Аттестация учителей
Подборка наиболее важных документов по запросу Аттестация учителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Вологодского областного суда от 20.11.2024 N 33-5975/2024 (УИД 35RS0010-01-2023-014491-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения; 2) О включении периода работы в трудовой стаж; 3) Об установлении факта описки в трудовой книжке.
Обстоятельства: Истица считает, что факт занятия в спорный период должности учителя установлен, в связи с чем период работы подлежит включению в специальный стаж.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Те обстоятельства, что в трудовом договоре от <ДАТА> N... указано, что истец принята на работу учителем ритмики, аттестацию проходила по должности "учитель ритмики", награждена почетными грамотами как учитель, приказы о распределении учебной нагрузки, о предоставлении Н. трудовых отпусков как учителю, не дают оснований для включения в специальный стаж работы Н. спорных периодов, поскольку не подтверждают того, что истец занимала штатную должность "учитель", указанные документы не являются первичными документами, свидетельствующими о занятии истцом штатной должности "учитель".
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения; 2) О включении периода работы в трудовой стаж; 3) Об установлении факта описки в трудовой книжке.
Обстоятельства: Истица считает, что факт занятия в спорный период должности учителя установлен, в связи с чем период работы подлежит включению в специальный стаж.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Те обстоятельства, что в трудовом договоре от <ДАТА> N... указано, что истец принята на работу учителем ритмики, аттестацию проходила по должности "учитель ритмики", награждена почетными грамотами как учитель, приказы о распределении учебной нагрузки, о предоставлении Н. трудовых отпусков как учителю, не дают оснований для включения в специальный стаж работы Н. спорных периодов, поскольку не подтверждают того, что истец занимала штатную должность "учитель", указанные документы не являются первичными документами, свидетельствующими о занятии истцом штатной должности "учитель".
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2024 по делу N 88-16441/2024 (УИД 76RS0023-01-2022-003083-49)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: Удовлетворено в части.Отменяя решение суда в данной части и принимая новое судебное постановление, суд апелляционной инстанции, проанализировав в пределах своей компетенции материалы дела, повторно оценив совокупность доказательств, в том числе, приказ Отдела народного образования исполкома Ярославского городского ФИО7 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, которым ФИО3 была назначена на должность учителя с ДД.ММ.ГГГГ, аттестационный лист на учителя музыки ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ с отражением сведений о 2-летнем педагогическом стаже работы, пришел к выводу, что подтвержден факт работы истца в спорный период в должности учителя.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О назначении страховой пенсии по старости.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: Удовлетворено в части.Отменяя решение суда в данной части и принимая новое судебное постановление, суд апелляционной инстанции, проанализировав в пределах своей компетенции материалы дела, повторно оценив совокупность доказательств, в том числе, приказ Отдела народного образования исполкома Ярославского городского ФИО7 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, которым ФИО3 была назначена на должность учителя с ДД.ММ.ГГГГ, аттестационный лист на учителя музыки ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ с отражением сведений о 2-летнем педагогическом стаже работы, пришел к выводу, что подтвержден факт работы истца в спорный период в должности учителя.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности труда педагогических работников общеобразовательных организацийКАК ПРОВОДИТСЯ АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Вопрос: Срок действия высшей квалификационной категории учителя должен был закончиться 20.10.2020, он подал заявление в аттестационную комиссию о продлении категории. Комиссия приняла решение об отказе в установлении высшей квалификационной категории. Распространялось ли на него действие Приказа от 11.12.2020 N 713?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)"Официальный сайт Минпросвещения России open.edu.gov.ru", 2022
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 49. Аттестация педагогических работников
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 49. Аттестация педагогических работников
Вопрос: Отличается ли статус гимназии от статуса школы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При расчете учебной нагрузки учителей гимназии 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При расчете учебной нагрузки учителей гимназии 3 часа могут отводиться на научно-методическую и опытно-экспериментальную работу.
Статья: Правовые проблемы и перспективы развития семейной формы образования
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Несмотря на то что родителями не осуществляется образовательная деятельность (они не являются учителями), следует руководствоваться конституционными положениями, устанавливающими обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Получение основного общего образования подтверждается соответствующим документом об образовании. Согласно ст. 60 Закона об образовании документ об образовании выдается по итогам прохождения итоговой аттестации. В соответствии с ч. 6 ст. 59 Закона об образовании к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (ч. 2, 4 ст. 58 Закона об образовании).
(Селиверстова О.И.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)Несмотря на то что родителями не осуществляется образовательная деятельность (они не являются учителями), следует руководствоваться конституционными положениями, устанавливающими обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). Получение основного общего образования подтверждается соответствующим документом об образовании. Согласно ст. 60 Закона об образовании документ об образовании выдается по итогам прохождения итоговой аттестации. В соответствии с ч. 6 ст. 59 Закона об образовании к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (ч. 2, 4 ст. 58 Закона об образовании).
Статья: Семейное образование в России и зарубежных странах: подходы к правовому регулированию
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)Отдельно остановимся на терминологии, используемой в данной статье: российское законодательство разделяет семейное образование и надомное (домашнее) обучение. В рамках данной статьи анализируются именно положения, применяемые к семейному образованию в различных странах мира - т.е. образованию, не предусматривающему (по общему правилу) посещения школы или какой-либо образовательной деятельности со стороны государственной образовательной организации, кроме проведения экзаменов (т.е. посещения учителем ученика или дистанционных занятий). В англоязычной литературе аналогичным термином является homeschooling, прямым переводом которого является "домашнее обучение", хотя этот термин обозначает форму обучения, близкую к семейной, не предусматривающей участия ребенка в государственной системе общего образования, кроме прохождения аттестации.
(Янкевич С.В., Пучков Е.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)Отдельно остановимся на терминологии, используемой в данной статье: российское законодательство разделяет семейное образование и надомное (домашнее) обучение. В рамках данной статьи анализируются именно положения, применяемые к семейному образованию в различных странах мира - т.е. образованию, не предусматривающему (по общему правилу) посещения школы или какой-либо образовательной деятельности со стороны государственной образовательной организации, кроме проведения экзаменов (т.е. посещения учителем ученика или дистанционных занятий). В англоязычной литературе аналогичным термином является homeschooling, прямым переводом которого является "домашнее обучение", хотя этот термин обозначает форму обучения, близкую к семейной, не предусматривающей участия ребенка в государственной системе общего образования, кроме прохождения аттестации.
Ситуация: Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, в штатное расписание организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ, вводятся штатные единицы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора, ассистента (помощника) (п. 21 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 373; п. 39 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 115).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, в штатное расписание организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ, вводятся штатные единицы учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, тьютора, ассистента (помощника) (п. 21 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 373; п. 39 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 115).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, положения закона, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия Саратовского областного суда посчитала, что административным ответчиком был нарушен порядок проведения аттестации в отношении истицы. То, что учитель была допущена к прохождению профессионального тестирования после экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника, не соответствует требованиям установленного регламента. Принятое решение в отношении истицы об отказе в установлении ей высшей квалификационной категории по должности "учитель" вынесено за пределами срока, установленного п. п. 32, 33 Порядка аттестации педагогических работников, согласно которому заявление работника рассматривается не более 30 дней и продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней, что также свидетельствует о нарушении процедурного порядка принятия решения в отношении истицы.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, положения закона, регулирующего спорные правоотношения, судебная коллегия Саратовского областного суда посчитала, что административным ответчиком был нарушен порядок проведения аттестации в отношении истицы. То, что учитель была допущена к прохождению профессионального тестирования после экспертизы портфолио профессиональных достижений педагогического работника, не соответствует требованиям установленного регламента. Принятое решение в отношении истицы об отказе в установлении ей высшей квалификационной категории по должности "учитель" вынесено за пределами срока, установленного п. п. 32, 33 Порядка аттестации педагогических работников, согласно которому заявление работника рассматривается не более 30 дней и продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней, что также свидетельствует о нарушении процедурного порядка принятия решения в отношении истицы.
Готовое решение: Что делать с праздничными днями в различных отпусках
(КонсультантПлюс, 2025)При этом в дни учебного отпуска входят как праздники, отнесенные к общероссийским и региональным нерабочим праздничным дням, так и другие обычные праздники (например, День учителя, который празднуют 5 октября согласно Указу Президента РФ от 03.10.1994 N 1961).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом в дни учебного отпуска входят как праздники, отнесенные к общероссийским и региональным нерабочим праздничным дням, так и другие обычные праздники (например, День учителя, который празднуют 5 октября согласно Указу Президента РФ от 03.10.1994 N 1961).
Вопрос: Работник образовательной организации имеет высшую квалификационную категорию по должности "учитель-дефектолог", которую занимает на 0,5 ставки. Распространяется ли высшая квалификационная категория в целях установления доплат на его основную должность "учитель-логопед"?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Работник образовательной организации имеет высшую квалификационную категорию по должности "учитель-дефектолог", которую занимает на 0,5 ставки. Распространяется ли высшая квалификационная категория в целях установления доплат на его основную должность "учитель-логопед"?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Работник образовательной организации имеет высшую квалификационную категорию по должности "учитель-дефектолог", которую занимает на 0,5 ставки. Распространяется ли высшая квалификационная категория в целях установления доплат на его основную должность "учитель-логопед"?
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)<8> Шиханов В.Н. Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения // Закон. 2022. N 4. С. 82.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)<8> Шиханов В.Н. Могут ли врачи и учителя (преподаватели) нести уголовную ответственность в качестве должностных лиц: нюансы правоприменения // Закон. 2022. N 4. С. 82.
Вопрос: Обращения, связанные с вопросами осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)При наличии претензий к учителю в связи с несоблюдением им критериев выставления оценок успеваемости, установленных локальным нормативным актом организации, и (или) несогласии с итогами промежуточной аттестации обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в целях защиты своих прав могут самостоятельно или через своих представителей обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона). Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Федерального закона).
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2022)При наличии претензий к учителю в связи с несоблюдением им критериев выставления оценок успеваемости, установленных локальным нормативным актом организации, и (или) несогласии с итогами промежуточной аттестации обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся в целях защиты своих прав могут самостоятельно или через своих представителей обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (пункт 2 части 1 статьи 45 Федерального закона). Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях применения локальных нормативных актов (часть 2 статьи 45 Федерального закона).