Арест воздушного судна
Подборка наиболее важных документов по запросу Арест воздушного судна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя" Закона РФ "О защите прав потребителей""Установив, что рейс потребителя был отменен в связи с официальным сообщением Росавиации от 05 марта 2022 г. российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, которым рекомендовано с 00.00 часов по московскому времени 06 марта 2022 года временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств и с 00.00 часов по Московскому времени 08 марта 2022 г. временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории иностранных государств в пункты на территории России. Учитывая, что данная рекомендация вызвана высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отмена рейса вызвана безопасностью полетов и пассажиров, что свидетельствует об отсутствии вины ответчика, в связи с чем правовых оснований для применения штрафных санкций в порядке ст. 28, 31 Закона "О защите прав потребителей" у суда первой инстанции не имелось."
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.10.2024 по делу N 88-23583/2024 (УИД 77RS0018-02-2022-003993-31)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица обратилась с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных за туристский продукт, которое оставлено без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.При этом судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда исходила из того, что аннулирование тура и последовавшее за ним нарушение срока возврата уплаченных истцом денежных средств непосредственно связаны с установленными ограничительными мерами, принятыми в связи с введением в отношении Российской Федерации в целом, а также в отношении юридических лиц санкций, обусловившие не только ограничения использования воздушного пространства, но и риски, связанные с арестами и задержаниями воздушных судов, что, безусловно, угрожало безопасности полетов, носило чрезвычайный, непредотвратимый и внешний по отношению к деятельности ответчика характер. Наступление данного обстоятельства не являлось обычным в условиях оказания туристических услуг и ни один участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с ответчиками деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, поскольку не зависело от воли или действий стороны ответчика.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истица обратилась с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных за туристский продукт, которое оставлено без удовлетворения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.При этом судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда исходила из того, что аннулирование тура и последовавшее за ним нарушение срока возврата уплаченных истцом денежных средств непосредственно связаны с установленными ограничительными мерами, принятыми в связи с введением в отношении Российской Федерации в целом, а также в отношении юридических лиц санкций, обусловившие не только ограничения использования воздушного пространства, но и риски, связанные с арестами и задержаниями воздушных судов, что, безусловно, угрожало безопасности полетов, носило чрезвычайный, непредотвратимый и внешний по отношению к деятельности ответчика характер. Наступление данного обстоятельства не являлось обычным в условиях оказания туристических услуг и ни один участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с ответчиками деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, поскольку не зависело от воли или действий стороны ответчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Принятие Протокола, как сказано в преамбуле к нему, было обусловлено необходимостью адаптации Кейптаунской конвенции к специфическим требованиям авиационного финансирования и расширения сферы ее применения за счет включения в нее договоров купли-продажи авиационного оборудования. Участником Авиационного протокола могут стать только участники Кейптаунской конвенции. При этом Конвенция и Протокол получают общее название "Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования применительно к авиационным объектам" и заменяют для участвующих государств: Конвенцию о международном признании прав на воздушные суда (Женева, 1948 г.) - в части, касающейся воздушных судов, как они определены в Авиационном протоколе, и авиационных объектов; Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся предупредительного ареста воздушных судов (Рим, 1933 г.), - в части, касающейся воздушных судов, как они определены в Авиационном протоколе; Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге - в части, касающейся авиационных объектов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Принятие Протокола, как сказано в преамбуле к нему, было обусловлено необходимостью адаптации Кейптаунской конвенции к специфическим требованиям авиационного финансирования и расширения сферы ее применения за счет включения в нее договоров купли-продажи авиационного оборудования. Участником Авиационного протокола могут стать только участники Кейптаунской конвенции. При этом Конвенция и Протокол получают общее название "Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования применительно к авиационным объектам" и заменяют для участвующих государств: Конвенцию о международном признании прав на воздушные суда (Женева, 1948 г.) - в части, касающейся воздушных судов, как они определены в Авиационном протоколе, и авиационных объектов; Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся предупредительного ареста воздушных судов (Рим, 1933 г.), - в части, касающейся воздушных судов, как они определены в Авиационном протоколе; Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге - в части, касающейся авиационных объектов.
Статья: Обязательная государственная геномная регистрация в противоречии с конституционным правом на неприкосновенность частной жизни
(Курская С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)С января 2025 г. к этим категориям добавится еще одна - категория лиц, подвергнутых административному аресту. Соответственно, собирать геномную информацию будут у уклонителей от уплаты алиментов, нарушителей законных распоряжений командира воздушного судна, не подавших уведомление о проведении публичного мероприятия организаторов митингов и других лиц, совершивших административные правонарушения, за которые предусмотрено назначение административного ареста.
