Банкротство ГУП
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство ГУП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 22 ЗК РФПри банкротстве государственных унитарных предприятий нельзя передать их права и обязанности арендаторов по договорам аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности (в т.ч. на торгах) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Унитарное предприятие" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (п. 2 ст. 7 в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5. В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"29. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве после введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.
(ред. от 17.12.2024)
"О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"29. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 64 Закона о банкротстве после введения наблюдения органы управления должника не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника.
Статья: Конфликт интересов как причина злоупотреблений при несостоятельности (банкротстве)
(Гурылева К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)При этом, как было выше сказано, в рамках дела о банкротстве имеются как основной обязательный конфликт, который имеет место в любой процедуре банкротства, так и вероятные конфликты, возникающие при столкновении несовпадающих интересов участников, например по поводу условий мирового соглашения между кредиторами, по поводу установления в реестр требования кредитора, основанного на фиктивной несуществующей задолженности. Вероятные конфликты можно классифицировать по следующим основаниям <20>. Во-первых, по отрасли: 1) частноправовой конфликт с участием только равных субъектов частного права. Например, между кредиторами и должником; между кредиторами; между учредителями (участниками); 2) публично-правовой конфликт с участием субъектов публичного права, взаимоотношения между которыми строятся на принципах власти - подчинения. Например, между собственником имущества юридического лица в случае банкротства ГУП или МУП и уполномоченными органами (кредиторами); 3) смешанный конфликт с участием частноправовых и публично-правовых субъектов. Например, между уполномоченным органом и кредиторами должника. Кроме того, в процедуре банкротства могут столкнуться публичные и частные интересы. Наличие публичных интересов объясняется разнообразием форм участия государства в процедуре, включая его участие как кредитора; необходимостью обеспечения баланса интересов различных групп участников в деле; наличием у государства социальных функций, например по социальной реабилитации работников должника <21>. Во-вторых, по субъектам: 1) корпоративный (между участниками (учредителями) и органами управления должника; между участниками должника); 2) кредиторский (между кредиторами); 3) управленческий (между арбитражными управляющими должника, например, когда в процедуре банкротства полномочия осуществляли несколько управляющих по вопросу распределения вознаграждения). В-третьих, по стадии процедуры: 1) конфликт, возникший на досудебной стадии; 2) конфликт, возникший в определенной процедуре; 3) конфликт, возникший в процессе заключения или исполнения мирового соглашения.
(Гурылева К.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 5)При этом, как было выше сказано, в рамках дела о банкротстве имеются как основной обязательный конфликт, который имеет место в любой процедуре банкротства, так и вероятные конфликты, возникающие при столкновении несовпадающих интересов участников, например по поводу условий мирового соглашения между кредиторами, по поводу установления в реестр требования кредитора, основанного на фиктивной несуществующей задолженности. Вероятные конфликты можно классифицировать по следующим основаниям <20>. Во-первых, по отрасли: 1) частноправовой конфликт с участием только равных субъектов частного права. Например, между кредиторами и должником; между кредиторами; между учредителями (участниками); 2) публично-правовой конфликт с участием субъектов публичного права, взаимоотношения между которыми строятся на принципах власти - подчинения. Например, между собственником имущества юридического лица в случае банкротства ГУП или МУП и уполномоченными органами (кредиторами); 3) смешанный конфликт с участием частноправовых и публично-правовых субъектов. Например, между уполномоченным органом и кредиторами должника. Кроме того, в процедуре банкротства могут столкнуться публичные и частные интересы. Наличие публичных интересов объясняется разнообразием форм участия государства в процедуре, включая его участие как кредитора; необходимостью обеспечения баланса интересов различных групп участников в деле; наличием у государства социальных функций, например по социальной реабилитации работников должника <21>. Во-вторых, по субъектам: 1) корпоративный (между участниками (учредителями) и органами управления должника; между участниками должника); 2) кредиторский (между кредиторами); 3) управленческий (между арбитражными управляющими должника, например, когда в процедуре банкротства полномочия осуществляли несколько управляющих по вопросу распределения вознаграждения). В-третьих, по стадии процедуры: 1) конфликт, возникший на досудебной стадии; 2) конфликт, возникший в определенной процедуре; 3) конфликт, возникший в процессе заключения или исполнения мирового соглашения.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что большинство юридических лиц, выступающих на стороне заказчика по Закону N 44-ФЗ, не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Такая возможность существует только в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку они не упомянуты среди организаций, в отношении которых процедура банкротства не проводится, и Закон о банкротстве регулирует проведение такой процедуры юрлицами указанной организационно-правовой формы.
(КонсультантПлюс, 2025)Также учтите, что большинство юридических лиц, выступающих на стороне заказчика по Закону N 44-ФЗ, не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. п. 5 - 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Такая возможность существует только в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, поскольку они не упомянуты среди организаций, в отношении которых процедура банкротства не проводится, и Закон о банкротстве регулирует проведение такой процедуры юрлицами указанной организационно-правовой формы.
Статья: Механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в процессе несостоятельности: современные тренды
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)7. Особый подход по привлечению контролирующих должника лиц
(Карелина С.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)7. Особый подход по привлечению контролирующих должника лиц
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, государство как должник в процессе банкротства выступает на равных началах с иными участниками гражданского оборота, не имея особых привилегий, за исключением тех, которые установлены законодательством в силу необходимости защиты публичного интереса (в частности, установления особенностей процедуры банкротства для особых категорий должников, в том числе связанных с государством). Как и другие контролирующие лица должника государство может быть привлечено к субсидиарной ответственности по его обязательствам, в случае если оно повлияло на принятие соответствующего решения, которое впоследствии привело должника к банкротству, что особенно актуально для государственных унитарных предприятий.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Таким образом, государство как должник в процессе банкротства выступает на равных началах с иными участниками гражданского оборота, не имея особых привилегий, за исключением тех, которые установлены законодательством в силу необходимости защиты публичного интереса (в частности, установления особенностей процедуры банкротства для особых категорий должников, в том числе связанных с государством). Как и другие контролирующие лица должника государство может быть привлечено к субсидиарной ответственности по его обязательствам, в случае если оно повлияло на принятие соответствующего решения, которое впоследствии привело должника к банкротству, что особенно актуально для государственных унитарных предприятий.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Следует отметить, что в ряде случаев публично-правовые образования несут ответственность за действия созданных ими юридических лиц. Так, субсидиарная ответственность государства предусмотрена в отношении государственного унитарного предприятия в случаях, если его несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника и при недостаточности имущества у предприятия (п. п. 2 - 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <262>; по обязательствам казенного предприятия и казенного учреждения при недостаточности их имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ; п. 4 ст. 123.22 ГК РФ); по обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание (п. п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ). Во всех этих случаях юридические лица не являются собственниками имущества.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Следует отметить, что в ряде случаев публично-правовые образования несут ответственность за действия созданных ими юридических лиц. Так, субсидиарная ответственность государства предусмотрена в отношении государственного унитарного предприятия в случаях, если его несостоятельность (банкротство) вызвана действиями собственника и при недостаточности имущества у предприятия (п. п. 2 - 3 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") <262>; по обязательствам казенного предприятия и казенного учреждения при недостаточности их имущества (п. 6 ст. 113 ГК РФ; п. 4 ст. 123.22 ГК РФ); по обязательствам бюджетного или автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание (п. п. 5 и 6 ст. 123.22 ГК РФ). Во всех этих случаях юридические лица не являются собственниками имущества.
Вопрос: Законна ли сдача в аренду нежилых помещений, собственником которых является Российская Федерация, переданных на праве хозяйственного ведения федеральному государственному унитарному предприятию, признанному на основании решения суда банкротом, в процедуре конкурсного производства, без согласия собственника?
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
("Официальный сайт Росимущества", 2021)"Официальный сайт Росимущества www.rosim.ru", 2021
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Для целей Закона о банкротстве под стратегическими организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и АО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Для целей Закона о банкротстве под стратегическими организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и АО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом.