Аукцион на право пользования недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Аукцион на право пользования недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах"К числу таких случаев Закон N 2395-1 не относит нарушение порядка проведения состоявшегося аукциона на право пользования недрами, что не исключает возможность оспаривания его результатов заинтересованными лицами в судебном порядке."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1112 "Наследство" ГК РФ"Как установлено судом, лицензия от 30.12.2016 N ЧЕЛ80562ТР предоставлена ИП Тарасову С.М. ввиду того, что он был признан победителем по итогам аукциона, за получение права пользования участком недр местного значения им внесена единовременная плата в размере 503 044 руб., в отличие от конкурса аукцион предполагает присуждение победы лицу, предложившему наибольшую плату за приобретаемое право, оценка участников по их характеристикам или по наилучшим условиям недропользования не производится. На основании этих обстоятельств суд счел, что право пользования недрами по лицензии от 30.12.2016 N ЧЕЛ80562ТР не связано с личностью ИП Тарасова С.М., и, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на его наследование, данное право применительно к статье 1112 ГК РФ входит в состав наследства, открывшегося со смертью указанного лица, наследником которого стала Тарасова Г.Н. По выводам суда, универсальное правопреемство является основанием для перехода права пользования участком недр к наследнику и переоформления лицензии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Постановление Правительства Российской Федерации
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 13.1. Аукцион на право пользования участками недр
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 13.1. Аукцион на право пользования участками недр
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 13.1. Аукцион на право пользования участками недр
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 13.1. Аукцион на право пользования участками недр
Статья: Рассмотрение следователем сообщений о преступлениях, связанных с незаконной добычей и использованием общераспространенных полезных ископаемых
(Улейчик В.В., Рязанцев В.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)порядка организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами <2>;
(Улейчик В.В., Рязанцев В.А.)
("Российский следователь", 2021, N 5)порядка организации и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами <2>;
Статья: Проблемы реализации муниципальной функции по управлению территорией при предоставлении недр в пользование
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Статья 12 Закона РФ "О недрах" ограничивает пользование недрами при отсутствии лицензии, которая, в свою очередь, содержит основные условия такого пользования. Лицензия выдается непосредственно недропользователю, победившему на аукционе на право пользования недрами (к примеру, в результате аукциона право недропользования в целях разведки и добычи каменного угля на участке Кумзасский 1 - 2 Кумзасского каменноугольного месторождения в Кемеровской области - Кузбассе, состоявшегося 22.10.2020 в г. Новосибирске, победило АО "Разрез Распадский") <3> или победившему в конкурсе на право пользования недрами (например, в конкурсе на право недропользования в целях геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке Замковая часть Березовской антиклинали Распадского каменноугольного месторождения победило ООО "Разрез "Березовский") <4>, или лицу, получившему право пользования другим установленным законом способом.
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)Статья 12 Закона РФ "О недрах" ограничивает пользование недрами при отсутствии лицензии, которая, в свою очередь, содержит основные условия такого пользования. Лицензия выдается непосредственно недропользователю, победившему на аукционе на право пользования недрами (к примеру, в результате аукциона право недропользования в целях разведки и добычи каменного угля на участке Кумзасский 1 - 2 Кумзасского каменноугольного месторождения в Кемеровской области - Кузбассе, состоявшегося 22.10.2020 в г. Новосибирске, победило АО "Разрез Распадский") <3> или победившему в конкурсе на право пользования недрами (например, в конкурсе на право недропользования в целях геологического изучения, разведки и добычи каменного угля на участке Замковая часть Березовской антиклинали Распадского каменноугольного месторождения победило ООО "Разрез "Березовский") <4>, или лицу, получившему право пользования другим установленным законом способом.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- порядок проведения аукционов на право пользования недрами (ст. 13.1 - 14.1);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- порядок проведения аукционов на право пользования недрами (ст. 13.1 - 14.1);
Статья: Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Нормы добросовестной конкуренции, включающие в себя правовые институты защиты интересов недропользователей, предусмотрены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) <2>. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ предусмотрены запреты органам публичной власти на неправомочные действия, связанные с проведением торгов, речь идет прежде всего о допусках к торгам. Верным представляется вывод А.В. Вакуленко о том, что отказ государственным органом (Роснедра) заявителю в принятии комплекта заявочных материалов на участие в конкурсе или аукционе на приобретение права пользования недрами является необоснованным. Зачастую основанием к необоснованному отказу является отсутствие у заявителя необходимых для выполнения работ финансовых средств, ненадлежащее оформление копий представленных документов и справок о применяемых технологиях, оформление требуемых вспомогательных лицензий (например, лицензии на проведение маркшейдерских работ) в другом субъекте Российской Федерации и т.д. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2013 г. по делу N А58-5218/2012) <3>. Решение ФАС России от 22 мая 2020 г. N 04/10/18.1-58/2020, которым жалоба ООО "Амур Минералс" на действия организатора торгов - Федерального агентства по недропользованию при проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота, меди и попутных компонентов, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ними перерабатывающих производств, на участке Понийский в Хабаровском крае (извещение N 100420/0961508/01) была признана обоснованной, подтверждает неправомерные действия со стороны органа власти, организатора торгов <4>. Организатору торгов - Федеральному агентству по недропользованию было выдано обязательное для исполнения предписание.
