Антитеррористическая защищенность объектов ТЭК
Подборка наиболее важных документов по запросу Антитеррористическая защищенность объектов ТЭК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование уголовно-правовых средств реализации уголовной ответственности военнослужащих (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 23 марта 2024 г. N 64-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 6)Часть 1 ст. 78.1 УК РФ в целом повторяет положения ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ, однако следует иметь в виду, что перечни статей о преступлениях, на обвиняемых, подсудимых и осужденных за которые положения об освобождении от уголовной ответственности и наказания не распространяются, в названном Законе и УК РФ не совпадают. Так, в ст. 78.1 УК РФ были добавлены ранее отсутствовавшие составы преступлений, предусмотренных ст. 189 (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль), ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии), п. "б" ч. 2 ст. 215.4 (незаконное проникновение на охраняемый объект, сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну), ст. 217.1 (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса), ст. 226.1 (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.), ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и т.д.), ст. 274.1 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации), ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.2 (нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства), ст. 283 (разглашение государственной тайны), ст. 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну), ст. 283.2 (нарушение требований по защите государственной тайны), ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну), ч. 2 ст. 322.1 (организация незаконной миграции при отягчающих обстоятельствах), ст. 355 (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения), ст. 359 (наемничество).
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 6)Часть 1 ст. 78.1 УК РФ в целом повторяет положения ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 24 июня 2023 г. N 270-ФЗ, однако следует иметь в виду, что перечни статей о преступлениях, на обвиняемых, подсудимых и осужденных за которые положения об освобождении от уголовной ответственности и наказания не распространяются, в названном Законе и УК РФ не совпадают. Так, в ст. 78.1 УК РФ были добавлены ранее отсутствовавшие составы преступлений, предусмотренных ст. 189 (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача товаров или технологий, вооружения или военной техники, незаконное выполнение работ либо незаконное оказание услуг, в отношении которых установлен экспортный контроль), ст. 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов), ст. 209 (бандитизм), ст. 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), ст. 210.1 (занятие высшего положения в преступной иерархии), п. "б" ч. 2 ст. 215.4 (незаконное проникновение на охраняемый объект, сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну), ст. 217.1 (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса), ст. 226.1 (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ и т.д.), ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ и т.д.), ст. 274.1 (неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации), ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.2 (нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 280.4 (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства), ст. 283 (разглашение государственной тайны), ст. 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну), ст. 283.2 (нарушение требований по защите государственной тайны), ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну), ч. 2 ст. 322.1 (организация незаконной миграции при отягчающих обстоятельствах), ст. 355 (разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения), ст. 359 (наемничество).
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"Статья 7. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
(ред. от 07.07.2025)
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"Статья 7. Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, критерии риска рассчитываются по данным ежегодного мониторинга сведений статистической отчетности исходя из допустимого <1> и ожидаемого риска причинения вреда (ущерба), размера ущерба и вероятности возникновения негативных событий (пожаров и т.д.), для разных типов объектов контроля (надзора). Комиссионная категоризация и паспортизация конкретных объектов, как это предусмотрено для обеспечения транспортной безопасности, безопасности опасных производственных объектов, объектов топливно-энергетического комплекса, антитеррористической защищенности, не предусмотрены.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Во-вторых, критерии риска рассчитываются по данным ежегодного мониторинга сведений статистической отчетности исходя из допустимого <1> и ожидаемого риска причинения вреда (ущерба), размера ущерба и вероятности возникновения негативных событий (пожаров и т.д.), для разных типов объектов контроля (надзора). Комиссионная категоризация и паспортизация конкретных объектов, как это предусмотрено для обеспечения транспортной безопасности, безопасности опасных производственных объектов, объектов топливно-энергетического комплекса, антитеррористической защищенности, не предусмотрены.
Статья: Уголовная политика в области обеспечения энергетической безопасности
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Особое внимание уделяется, во-первых, борьбе с незаконным подключением к магистральным трубопроводам (криминальными "врезками") и, во-вторых, безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
(Нудель С.Л., Горенская Е.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 9)Особое внимание уделяется, во-первых, борьбе с незаконным подключением к магистральным трубопроводам (криминальными "врезками") и, во-вторых, безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья: Особенности правового положения юридических лиц нефтегазового сектора на новых территориях РФ
(Кантор Н.Е.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)<1> Постановление Правительства РФ от 7 марта 2023 г. N 361 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" // СЗ РФ. 2023. N 11. Ст. 1816; Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4604.
(Кантор Н.Е.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)<1> Постановление Правительства РФ от 7 марта 2023 г. N 361 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" // СЗ РФ. 2023. N 11. Ст. 1816; Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4604.
Статья: Концепция "послойного осмотра места происшествия" (ПОМП)
(Быстряков Е.Н., Усанов И.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Кроме приведенного выше перечня существует еще ряд составов преступлений, чреватых образованием комбинированных следов в воздушной, земной и водной средах (например, ст. 215 "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики", ст. 215.3 "Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность", ст. 217 "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст. 217.1 "Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" и ряд других).
(Быстряков Е.Н., Усанов И.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Кроме приведенного выше перечня существует еще ряд составов преступлений, чреватых образованием комбинированных следов в воздушной, земной и водной средах (например, ст. 215 "Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики", ст. 215.3 "Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность", ст. 217 "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов", ст. 217.1 "Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" и ряд других).
Статья: Возможности мер административного принуждения для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
(Попова Н.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Впервые в 2011 г. на законодательном уровне было раскрыто содержание термина "антитеррористическая защищенность объекта ТЭК". Под ним понимается "состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта" <16>.
(Попова Н.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, N 3)Впервые в 2011 г. на законодательном уровне было раскрыто содержание термина "антитеррористическая защищенность объекта ТЭК". Под ним понимается "состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта" <16>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Вместе с тем для целей комментирования следует обратить особое внимание на весьма существенные изъятия из сферы применения данного Закона. В соответствии с ч. 2 ст. 1 комментируемый Закон не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований: составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа <1>; устанавливаемых в сфере обороны, государственного оборонного заказа, военно-технического сотрудничества, государственной безопасности, государственной охраны, внутренних дел (за исключением требований в части обеспечения безопасности дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности (в том числе противодействия терроризму), оперативно-розыскной деятельности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, оборота оружия, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов (территорий), деятельности подразделений охраны, частной охранной деятельности и частной детективной деятельности <2>; устанавливаемых при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части <3>; в сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и таможенном деле в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также устанавливаемых обязательных требований при организации и проведении закупок отдельными видами юридических лиц <4>; в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности и охраны важных государственных объектов <5>; устанавливаемых стандартами и порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями, федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными основными общеобразовательными программами <6>; устанавливаемых нормативными правовыми актами, которыми признаются подлежащими применению и (или) вводятся в действие на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита, устанавливаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета, разрабатываемыми на основе Международных стандартов финансовой отчетности, а также устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации <7>.