Банкротство государственных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство государственных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Хранение документов ООО
(КонсультантПлюс, 2025)"...На основании статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) Конкурсный управляющий... обратился в Учреждение [государственное казенное учреждение Государственный архив области - ред.] с заявлением о принятии на архивное хранение документов по личному составу Общества за период с 2005 по 2017 год в количестве 613 единиц на безвозмездной основе.
(КонсультантПлюс, 2025)"...На основании статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) Конкурсный управляющий... обратился в Учреждение [государственное казенное учреждение Государственный архив области - ред.] с заявлением о принятии на архивное хранение документов по личному составу Общества за период с 2005 по 2017 год в количестве 613 единиц на безвозмездной основе.
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Банк данных исполнительных производств в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель просит признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения... "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"... о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель просит признать незаконным решение государственного бюджетного учреждения... "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"... о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право оперативного управления: пределы реализации имущественной самостоятельности учреждения
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)На фоне сказанного отметим, что в настоящее время в ГК РФ закреплено правило о включении в число юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами, государственных учреждений (бюджетных и автономных), что, на наш взгляд, не учитывает интересы контрагентов указанных лиц и, более того, нарушает их права. Мы неоднократно подчеркивали в своих работах, что правило о субсидиарной ответственности учредителя учреждения только по отдельным видам обязательств на фоне исключения учреждений из перечня юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами, нарушает права кредиторов, обязательства перед которыми у учреждения возникают из гражданско-правовых договоров <22>. Законодательный отказ от субсидиарной ответственности собственника учредителя по договорным обязательствам автономного и бюджетного учреждений полностью противоречит самой правовой природе учреждения как субъекта права оперативного управления. Таким образом, может возникнуть парадоксальная ситуация, когда бюджетное или автономное учреждение не сможет быть признано банкротом, к собственнику предъявить требования невозможно, долги не погашены, а учреждение продолжает осуществлять свою деятельность (при широких возможностях собственника влиять на его деятельность и определять состав особо ценного движимого имущества).
(Лескова Ю.Г.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 3)На фоне сказанного отметим, что в настоящее время в ГК РФ закреплено правило о включении в число юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами, государственных учреждений (бюджетных и автономных), что, на наш взгляд, не учитывает интересы контрагентов указанных лиц и, более того, нарушает их права. Мы неоднократно подчеркивали в своих работах, что правило о субсидиарной ответственности учредителя учреждения только по отдельным видам обязательств на фоне исключения учреждений из перечня юридических лиц, которые не могут быть признаны банкротами, нарушает права кредиторов, обязательства перед которыми у учреждения возникают из гражданско-правовых договоров <22>. Законодательный отказ от субсидиарной ответственности собственника учредителя по договорным обязательствам автономного и бюджетного учреждений полностью противоречит самой правовой природе учреждения как субъекта права оперативного управления. Таким образом, может возникнуть парадоксальная ситуация, когда бюджетное или автономное учреждение не сможет быть признано банкротом, к собственнику предъявить требования невозможно, долги не погашены, а учреждение продолжает осуществлять свою деятельность (при широких возможностях собственника влиять на его деятельность и определять состав особо ценного движимого имущества).
Статья: Рассмотрение споров с участием банков при исполнении ими требований исполнительных документов
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)2. Одна из проблем состоит в том, насколько "банкротный мораторий" в части неначисления неустоек и (или) иных финансовых санкций может применяться к лицам, которые по своей сути не могут быть признаны банкротами (органы власти, государственные казенные учреждения и т.д.), но вполне могут участвовать в хозяйственном обороте. Зачастую данная проблема возникает в сфере госзаказа (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ <45>), когда государственный (муниципальный) заказчик своевременно не выполняет своих обязательств и к нему потенциально могут предъявляться требования о неустойках и (или) иных финансовых санкциях.
