных упрощенных процедурах применяются только в случаях, прямо предусмотренных в тексте закона. Например, в статье 230 этого Закона устанавливаются условия для применения упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, однако эти положения не распространяются на индивидуальных предпринимателей, если иное не оговорено в законе. Аналогично нормы о банкротстве ликвидируемого должника (§ 1 главы XI Закона о банкротстве) к предпринимателям не применяются.
Статья: Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)Примечание. См. статьи "Упрощенная процедура банкротства. Банкротство отсутствующего должника" N 4 2020 г. на стр. 22 и "Упрощенная процедура банкротства. Банкротство ликвидируемого должника" в N 8 2020 г. на стр. 40.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 4)Примечание. См. статьи "Упрощенная процедура банкротства. Банкротство отсутствующего должника" N 4 2020 г. на стр. 22 и "Упрощенная процедура банкротства. Банкротство ликвидируемого должника" в N 8 2020 г. на стр. 40.
Статья: Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
(Черепанова Ю.П.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)На первый взгляд кажется, что с появлением в законе административной процедуры были созданы все условия для решения задачи очистки ЕГРЮЛ от недействующих юридических лиц простым и наименее затратным для государства способом. Однако, как свидетельствовала судебная практика, регистрирующие органы вместо ведения работы, связанной с исключением недействующих лиц, по-прежнему передавали на рассмотрение судов многие тысячи заявлений о судебной ликвидации и о банкротстве недействующих организаций, видимо, предпочитая решению проблем очистки реестра освоение выделяемых им бюджетных средств на цели банкротства отсутствующих должников. Неприменение административной процедуры исключения из ЕГРЮЛ налоговые органы объясняли наличием у таких юридических лиц образовавшейся и непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, несмотря на то что в подавляющем большинстве случаев никаких перспектив получить хотя бы часть задолженности в ходе процедур судебной ликвидации или банкротства таких должников не имелось. Более того, на бюджет возлагались немалые дополнительные расходы на осуществление судебной ликвидации или банкротства недействующих юридических лиц <3>.
(Черепанова Ю.П.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)На первый взгляд кажется, что с появлением в законе административной процедуры были созданы все условия для решения задачи очистки ЕГРЮЛ от недействующих юридических лиц простым и наименее затратным для государства способом. Однако, как свидетельствовала судебная практика, регистрирующие органы вместо ведения работы, связанной с исключением недействующих лиц, по-прежнему передавали на рассмотрение судов многие тысячи заявлений о судебной ликвидации и о банкротстве недействующих организаций, видимо, предпочитая решению проблем очистки реестра освоение выделяемых им бюджетных средств на цели банкротства отсутствующих должников. Неприменение административной процедуры исключения из ЕГРЮЛ налоговые органы объясняли наличием у таких юридических лиц образовавшейся и непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, несмотря на то что в подавляющем большинстве случаев никаких перспектив получить хотя бы часть задолженности в ходе процедур судебной ликвидации или банкротства таких должников не имелось. Более того, на бюджет возлагались немалые дополнительные расходы на осуществление судебной ликвидации или банкротства недействующих юридических лиц <3>.
Статья: Прекращение юридических лиц и правовая политика: от анализа данных к прогнозированию последствий
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<26> Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)<26> Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2.
Статья: Рыцари без страха и упрека
(Трофимова Ю.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Кроме того, в течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом внешнего управляющего и конкурсного управляющего в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности со страховой организацией, аккредитованной СРО. Указанное правило не применяется в делах о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает 100 млн рублей.
(Трофимова Ю.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2022, N 2)Кроме того, в течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом внешнего управляющего и конкурсного управляющего в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности со страховой организацией, аккредитованной СРО. Указанное правило не применяется в делах о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает 100 млн рублей.
Готовое решение: Как учесть внереализационные доходы при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Введение в отношении должника процедур банкротства или их отсутствие (мораторий) не меняет порядка налогообложения рассматриваемых доходов. В то же время применение п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве препятствует начислению штрафов и пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (Письмо Минфина России от 28.09.2022 N 03-03-06/1/93603).
(КонсультантПлюс, 2025)Введение в отношении должника процедур банкротства или их отсутствие (мораторий) не меняет порядка налогообложения рассматриваемых доходов. В то же время применение п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве препятствует начислению штрафов и пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей (Письмо Минфина России от 28.09.2022 N 03-03-06/1/93603).
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)исчерпаны возможности для взыскания. Например, должник объявлен банкротом или ликвидирован, у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
(КонсультантПлюс, 2025)исчерпаны возможности для взыскания. Например, должник объявлен банкротом или ликвидирован, у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
Готовое решение: Срок исковой давности для взыскания задолженности по налогам (пеням, штрафам)
(КонсультантПлюс, 2025)исчерпаны возможности для взыскания. Например, должник объявлен банкротом или ликвидирован, у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
(КонсультантПлюс, 2025)исчерпаны возможности для взыскания. Например, должник объявлен банкротом или ликвидирован, у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Существует мнение, что "...принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено ч. 3 ст. 127 АПК в отношении исков, не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику" <1>. Если согласиться с таким мнением, то получится, что действия судьи по принятию заявления совершены за рамками производства по делу о банкротстве, что противоречит Закону о банкротстве. В ст. 42 Закона о банкротстве с принятием заявления о признании должника банкротом связывается ряд процессуальных последствий, что свидетельствует о возбуждении производства по делу о банкротстве. Не соответствует это мнение и отдельным положениям Закона о банкротстве, например положениям о банкротстве отсутствующих должников, в отношении которых возбуждение производства по делу о банкротстве происходит без проведения заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. По этим же причинам следует признать ошибочным утверждение о том, что лицо приобретает статус должника в деле о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения <2>. В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 4 июня 2009 г. N 130 прямо указано, что датой возбуждения производства по делу о банкротстве исходя из ч. 3 ст. 127 и ч. 1 ст. 223 АПК РФ является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом <3>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Существует мнение, что "...принятием заявления, поданным конкурсным кредитором или уполномоченным органом, автоматически производство по делу о банкротстве, как это предусмотрено ч. 3 ст. 127 АПК в отношении исков, не возбуждается. Для возбуждения дела о банкротстве необходимо проведение заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику" <1>. Если согласиться с таким мнением, то получится, что действия судьи по принятию заявления совершены за рамками производства по делу о банкротстве, что противоречит Закону о банкротстве. В ст. 42 Закона о банкротстве с принятием заявления о признании должника банкротом связывается ряд процессуальных последствий, что свидетельствует о возбуждении производства по делу о банкротстве. Не соответствует это мнение и отдельным положениям Закона о банкротстве, например положениям о банкротстве отсутствующих должников, в отношении которых возбуждение производства по делу о банкротстве происходит без проведения заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику. По этим же причинам следует признать ошибочным утверждение о том, что лицо приобретает статус должника в деле о банкротстве с момента введения процедуры наблюдения <2>. В п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 4 июня 2009 г. N 130 прямо указано, что датой возбуждения производства по делу о банкротстве исходя из ч. 3 ст. 127 и ч. 1 ст. 223 АПК РФ является дата вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом <3>.