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Нормы добросовестной конкуренции, включающие в себя правовые институты защиты интересов недропользователей, предусмотрены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) <2>. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ предусмотрены запреты органам публичной власти на неправомочные действия, связанные с проведением торгов, речь идет прежде всего о допусках к торгам. Верным представляется вывод А.В. Вакуленко о том, что отказ государственным органом (Роснедра) заявителю в принятии комплекта заявочных материалов на участие в конкурсе или аукционе на приобретение права пользования недрами является необоснованным. Зачастую основанием к необоснованному отказу является отсутствие у заявителя необходимых для выполнения работ финансовых средств, ненадлежащее оформление копий представленных документов и справок о применяемых технологиях, оформление требуемых вспомогательных лицензий (например, лицензии на проведение маркшейдерских работ) в другом субъекте Российской Федерации и т.д. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2013 г. по делу N А58-5218/2012) <3>. Решение ФАС России от 22 мая 2020 г. N 04/10/18.1-58/2020, которым жалоба ООО "Амур Минералс" на действия организатора торгов - Федерального агентства по недропользованию при проведении аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота, меди и попутных компонентов, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ними перерабатывающих производств, на участке Понийский в Хабаровском крае (извещение N 100420/0961508/01) была признана обоснованной, подтверждает неправомерные действия со стороны органа власти, организатора торгов <4>. Организатору торгов - Федеральному агентству по недропользованию было выдано обязательное для исполнения предписание.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Реализуя задуманное, Ф.И.О.1 обратился к ранее ему знакомому Ф.И.О.2 с просьбой оказать содействие подсудимому в беспрепятственном получении желаемой лицензии на добычу природных ресурсов путем обеспечения гарантированной победы в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Реализуя задуманное, Ф.И.О.1 обратился к ранее ему знакомому Ф.И.О.2 с просьбой оказать содействие подсудимому в беспрепятственном получении желаемой лицензии на добычу природных ресурсов путем обеспечения гарантированной победы в аукционе на право пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на участке недр.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В числе проблем ответственности за административные правонарушения П.П. Серковым называется бланкетный характер ряда норм Особенной части КоАП РФ - ссылок на нарушение правил и требований, которые определены подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти. Например, основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ является нарушение процедуры обязательных торгов, то есть любых требований законодательства о проведении конкурентных форм поиска контрагента. Очевидно, что объективной стороной данного правонарушения может быть достаточно широкий перечень деяний, например составление аукционной документации с нарушением норм законодательства об организации и проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения, не содержащих полные сведения в отношении предмета аукциона.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В числе проблем ответственности за административные правонарушения П.П. Серковым называется бланкетный характер ряда норм Особенной части КоАП РФ - ссылок на нарушение правил и требований, которые определены подзаконными правовыми актами органов исполнительной власти. Например, основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 7.32.4 КоАП РФ является нарушение процедуры обязательных торгов, то есть любых требований законодательства о проведении конкурентных форм поиска контрагента. Очевидно, что объективной стороной данного правонарушения может быть достаточно широкий перечень деяний, например составление аукционной документации с нарушением норм законодательства об организации и проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения, не содержащих полные сведения в отношении предмета аукциона.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Вместе с тем судебная практика не была последовательна в толковании термина "исключительное право", содержащегося в ст. 7 Закона о недрах. Сначала суды ориентировались на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которой в силу ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в границах горного отвода пользование недрами, а не земельными участками, под которыми они расположены <7>. Впоследствии суды изменили свою позицию и стали толковать "исключительное право" в смысле Закона о недрах аналогично "исключительному праву" ЗК РФ. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа со ссылкой на ст. 7 Закона посчитал, что наличие у общества лицензии означает наличие у него исключительного и приоритетного права на использование земельного участка <8>. Арбитражный суд Поволжского округа пришел к крайне странному выводу, указав, что поскольку у общества имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет в использовании участка недр перед другими видами природопользования <9> (возможно, суд не считал пользование земельным участком природопользованием). В настоящее время суды вернулись к прежней позиции и в большинстве случаев верно трактуют понятие "исключительное право" Закона о недрах, указывая, что недропользователь не является субъектом исключительного права на предоставление земельного участка в аренду <10>. Однако законодателя в данном случае упрекнуть не в чем, так как норма Закона о недрах, касающаяся исключительного права, сформулирована совершенно четко и в толковании не нуждается. Судебная же практика, толкующая "исключительное право" Закона о недрах в смысле исключительного права по ЗК РФ, спровоцирована тем, что недропользователи зачастую не могут оформить права на земельный участок не потому, что этого не хотят, а потому, что получить земельный участок для разработки месторождения полезного ископаемого в принципе невозможно. Когда проводится аукцион на право пользования недрами, в аукционных условиях никакой информации о земельном участке не содержится. Никакой поддержки со стороны Роснедр в оформлении прав на земельный участок лицензиатом действующее законодательство не предусматривает. В первоначальной редакции ранее действовавшего Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о лицензировании пользования недрами" <11> было закреплено правило о предоставлении лицензии на пользование недрами одновременно с предоставлением права на пользование земельным участком. Впоследствии эта норма была исключена, и недропользователь, получивший лицензию, остается один на один с органом власти, уполномоченным на предоставление земельных участков. При этом зачастую на аукцион выставляются лицензионные участки недр, когда правовой режим земельных участков, расположенных над ними, включает запрет на использование их для целей добычи полезных ископаемых (например, земельные участки на территории национального парка). В таких случаях доходит до того, что законодатель вынужден вводить весьма специфические механизмы, обеспечивающие недропользователю доступ к заветному месторождению. Примером такого законодательного урегулирования конфликта "земля/недра" может служить Федеральный закон <12>, который внес в Закон об особо охраняемых природных территориях <13> изменения, предусматривающие возможность добычи полезных ископаемых в границах населенного пункта, созданного на территории национального парка.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Вместе с тем судебная практика не была последовательна в толковании термина "исключительное право", содержащегося в ст. 7 Закона о недрах. Сначала суды ориентировались на позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, согласно которой в силу ст. 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в границах горного отвода пользование недрами, а не земельными участками, под которыми они расположены <7>. Впоследствии суды изменили свою позицию и стали толковать "исключительное право" в смысле Закона о недрах аналогично "исключительному праву" ЗК РФ. Например, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа со ссылкой на ст. 7 Закона посчитал, что наличие у общества лицензии означает наличие у него исключительного и приоритетного права на использование земельного участка <8>. Арбитражный суд Поволжского округа пришел к крайне странному выводу, указав, что поскольку у общества имеется лицензия на право пользования недрами, оно имеет приоритет в использовании участка недр перед другими видами природопользования <9> (возможно, суд не считал пользование земельным участком природопользованием). В настоящее время суды вернулись к прежней позиции и в большинстве случаев верно трактуют понятие "исключительное право" Закона о недрах, указывая, что недропользователь не является субъектом исключительного права на предоставление земельного участка в аренду <10>. Однако законодателя в данном случае упрекнуть не в чем, так как норма Закона о недрах, касающаяся исключительного права, сформулирована совершенно четко и в толковании не нуждается. Судебная же практика, толкующая "исключительное право" Закона о недрах в смысле исключительного права по ЗК РФ, спровоцирована тем, что недропользователи зачастую не могут оформить права на земельный участок не потому, что этого не хотят, а потому, что получить земельный участок для разработки месторождения полезного ископаемого в принципе невозможно. Когда проводится аукцион на право пользования недрами, в аукционных условиях никакой информации о земельном участке не содержится. Никакой поддержки со стороны Роснедр в оформлении прав на земельный участок лицензиатом действующее законодательство не предусматривает. В первоначальной редакции ранее