(Цинделиани И.А., Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Игнатьева Е.Г.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 1)2. Одна из проблем состоит в том, насколько "банкротный мораторий" в части неначисления неустоек и (или) иных финансовых санкций может применяться к лицам, которые по своей сути не могут быть признаны банкротами (органы власти, государственные казенные учреждения и т.д.), но вполне могут участвовать в хозяйственном обороте. Зачастую данная проблема возникает в сфере госзаказа (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ <45>), когда государственный (муниципальный) заказчик своевременно не выполняет своих обязательств и к нему потенциально могут предъявляться требования о неустойках и (или) иных финансовых санкциях.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)28. Отказ конкурсного управляющего от исполнения государственного контракта в связи с требованиями, установленными законодательством о банкротстве, не является основанием для включения антимонопольным органом сведений в отношении должника в реестр недобросовестных поставщиков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)28. Отказ конкурсного управляющего от исполнения государственного контракта в связи с требованиями, установленными законодательством о банкротстве, не является основанием для включения антимонопольным органом сведений в отношении должника в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452
(ред. от 21.08.2025)
"О мониторинге цен строительных ресурсов"
(вместе с "Правилами мониторинга цен строительных ресурсов")в) государственным учреждением установлен факт нахождения юридического лица (организатора торговли, оператора электронной площадки, оператора внешней информационной системы) в процессе ликвидации, или факт его ликвидации, или факт признания его несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства;
(ред. от 21.08.2025)
"О мониторинге цен строительных ресурсов"
(вместе с "Правилами мониторинга цен строительных ресурсов")в) государственным учреждением установлен факт нахождения юридического лица (организатора торговли, оператора электронной площадки, оператора внешней информационной системы) в процессе ликвидации, или факт его ликвидации, или факт признания его несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства;
Статья: Заключение договора на торгах: гражданско-правовой анализ структурных элементов
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Также торги на продажу имущества играют немаловажную роль в обеспечении интересов кредиторов должника, ведь с их помощью кредиторы получают возможность получить удовлетворение за счет имущества должника (как в ходе обычного исполнительного производства, так и при банкротстве). Большинство закупок органов публичной власти и государственных учреждений проходит посредством организации торгов, и договор заключается с их победителем. Можно уверенно сказать, что значительный процент экономических операций в нашей стране сопряжен с проведением торгов. Это предопределяет важность теоретической разработки данного вопроса. Торги проявляют себя в самых разных сферах жизни, и поэтому следует тщательно разобраться с правовыми вопросами этой конструкции. Многочисленные организационные аспекты публичных закупок довольно детально урегулированы, но при этом практически отсутствует какая-либо теоретическая проработка цивилистической стороны вопроса заключения договора по результатам торгов. Не считая некоторых авторов, современные ученые обходят эту тему стороной. Нет консенсуса в отношении момента заключения договора по результатам торгов, возможности отказаться от заключения договора, размера убытков, возмещаемых участниками и организатором торгов. Все эти вопросы требуют ответов.
(Керселян А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)Также торги на продажу имущества играют немаловажную роль в обеспечении интересов кредиторов должника, ведь с их помощью кредиторы получают возможность получить удовлетворение за счет имущества должника (как в ходе обычного исполнительного производства, так и при банкротстве). Большинство закупок органов публичной власти и государственных учреждений проходит посредством организации торгов, и договор заключается с их победителем. Можно уверенно сказать, что значительный процент экономических операций в нашей стране сопряжен с проведением торгов. Это предопределяет важность теоретической разработки данного вопроса. Торги проявляют себя в самых разных сферах жизни, и поэтому следует тщательно разобраться с правовыми вопросами этой конструкции. Многочисленные организационные аспекты публичных закупок довольно детально урегулированы, но при этом практически отсутствует какая-либо теоретическая проработка цивилистической стороны вопроса заключения договора по результатам торгов. Не считая некоторых авторов, современные ученые обходят эту тему стороной. Нет консенсуса в отношении момента заключения договора по результатам торгов, возможности отказаться от заключения договора, размера убытков, возмещаемых участниками и организатором торгов. Все эти вопросы требуют ответов.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В советский период круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, значительно расширился. Таким правом были наделены суд, прокурор и то ведомство, к которому принадлежал должник. Это объяснялось тем, что "...государству далеко не безразлично, будут ли обеспечены интересы трудящихся, интересы фиска, интересы государственных учреждений. И для того, чтобы при ликвидации предприятия несостоятельного должника не пострадали указанные выше интересы, - для этого приходится решительно ограничить применение принципов диспозитивности и состязательности, для этого необходимы бдительность, инициатива, активность суда, прокурора и соответствующих госорганов" <1>.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В советский период круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, значительно расширился. Таким правом были наделены суд, прокурор и то ведомство, к которому принадлежал должник. Это объяснялось тем, что "...государству далеко не безразлично, будут ли обеспечены интересы трудящихся, интересы фиска, интересы государственных учреждений. И для того, чтобы при ликвидации предприятия несостоятельного должника не пострадали указанные выше интересы, - для этого приходится решительно ограничить применение принципов диспозитивности и состязательности, для этого необходимы бдительность, инициатива, активность суда, прокурора и соответствующих госорганов" <1>.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Если юридическое лицо не подлежит банкротству, как, например, государственные учреждения, закон исходит из того, что кредитор должен заявить соответствующее требование к ликвидационной комиссии до завершения ликвидации юридического лица, а недостаточность имущества должна быть выявлена в процессе ликвидации юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Если юридическое лицо не подлежит банкротству, как, например, государственные учреждения, закон исходит из того, что кредитор должен заявить соответствующее требование к ликвидационной комиссии до завершения ликвидации юридического лица, а недостаточность имущества должна быть выявлена в процессе ликвидации юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ).
Статья: Защита прав кредитора от возможных злоупотреблений правом со стороны должника и финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)По смыслу пункта 7, абзаца первого пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 48 в целях реализации общего имущества супругов в конкурсной массе должника финансовый управляющий должен располагать сведениями в отношении имущества, собственником которого является супруг (супруга) должника. Финансовый управляющий обладает правом запрашивать в государственных органах и учреждениях сведения в отношении супругов (бывших супругов) должника, необходимые ему для надлежащего исполнения им обязанностей в деле о банкротстве, в частности для пополнения конкурсной массы.
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)По смыслу пункта 7, абзаца первого пункта 10 Постановления Пленума ВС РФ N 48 в целях реализации общего имущества супругов в конкурсной массе должника финансовый управляющий должен располагать сведениями в отношении имущества, собственником которого является супруг (супруга) должника. Финансовый управляющий обладает правом запрашивать в государственных органах и учреждениях сведения в отношении супругов (бывших супругов) должника, необходимые ему для надлежащего исполнения им обязанностей в деле о банкротстве, в частности для пополнения конкурсной массы.
Статья: Некоторые аспекты функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, связанные с признанием арбитражным судом военнослужащего-участника несостоятельным (банкротом)
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)В статье рассмотрена проблема функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в части возможности прекращения исполнения федеральным государственным казенным учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" заключенного с участником договора целевого жилищного займа в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 1)В статье рассмотрена проблема функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в части возможности прекращения исполнения федеральным государственным казенным учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" заключенного с участником договора целевого жилищного займа в связи с признанием его несостоятельным (банкротом).
Статья: Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)- финансовые управляющие <4> - в рамках дела о банкротстве гражданина в соответствии с п. 7 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5>;
(Аскарова О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 2)- финансовые управляющие <4> - в рамках дела о банкротстве гражданина в соответствии с п. 7 ст. 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <5>;
Статья: Гражданско-правовой анализ категории "публичное юридическое лицо" на примере юридических лиц - органов публичной власти
(Дондоков Ж.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В Германском гражданском уложении <19> термины Recht, Institutions under public law (титул 3 § 89) используются только для определения применимости к ним механизма ответственности юридического лица за действия своих органов, а также процедуры несостоятельности (банкротства). Указанный термин встречается и в конституциях Греции, Кипра. Во Франции термин Personne publique употребляется в административном праве для определения основных принципов и форм административно-правового регулирования государства, государственных органов и ряда учреждений, реализующих публично значимые функции (порядок учреждения и ликвидации, стандарты управления и правовой режим деятельности) <20>. В рассматриваемых правопорядках конструкция публичного юридического лица не входит в структуру гражданского права как вид юридического лица, ее предназначение ограничивается сугубо прикладными задачами правоприменения.
(Дондоков Ж.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)В Германском гражданском уложении <19> термины Recht, Institutions under public law (титул 3 § 89) используются только для определения применимости к ним механизма ответственности юридического лица за действия своих органов, а также процедуры несостоятельности (банкротства). Указанный термин встречается и в конституциях Греции, Кипра. Во Франции термин Personne publique употребляется в административном праве для определения основных принципов и форм административно-правового регулирования государства, государственных органов и ряда учреждений, реализующих публично значимые функции (порядок учреждения и ликвидации, стандарты управления и правовой режим деятельности) <20>. В рассматриваемых правопорядках конструкция публичного юридического лица не входит в структуру гражданского права как вид юридического лица, ее предназначение ограничивается сугубо прикладными задачами правоприменения.
Статья: Привлечение Российской Федерации к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием: вопросы теории и практики
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Статья посвящена изучению механизма привлечения Российской Федерации к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Рассматриваются вопросы о правовой природе ФГУП, о механизме участия Российской Федерации в управлении акционерными обществами с государственным участием. Проводится анализ правоприменительной практики арбитражных судов по рассмотрению обособленных споров указанной категории, и обосновывается необходимость применения повышенного стандарта доказывания. Сделаны предложения о внесении изменений в законодательство о банкротстве в части исключения субсидиарной ответственности Российской Федерации по указанной категории дел. Обращается внимание на различия правовой природы корпоративных отношений, связанных с участием России, и отношений, складывающихся между Россией в лице уполномоченных органов и государственными учреждениями.
(Попов М.С., Ли А.А.)
("Юрист", 2022, N 1)Статья посвящена изучению механизма привлечения Российской Федерации к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Рассматриваются вопросы о правовой природе ФГУП, о механизме участия Российской Федерации в управлении акционерными обществами с государственным участием. Проводится анализ правоприменительной практики арбитражных судов по рассмотрению обособленных споров указанной категории, и обосновывается необходимость применения повышенного стандарта доказывания. Сделаны предложения о внесении изменений в законодательство о банкротстве в части исключения субсидиарной ответственности Российской Федерации по указанной категории дел. Обращается внимание на различия правовой природы корпоративных отношений, связанных с участием России, и отношений, складывающихся между Россией в лице уполномоченных органов и государственными учреждениями.
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов по новым правилам
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- при признании работодателя несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)- при признании работодателя несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;