Авансовые платежи по государственному оБоронному заказу
Подборка наиболее важных документов по запросу Авансовые платежи по государственному оБоронному заказу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 N 01АП-7175/2023 по делу N А43-15706/2023
Требование: О взыскании долга за поставленный по договору поставки товар, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.В переписке между ООО "НПП "Прима" и АО "360 АРЗ" (с 02.12.2022 по 23.04.2023) ответчик неоднократно гарантировал погасить долг, указывая на не поступление от контрагентов денежных средств. При этом из адресованного ПАО "Туполев" письма АО "360 АРЗ" от 08.02.2023 N 46/993 следует, что по состоянию на 03.02.3023 по дополнительному соглашению ДС N 192218732041132208200973/41/22/13083 ответчик получил аванс в размере 80% от цены контракта. Однако истцу поставленный товар ответчик не оплатил. Более того, Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" не содержит ограничений возможности поступления денежных средств на специальный счет из других источников, помимо перечисления со счета контрагента, и не исключает обязанности ответчика надлежащим образом выполнять свои обязательства по договору.
Требование: О взыскании долга за поставленный по договору поставки товар, неустойки.
Решение: Требование удовлетворено.В переписке между ООО "НПП "Прима" и АО "360 АРЗ" (с 02.12.2022 по 23.04.2023) ответчик неоднократно гарантировал погасить долг, указывая на не поступление от контрагентов денежных средств. При этом из адресованного ПАО "Туполев" письма АО "360 АРЗ" от 08.02.2023 N 46/993 следует, что по состоянию на 03.02.3023 по дополнительному соглашению ДС N 192218732041132208200973/41/22/13083 ответчик получил аванс в размере 80% от цены контракта. Однако истцу поставленный товар ответчик не оплатил. Более того, Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" не содержит ограничений возможности поступления денежных средств на специальный счет из других источников, помимо перечисления со счета контрагента, и не исключает обязанности ответчика надлежащим образом выполнять свои обязательства по договору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок банковского сопровождения контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Это сопровождение банки осуществляют в отношении ряда контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если есть соответствующее решение Правительства РФ. Оно распространяется на определенные в п. п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ средства, по которым осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного). К ним, в частности, относятся авансовые платежи по госконтрактам, заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа). Указанное сопровождение также не осуществляется в отношении средств, обеспечиваемых грантами в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (п. п. 1 - 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185).
(КонсультантПлюс, 2025)Это сопровождение банки осуществляют в отношении ряда контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), если есть соответствующее решение Правительства РФ. Оно распространяется на определенные в п. п. 1, 3 - 5, 7 и 10 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2024 N 419-ФЗ средства, по которым осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного). К ним, в частности, относятся авансовые платежи по госконтрактам, заключаемым на сумму 100 000 тыс. руб. и более (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа). Указанное сопровождение также не осуществляется в отношении средств, обеспечиваемых грантами в форме субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям (п. п. 1 - 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.12.2023 N 2185).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 (далее - средства государственного оборонного заказа);
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100,0 тыс. рублей, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100,0 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в пункте 3 части 3 (далее - средства государственного оборонного заказа);
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;
(ред. от 28.12.2024)
"О государственном оборонном заказе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"5) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более;
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"5) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более;
Вопрос: О приостановлении операций по отдельным счетам участникам государственного оборонного заказа.
(Письмо Минфина России от 13.02.2024 N 03-02-08/12057)Таким образом, статьей 76 Кодекса не усматривается неприменение приостановления операций по отдельным счетам участникам государственного оборонного заказа, для которых характерны признаки счетов, указанных в пункте 2 статьи 11 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 13.02.2024 N 03-02-08/12057)Таким образом, статьей 76 Кодекса не усматривается неприменение приостановления операций по отдельным счетам участникам государственного оборонного заказа, для которых характерны признаки счетов, указанных в пункте 2 статьи 11 Кодекса.
Статья: Практика Арбитражного суда Северо-Западного округа по спорам, связанным с исполнением государственного оборонного заказа
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)С учетом требований Закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
(Власова М.Г., Теплякова М.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)С учетом требований Закона N 275-ФЗ денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
Статья: Совершенствование инструментария казначейского контроля в целях повышения эффективности бюджетных расходов
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2023, N 5)- расчеты по государственным контрактам и договорам, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа, цена по которым менее 3,0 млн руб., и др.
(Лукашов А.И.)
("Финансовый журнал", 2023, N 5)- расчеты по государственным контрактам и договорам, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа, цена по которым менее 3,0 млн руб., и др.
Вопрос: О возврате остатка аванса при расторжении госконтракта на строительство объекта капитального строительства с головным исполнителем, в отношении которого открыто конкурсное производство.
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 385-ФЗ <1> в 2021 году казначейское сопровождение осуществлялось в том числе в отношении авансовых платежей по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов в рамках государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, с проведением операций с такими средствами на казначейских счетах и их отражением на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, после проведения санкционирования расходов в порядке, установленном Минфином России <2> (далее соответственно - целевые средства, целевые расходы, лицевой счет).
(Письмо Минфина России от 20.11.2024 N 02-12-12/115075)В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 385-ФЗ <1> в 2021 году казначейское сопровождение осуществлялось в том числе в отношении авансовых платежей по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов в рамках государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, с проведением операций с такими средствами на казначейских счетах и их отражением на лицевых счетах, открытых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства, после проведения санкционирования расходов в порядке, установленном Минфином России <2> (далее соответственно - целевые средства, целевые расходы, лицевой счет).
Вопрос: О перечислении средств с лицевого счета ПАО - участника казначейского сопровождения на его расчетный счет для оплаты исполненных обязательств по госконтракту.
(Письмо Минфина России от 16.04.2025 N 02-12-10/38253)В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 540-ФЗ казначейскому сопровождению в 2024 году подлежали авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.
(Письмо Минфина России от 16.04.2025 N 02-12-10/38253)В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 540-ФЗ казначейскому сопровождению в 2024 году подлежали авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик должен оплатить работы, во-первых, своевременно; во-вторых, соблюдая соответствующий порядок оплаты. Сроки внесения платы и порядок оплаты работ определяются договором строительного подряда или законом, в частности, при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении объектов для государственных нужд. Так, при выполнении работ по государственному оборонному заказу установлено, что размер авансовых платежей по государственному контракту не может быть более объема финансирования этого контракта в текущем финансовом году <35>.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Заказчик должен оплатить работы, во-первых, своевременно; во-вторых, соблюдая соответствующий порядок оплаты. Сроки внесения платы и порядок оплаты работ определяются договором строительного подряда или законом, в частности, при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении объектов для государственных нужд. Так, при выполнении работ по государственному оборонному заказу установлено, что размер авансовых платежей по государственному контракту не может быть более объема финансирования этого контракта в текущем финансовом году <35>.
Вопрос: В рамках гособоронзаказа ООО является соисполнителем-поставщиком, заказчик - главный исполнитель уплатил аванс с отдельного счета, затем по соглашению сторон принято решение расторгнуть договор. Надо ли перечислить денежные средства на отдельный счет?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В рамках гособоронзаказа ООО является соисполнителем-поставщиком, заказчик - главный исполнитель уплатил аванс с отдельного счета, затем по соглашению сторон принято решение расторгнуть договор. Надо ли перечислить денежные средства на отдельный счет?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: В рамках гособоронзаказа ООО является соисполнителем-поставщиком, заказчик - главный исполнитель уплатил аванс с отдельного счета, затем по соглашению сторон принято решение расторгнуть договор. Надо ли перечислить денежные средства на отдельный счет?
Вопрос: О казначейском и банковском сопровождении госконтракта на выполнение работ по реконструкции объекта.
(Письмо Минфина России от 18.03.2024 N 02-17-09/24241)Согласно пунктам 5 и 8 части 2 статьи 5 Федерального закона N 466-ФЗ <1> (с учетом положений части 7 статьи 10 Федерального закона N 448-ФЗ <2>) казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 000 тыс. рублей (далее соответственно - государственный контракт, контракт (договор).
(Письмо Минфина России от 18.03.2024 N 02-17-09/24241)Согласно пунктам 5 и 8 части 2 статьи 5 Федерального закона N 466-ФЗ <1> (с учетом положений части 7 статьи 10 Федерального закона N 448-ФЗ <2>) казначейскому сопровождению подлежат авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более, а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 000 тыс. рублей (далее соответственно - государственный контракт, контракт (договор).
Статья: Проблемы квалификации преступлений в сфере гособоронзаказа
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)К числу таких нарушений в действиях (бездействии) должностного лица головного исполнителя или исполнителя ст. 14.55 КоАП относит нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1 статьи), а также нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 2.1).
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)К числу таких нарушений в действиях (бездействии) должностного лица головного исполнителя или исполнителя ст. 14.55 КоАП относит нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 1 статьи), а также нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 2.1).
Последние изменения: Банковское сопровождение контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Банки по решению Правительства РФ осуществляют такое сопровождение в отношении средств, предоставляемых юрлицам (ИП) на основании контрактов, в частности заключаемых в рамках исполнения госконтрактов. Это правило касается указанных в п. п. 1 - 6, 9 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ средств, в отношении которых осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного казначейского сопровождения). К ним относятся, например, авансовые платежи по госконтрактам (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа), заключаемым на сумму 100 млн руб. и более (п. п. 1 - 3 Правил N 1368).
(КонсультантПлюс, 2025)Банки по решению Правительства РФ осуществляют такое сопровождение в отношении средств, предоставляемых юрлицам (ИП) на основании контрактов, в частности заключаемых в рамках исполнения госконтрактов. Это правило касается указанных в п. п. 1 - 6, 9 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2021 N 390-ФЗ средств, в отношении которых осуществляется казначейское сопровождение (кроме расширенного казначейского сопровождения). К ним относятся, например, авансовые платежи по госконтрактам (кроме госконтрактов в рамках гособоронзаказа), заключаемым на сумму 100 млн руб. и более (п. п. 1 - 3 Правил N 1368).