действовавшего Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о лицензировании пользования недрами" <11> было закреплено правило о предоставлении лицензии на пользование недрами одновременно с предоставлением права на пользование земельным участком. Впоследствии эта норма была исключена, и недропользователь, получивший лицензию, остается один на один с органом власти, уполномоченным на предоставление земельных участков. При этом зачастую на аукцион выставляются лицензионные участки недр, когда правовой режим земельных участков, расположенных над ними, включает запрет на использование их для целей добычи полезных ископаемых (например, земельные участки на территории национального парка). В таких случаях доходит до того, что законодатель вынужден вводить весьма специфические механизмы, обеспечивающие недропользователю доступ к заветному месторождению. Примером такого законодательного урегулирования конфликта "земля/недра" может служить Федеральный закон <12>, который внес в Закон об особо охраняемых природных территориях <13> изменения, предусматривающие возможность добычи полезных ископаемых в границах населенного пункта, созданного на территории национального парка.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей недропользователя по рекультивации или ликвидации отработанных месторождений представляется необходимым на государственном уровне формировать реестр недобросовестных подрядных организаций и их учредителей, наделенных самостоятельным правом на добычу и использование ресурсов недр. Тем более что в нормах ст. 14.1 Закона о недрах уже предусмотрено ведение реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования недрами <9>. В связи с тем что рассматриваемые субъекты получают лицензию без проведения конкурсных процедур, представляется вполне обоснованным предусмотреть аналогичные правовые предписания для данных участников отношений по пользованию недрами, которые не исполняют свои обязанности надлежащим образом.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей недропользователя по рекультивации или ликвидации отработанных месторождений представляется необходимым на государственном уровне формировать реестр недобросовестных подрядных организаций и их учредителей, наделенных самостоятельным правом на добычу и использование ресурсов недр. Тем более что в нормах ст. 14.1 Закона о недрах уже предусмотрено ведение реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования недрами <9>. В связи с тем что рассматриваемые субъекты получают лицензию без проведения конкурсных процедур, представляется вполне обоснованным предусмотреть аналогичные правовые предписания для данных участников отношений по пользованию недрами, которые не исполняют свои обязанности надлежащим образом.
Статья: Особенности организации и проведения природоресурсных аукционов
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В целях обеспечения соблюдения экологического интереса государства законодатель в статье 14 Закона о недрах указал случаи, когда претенденту на участие в аукционе может быть отказано в приеме заявки <1>. Важно подчеркнуть, что ранее к числу основных условий конкурса (аукциона) были отнесены требования о проведении социальных мероприятий для населения, проживающего в районе осваиваемого месторождения <2>. Объявление о предстоящем аукционе размещается на официальном сайте соответствующего органа государственной власти одновременно с размещением на сайте электронной площадки не менее чем за 45 дней дня его проведения. Протокол о результатах аукциона размещается на сайте электронной площадки организатором аукциона не позднее чем через 2 рабочих дня со дня проведения аукциона <3>. Победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольший размер разового платежа за пользование недрами. Законодатель установил, что аукцион на право пользования недрами признается несостоявшимся в следующих случаях:
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)В целях обеспечения соблюдения экологического интереса государства законодатель в статье 14 Закона о недрах указал случаи, когда претенденту на участие в аукционе может быть отказано в приеме заявки <1>. Важно подчеркнуть, что ранее к числу основных условий конкурса (аукциона) были отнесены требования о проведении социальных мероприятий для населения, проживающего в районе осваиваемого месторождения <2>. Объявление о предстоящем аукционе размещается на официальном сайте соответствующего органа государственной власти одновременно с размещением на сайте электронной площадки не менее чем за 45 дней дня его проведения. Протокол о результатах аукциона размещается на сайте электронной площадки организатором аукциона не позднее чем через 2 рабочих дня со дня проведения аукциона <3>. Победителем аукциона признается его участник, предложивший наибольший размер разового платежа за пользование недрами. Законодатель установил, что аукцион на право пользования недрами признается несостоявшимся в следующих случаях: