Арест имущества налогоплательщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Арест имущества налогоплательщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа в части начисления суммы пеней за период действия обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах налогоплательщика. Суд указал, что предусмотренные абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ положения о возможности неначисления пеней применяются только при установлении наличия причинно-следственной связи между наложением ареста на имущество налогоплательщика и невозможностью уплаты налогоплательщиком недоимки. Отсутствие у налогоплательщика денежных средств и (или) иного имущества не является основанием для освобождения от уплаты пеней, начисленных в связи с нарушением сроков уплаты налога. Суд установил наличие у общества иных счетов, на которые не был наложен арест и которые использовались налогоплательщиком для совершения доходных и расходных операций, в том числе связанных с перечислением обязательных платежей. Суд пришел к выводу о неприменимости абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, поскольку сам факт возникновения спорной недоимки обусловлен не действиями налогового органа по приостановлению операций по банковским счетам либо наложению ареста на имущество организации, а связан с неправомерными действиями самого общества по завышению налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа в части начисления суммы пеней за период действия обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах налогоплательщика. Суд указал, что предусмотренные абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ положения о возможности неначисления пеней применяются только при установлении наличия причинно-следственной связи между наложением ареста на имущество налогоплательщика и невозможностью уплаты налогоплательщиком недоимки. Отсутствие у налогоплательщика денежных средств и (или) иного имущества не является основанием для освобождения от уплаты пеней, начисленных в связи с нарушением сроков уплаты налога. Суд установил наличие у общества иных счетов, на которые не был наложен арест и которые использовались налогоплательщиком для совершения доходных и расходных операций, в том числе связанных с перечислением обязательных платежей. Суд пришел к выводу о неприменимости абз. 2 п. 3 ст. 75 НК РФ, поскольку сам факт возникновения спорной недоимки обусловлен не действиями налогового органа по приостановлению операций по банковским счетам либо наложению ареста на имущество организации, а связан с неправомерными действиями самого общества по завышению налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом законом установлены только два случая, с которыми связана возможность не начислять пени: наличие решения налогового органа, которым был наложен арест на имущество налогоплательщика, или наличие решения суда, которым были приняты обеспечительные меры.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом законом установлены только два случая, с которыми связана возможность не начислять пени: наличие решения налогового органа, которым был наложен арест на имущество налогоплательщика, или наличие решения суда, которым были приняты обеспечительные меры.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие обеспечительные меры принимают налоговые органы
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Арест налоговым органом имущества плательщика
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Арест налоговым органом имущества плательщика
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФАРЕСТ ИМУЩЕСТВА (ПО СТ. 77 НК РФ)
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Банкротство: арест имущества должника дает налоговому органу залоговый приоритет (25.11.2025)
Статья: Принудительное исполнение налогового обязательства
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Так, арест имущества налогоплательщика применяется для обеспечения обращения взыскания на имущество налогоплательщика. При этом наложение ареста на имущество налогоплательщика, в свою очередь, является основанием для прекращения начисления пеней, поскольку последний в той или иной степени лишен возможности воспользоваться своим имуществом для исполнения налогового обязательства.
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)Так, арест имущества налогоплательщика применяется для обеспечения обращения взыскания на имущество налогоплательщика. При этом наложение ареста на имущество налогоплательщика, в свою очередь, является основанием для прекращения начисления пеней, поскольку последний в той или иной степени лишен возможности воспользоваться своим имуществом для исполнения налогового обязательства.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Именно наличие властного полномочия дает возможность государственному органу выступать от лица государства. Каждая группа государственных органов, в том числе и органов, участвующих в налоговых отношениях, осуществляет властные полномочия в характерных для нее юридических формах. Особенность властных полномочий государственных органов, являющихся субъектами налогового права, состоит в том, что данные полномочия сопряжены с ограничением в рамках закона прежде всего имущественных прав граждан и их организаций. Это наглядно проявляется при реализации таких полномочий налоговых органов, как наложение ареста на имущество налогоплательщика, взыскание недоимки по налогам и пени в порядке, установленном НК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Именно наличие властного полномочия дает возможность государственному органу выступать от лица государства. Каждая группа государственных органов, в том числе и органов, участвующих в налоговых отношениях, осуществляет властные полномочия в характерных для нее юридических формах. Особенность властных полномочий государственных органов, являющихся субъектами налогового права, состоит в том, что данные полномочия сопряжены с ограничением в рамках закона прежде всего имущественных прав граждан и их организаций. Это наглядно проявляется при реализации таких полномочий налоговых органов, как наложение ареста на имущество налогоплательщика, взыскание недоимки по налогам и пени в порядке, установленном НК РФ.
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Проведенное исследование показывает <6>, что проблемным вопросом повышения эффективности противодействия налоговым преступлениям и правонарушениям остается состояние работы органов прокуратуры по возмещению ущерба, причиненного преступлениями в налоговой сфере. Данные вопросы находят отражение в письмах прокуратур субъектов Российской Федерации, в которых сформулированы проблемные вопросы, возникающие при подготовке и рассмотрении исков прокурора о взыскании ущерба, причиненного налоговыми преступлениями. Высказаны просьбы о проведении научного исследования по осуществлению органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика - организации в условиях внедрения сальдированного порядка учета их обязательств перед бюджетной системой (единого налогового счета) <7>.