(Курская С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)С января 2025 г. к этим категориям добавится еще одна - категория лиц, подвергнутых административному аресту. Соответственно, собирать геномную информацию будут у уклонителей от уплаты алиментов, нарушителей законных распоряжений командира воздушного судна, не подавших уведомление о проведении публичного мероприятия организаторов митингов и других лиц, совершивших административные правонарушения, за которые предусмотрено назначение административного ареста.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23
"О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом"К спорам, предметом которых является находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество или права на него, относятся в том числе иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста, а также иные дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости или иной государственный реестр Российской Федерации, если такие споры не отнесены к подсудности судов общей юрисдикции. При этом воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания для целей применения нормы пункта 2 части 1 статьи 248 АПК РФ считаются находящимися на территории Российской Федерации, если право собственности или иные права на них зарегистрированы в государственном реестре Российской Федерации (статья 1207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); часть 5 статьи 3 АПК РФ).
"О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом"К спорам, предметом которых является находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество или права на него, относятся в том числе иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста, а также иные дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости или иной государственный реестр Российской Федерации, если такие споры не отнесены к подсудности судов общей юрисдикции. При этом воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания для целей применения нормы пункта 2 части 1 статьи 248 АПК РФ считаются находящимися на территории Российской Федерации, если право собственности или иные права на них зарегистрированы в государственном реестре Российской Федерации (статья 1207 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"Конституционный Суд отметил, что порядок исполнения указанного Постановления не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписания части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, поскольку соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании, т.е. противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу данного Постановления) отсутствовала. Соответственно, взыскание с казны Российской Федерации указанных сумм взносов не вытекает из установленного порядка исполнения данного Постановления.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"Конституционный Суд отметил, что порядок исполнения указанного Постановления не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписания части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, поскольку соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании, т.е. противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу данного Постановления) отсутствовала. Соответственно, взыскание с казны Российской Федерации указанных сумм взносов не вытекает из установленного порядка исполнения данного Постановления.
Статья: Юрисдикция государства в отношении преступлений, совершенных на воздушных судах, и иных нарушений в контексте обеспечения безопасности полетов
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Права командира судна также в отношении совершаемых преступных действий находятся в рамках правового поля национальности воздушного судна и в соответствии с главой 3 Конвенции может самостоятельно принять решение об аресте и высадке правонарушителя.
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Права командира судна также в отношении совершаемых преступных действий находятся в рамках правового поля национальности воздушного судна и в соответствии с главой 3 Конвенции может самостоятельно принять решение об аресте и высадке правонарушителя.
Статья: Обзор преступлений, совершаемых в сфере публичных закупок
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)В 2019 г. гендиректор корпоративного заказчика договорился с директором ООО об аренде трех воздушных судов, находившихся в нерабочем состоянии и требовавших ремонта. В результате акционерное общество понесло расходы на восстановление летной годности самолетов, принадлежащих сторонней компании, в размере 58,8 млн руб.
(Исютин-Федотков Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 10)В 2019 г. гендиректор корпоративного заказчика договорился с директором ООО об аренде трех воздушных судов, находившихся в нерабочем состоянии и требовавших ремонта. В результате акционерное общество понесло расходы на восстановление летной годности самолетов, принадлежащих сторонней компании, в размере 58,8 млн руб.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за июнь - июль 2022 года
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Не противоречит Конституции РФ подход, согласно которому нельзя уменьшить базу по налогу на имущество на сумму приобретения сооружений инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Не противоречит Конституции РФ подход, согласно которому нельзя уменьшить базу по налогу на имущество на сумму приобретения сооружений инфраструктуры воздушного транспорта по возмездной сделке.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)9) арендаторы (лизингополучатели) гражданских воздушных судов, не зарегистрированных в госреестре (п. 6.1 ст. 161 НК РФ);
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)9) арендаторы (лизингополучатели) гражданских воздушных судов, не зарегистрированных в госреестре (п. 6.1 ст. 161 НК РФ);
Статья: Государственное регулирование корпоративной сферы: актуальные вопросы
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)<61> Указ Президента РФ от 30.11.2023 N 909 "О применении специальных экономических мер в сфере воздушного транспорта в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций".
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)<61> Указ Президента РФ от 30.11.2023 N 909 "О применении специальных экономических мер в сфере воздушного транспорта в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций".