Банкротство МУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство МУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Реорганизация и банкротство унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)2. Банкротство унитарного предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)2. Банкротство унитарного предприятия
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)...неоднократно направленные в адрес Предприятия требования об исполнении возложенных пунктом... соглашений обязательств по представлению отчетов о расходовании средств субсидий МУП... исполнены не были, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании конкурсного управляющего Предприятия представить отчет о расходовании субсидий, полученных из бюджета сельского поселения... в рамках дела о банкротстве МУП...
(КонсультантПлюс, 2025)...неоднократно направленные в адрес Предприятия требования об исполнении возложенных пунктом... соглашений обязательств по представлению отчетов о расходовании средств субсидий МУП... исполнены не были, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании конкурсного управляющего Предприятия представить отчет о расходовании субсидий, полученных из бюджета сельского поселения... в рамках дела о банкротстве МУП...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Аренда зданий и сооружений.
Нужно ли регистрировать договор аренды недвижимости, заключенный на срок менее года, если предыдущий договор был заключен на такой же срок и продлен после его окончания
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Водоканал" (далее - должник) ОАО "Водсервис" (далее - общество) обратилось с заявлением о включении 1 803 тыс. рублей в реестр требований кредиторов должника.
Нужно ли регистрировать договор аренды недвижимости, заключенный на срок менее года, если предыдущий договор был заключен на такой же срок и продлен после его окончания
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП "Водоканал" (далее - должник) ОАО "Водсервис" (далее - общество) обратилось с заявлением о включении 1 803 тыс. рублей в реестр требований кредиторов должника.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"29. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве после введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"29. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве после введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия его кредитор - ООО "Лифтек" и конкурсный управляющий обратились в арбитражный суд с заявлениями о привлечении контролирующих должника лиц - граждан Г., М. и П., а также администрации поселения Сосенское <16> к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Заявления объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)В рамках дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия его кредитор - ООО "Лифтек" и конкурсный управляющий обратились в арбитражный суд с заявлениями о привлечении контролирующих должника лиц - граждан Г., М. и П., а также администрации поселения Сосенское <16> к субсидиарной ответственности по обязательствам должника. Заявления объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так например, при рассмотрении дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Покой" (дело N А76-14121/2015) было установлено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество по инициативе собственника такого имущества является недействительной сделкой в случае, если такое изъятие имущества приводит к возникновению признаков неплатежеспособности и причиняет кредиторам вред, выражающийся в уменьшении потенциальной конкурсной массы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2017 N Ф09-2637/17 по делу N А76-14121/2015). При этом, как было указано в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2020 года по тому же делу, оценка факта изъятия собственником имущества соответствующих активов на предмет причинно-следственной связи с несостоятельностью должника должна исходить из следующего. Как указал суд округа, целью создания публично-правовым образованием соответствующего предприятия являлась не столько реализация ее имущественных прав учредителя, сколько выполнение публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций, вызванное необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач, и обусловлена публичным интересом (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В связи с чем указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана непосредственно их указаниями или иными действиями. В качестве примера, в котором суд усмотрел возможность привлечения контролирующих лиц должника по долгам унитарного предприятия, можно привести дело Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ", рассмотренное Арбитражным судом Дальневосточного округа. В рамках указанного дела рассматривалось заявление о привлечении контролирующих должника, муниципального унитарного предприятия, лиц к субсидиарной ответственности. В частности, установив, что указанные лица, действуя в нарушение ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", лишили предприятие имущества, позволяющего осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, суд привлек контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 N Ф03-2214/2018 по делу N А37-175/2013).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Так например, при рассмотрении дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Покой" (дело N А76-14121/2015) было установлено, что прекращение права хозяйственного ведения предприятия на имущество по инициативе собственника такого имущества является недействительной сделкой в случае, если такое изъятие имущества приводит к возникновению признаков неплатежеспособности и причиняет кредиторам вред, выражающийся в уменьшении потенциальной конкурсной массы (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.06.2017 N Ф09-2637/17 по делу N А76-14121/2015). При этом, как было указано в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 25 февраля 2020 года по тому же делу, оценка факта изъятия собственником имущества соответствующих активов на предмет причинно-следственной связи с несостоятельностью должника должна исходить из следующего. Как указал суд округа, целью создания публично-правовым образованием соответствующего предприятия являлась не столько реализация ее имущественных прав учредителя, сколько выполнение публично-правовых обязанностей, вытекающих из государственных функций, вызванное необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач, и обусловлена публичным интересом (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В связи с чем указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана непосредственно их указаниями или иными действиями. В качестве примера, в котором суд усмотрел возможность привлечения контролирующих лиц должника по долгам унитарного предприятия, можно привести дело Муниципального унитарного предприятия города Магадана "Соколовское ЖКХ", рассмотренное Арбитражным судом Дальневосточного округа. В рамках указанного дела рассматривалось заявление о привлечении контролирующих должника, муниципального унитарного предприятия, лиц к субсидиарной ответственности. В частности, установив, что указанные лица, действуя в нарушение ст. 18 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", лишили предприятие имущества, позволяющего осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, суд привлек контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.06.2018 N Ф03-2214/2018 по делу N А37-175/2013).
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что большинство юридических лиц, выступающих на стороне заказчика по Закону N 44-ФЗ, не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Такая возможность существует только в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку они не упомянуты среди организаций, в отношении которых процедура банкротства не проводится, и Закон о банкротстве регулирует проведение такой процедуры юрлицами указанной организационно-правовой формы.
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что большинство юридических лиц, выступающих на стороне заказчика по Закону N 44-ФЗ, не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Такая возможность существует только в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку они не упомянуты среди организаций, в отношении которых процедура банкротства не проводится, и Закон о банкротстве регулирует проведение такой процедуры юрлицами указанной организационно-правовой формы.
Статья: Компенсация за объекты, которые подлежат исключению из конкурсной массы: обзор правоприменительной практики
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Энерго-Сервис" Яшкинского муниципального округа рассматривался обособленный спор о признании недействительными сделок по изъятию из хозяйственного ведения должника имущественного комплекса, который включал в себя объекты водоснабжения и водоотведения, и последующей передаче этого комплекса новому предприятию.
(Чуприков М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В деле о банкротстве муниципального унитарного предприятия "Энерго-Сервис" Яшкинского муниципального округа рассматривался обособленный спор о признании недействительными сделок по изъятию из хозяйственного ведения должника имущественного комплекса, который включал в себя объекты водоснабжения и водоотведения, и последующей передаче этого комплекса новому предприятию.
Статья: Банкротство: тенденции и актуальная судебная практика
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Фабула дела. В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия его конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц:
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Фабула дела. В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия его конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц:
Статья: Механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процессе несостоятельности: современные тренды
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)7. Особый подход по привлечению контролирующих должника лиц
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)7. Особый подход по привлечению контролирующих должника лиц