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Проведенное исследование показывает <6>, что проблемным вопросом повышения эффективности противодействия налоговым преступлениям и правонарушениям остается состояние работы органов прокуратуры по возмещению ущерба, причиненного преступлениями в налоговой сфере. Данные вопросы находят отражение в письмах прокуратур субъектов Российской Федерации, в которых сформулированы проблемные вопросы, возникающие при подготовке и рассмотрении исков прокурора о взыскании ущерба, причиненного налоговыми преступлениями. Высказаны просьбы о проведении научного исследования по осуществлению органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика - организации в условиях внедрения сальдированного порядка учета их обязательств перед бюджетной системой (единого налогового счета) <7>.
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В соответствии со ст. 77 НК РФ санкционирование решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов возложено на прокурора. При принятии решения о санкционировании ареста имущества должников необходимо проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов. Санкция на постановление налогового органа о наложении ареста дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В соответствии со ст. 77 НК РФ санкционирование решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов возложено на прокурора. При принятии решения о санкционировании ареста имущества должников необходимо проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов. Санкция на постановление налогового органа о наложении ареста дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, пеней, штрафов в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафовГЛАВА 7. АРЕСТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ
Вопрос: О применении обеспечительной меры в виде ареста имущества налогоплательщика в отношении дебиторской задолженности и объектов интеллектуальной собственности.
(Письмо Минфина России от 04.04.2025 N 03-02-06/33908)Вопрос: О применении обеспечительной меры в виде ареста имущества налогоплательщика в отношении дебиторской задолженности и объектов интеллектуальной собственности.
(Письмо Минфина России от 04.04.2025 N 03-02-06/33908)Вопрос: О применении обеспечительной меры в виде ареста имущества налогоплательщика в отношении дебиторской задолженности и объектов интеллектуальной собственности.
Статья: Дебиторская задолженность: может ли ИФНС взыскать долги по налогам за счет нее
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)При вынесении решения об аресте имущества и счетов
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 21)При вынесении решения об аресте имущества и счетов
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в налоговой сфере: актуальные проблемы и перспективы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Следует также отметить, что п. 2.6.4 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 предписывается сотрудникам прокуратуры при вынесении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации, а также в случаях замены ареста на банковскую гарантию, залог имущества, поручительство третьего лица (п. 12.1. ст. 77 НК РФ) проверить не только законность такого решения, но и его обоснованность. Вместе с тем нормами НК РФ не предусмотрено санкционирование прокуратурой решений налогового органа об отмене ареста или о его замене на другие обеспечительные меры исполнения налоговой обязанности. В этой связи указание на полномочия органов прокуратуры по проверке обоснованности отмены (замены) ареста имущества налогоплательщика-организации является неоправданным с точки зрения налогового законодательства (хотя, конечно, не исключается возможность оценки со стороны прокуратуры, например, платежеспособности поручителя, ликвидности имущества, передаваемого в залог). Кроме того, "...арест на имущество, наложенный налоговым (таможенным) органом, прекращает свое действие в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"..." <5>, а согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А66-4562-04 поэтапное погашение налоговой задолженности не обусловливает возможность частичного снятия ареста имущества. Следовательно, прекращение действия указанной обеспечительной меры возможно либо на основании положений иных, помимо НК РФ, нормативных правовых актов, либо в случае полного исполнения налоговой обязанности (погашения налоговой недоимки, сумм пеней и штрафов).
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Следует также отметить, что п. 2.6.4 Приказа от 24 октября 2023 г. N 736 предписывается сотрудникам прокуратуры при вынесении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации, а также в случаях замены ареста на банковскую гарантию, залог имущества, поручительство третьего лица (п. 12.1. ст. 77 НК РФ) проверить не только законность такого решения, но и его обоснованность. Вместе с тем нормами НК РФ не предусмотрено санкционирование прокуратурой решений налогового органа об отмене ареста или о его замене на другие обеспечительные меры исполнения налоговой обязанности. В этой связи указание на полномочия органов прокуратуры по проверке обоснованности отмены (замены) ареста имущества налогоплательщика-организации является неоправданным с точки зрения налогового законодательства (хотя, конечно, не исключается возможность оценки со стороны прокуратуры, например, платежеспособности поручителя, ликвидности имущества, передаваемого в залог). Кроме того, "...арест на имущество, наложенный налоговым (таможенным) органом, прекращает свое действие в соответствии с нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"..." <5>, а согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А66-4562-04 поэтапное погашение налоговой задолженности не обусловливает возможность частичного снятия ареста имущества. Следовательно, прекращение действия указанной обеспечительной меры возможно либо на основании положений иных, помимо НК РФ, нормативных правовых актов, либо в случае полного исполнения налоговой обязанности (погашения налоговой недоимки, сумм пеней и штрафов).