Антикоррупционная экспертиза республики Башкортостан
Подборка наиболее важных документов по запросу Антикоррупционная экспертиза республики Башкортостан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 N 18АП-5593/2023 по делу N А07-20056/2022
Требование: О признании незаконными действий и ненормативных актов, об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка апеллянта на наличие в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Республики Башкортостан указания на прохождение правовой и антикоррупционной экспертизы, отсутствие необходимости привлечения дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан, согласование проекта с различными министерствами и ведомствами, не свидетельствуют о безусловной возможности принятия новых параметров зоны охраны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых", учитывая, что Управлением обнаружены недостатки в государственной историко-культурной экспертизе Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Коммунистическая, д. 103, шифр ПЗО-РБ-03/21/Т7.
Требование: О признании незаконными действий и ненормативных актов, об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка апеллянта на наличие в пояснительной записке к проекту постановления Правительства Республики Башкортостан указания на прохождение правовой и антикоррупционной экспертизы, отсутствие необходимости привлечения дополнительных средств из бюджета Республики Башкортостан, согласование проекта с различными министерствами и ведомствами, не свидетельствуют о безусловной возможности принятия новых параметров зоны охраны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Усадьба Созоновых", учитывая, что Управлением обнаружены недостатки в государственной историко-культурной экспертизе Проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Созоновых", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Коммунистическая, д. 103, шифр ПЗО-РБ-03/21/Т7.
Решение Верховного Суда РФ от 05.06.2018 N АКПИ18-506
Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи Верховного Суда Республики Башкортостан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлены факты несоблюдения судьей, пребывающим в отставке, предписанных законом запретов и ограничений путем замещения различных должностей государственной гражданской службы, а также путем участия в управлении хозяйствующим субъектом; оснований для отмены решения, принятого квалификационной коллегией судей в установленном законом порядке, не имеется.Так, с 3 августа 2009 г. по 16 сентября 2013 г. он замещал различные должности государственной гражданской службы, в том числе начальника управления государственной гражданской службы и муниципальной кадровой политики администрации Президента Республики Башкортостан, заместителя заведующего отделом организационного обеспечения, заведующего отделом правовой и антикоррупционной экспертизы, заведующего информационно-аналитическим отделом Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (сведения о работе, л.д. 33 - 36).
Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении отставки судьи Верховного Суда Республики Башкортостан.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлены факты несоблюдения судьей, пребывающим в отставке, предписанных законом запретов и ограничений путем замещения различных должностей государственной гражданской службы, а также путем участия в управлении хозяйствующим субъектом; оснований для отмены решения, принятого квалификационной коллегией судей в установленном законом порядке, не имеется.Так, с 3 августа 2009 г. по 16 сентября 2013 г. он замещал различные должности государственной гражданской службы, в том числе начальника управления государственной гражданской службы и муниципальной кадровой политики администрации Президента Республики Башкортостан, заместителя заведующего отделом организационного обеспечения, заведующего отделом правовой и антикоррупционной экспертизы, заведующего информационно-аналитическим отделом Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (сведения о работе, л.д. 33 - 36).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективные направления деятельности органов прокуратуры в активизации института независимой антикоррупционной экспертизы
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Вместе с тем анализ официальных интернет-сайтов прокуратур субъектов Федерации показал, что лишь малая часть регионов (например, Республика Адыгея) доводят до общественности своевременную и актуальную информацию о работе прокуроров на данном участке прокурорской деятельности. Такая информация в целом не отвечает критериям доступности, полноты и качества. В большинстве регионов прокуроры не уделяют должного внимания размещению в соответствующих разделах интернет-сайтов сведений об антикоррупционной экспертизе. Информация не обновляется значительное время (например, Республика Алтай - с 2014 г., Архангельская область, Республика Башкортостан - с 2015 г., Брянская и Владимирская области - с 2016 г., Бурятия - с 2017 г. и т.д.). На некоторых интернет-сайтах в соответствующих разделах обобщенные сведения об антикоррупционной экспертизе вообще не размещаются, посредством поиска можно обнаружить немногочисленные материалы о коррупциогенных факторах в конкретных нормативных актах в новостных лентах (Астраханская и Воронежская области, Республика Дагестан и др.).
(Бородина О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 1)Вместе с тем анализ официальных интернет-сайтов прокуратур субъектов Федерации показал, что лишь малая часть регионов (например, Республика Адыгея) доводят до общественности своевременную и актуальную информацию о работе прокуроров на данном участке прокурорской деятельности. Такая информация в целом не отвечает критериям доступности, полноты и качества. В большинстве регионов прокуроры не уделяют должного внимания размещению в соответствующих разделах интернет-сайтов сведений об антикоррупционной экспертизе. Информация не обновляется значительное время (например, Республика Алтай - с 2014 г., Архангельская область, Республика Башкортостан - с 2015 г., Брянская и Владимирская области - с 2016 г., Бурятия - с 2017 г. и т.д.). На некоторых интернет-сайтах в соответствующих разделах обобщенные сведения об антикоррупционной экспертизе вообще не размещаются, посредством поиска можно обнаружить немногочисленные материалы о коррупциогенных факторах в конкретных нормативных актах в новостных лентах (Астраханская и Воронежская области, Республика Дагестан и др.).
Статья: Административно-правовое регулирование оценки эффективности антикоррупционных мер в Республике Башкортостан
(Миронов А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2010, N 10)Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Башкортостан, проектов постановлений Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, утверждается Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан. Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов указов Президента Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, утверждается Президентом Республики Башкортостан. Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Правительства Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан утверждается Правительством Республики Башкортостан.
(Миронов А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2010, N 10)Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов законов Республики Башкортостан, проектов постановлений Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, утверждается Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан. Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов указов Президента Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, утверждается Президентом Республики Башкортостан. Методика проведения антикоррупционной экспертизы проектов постановлений Правительства Республики Башкортостан, носящих нормативный характер, проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан утверждается Правительством Республики Башкортостан.
Нормативные акты
Проект Федерального закона N 8-521
"О внесении изменения в статью 43.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(подготовлен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.02.2024)Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
"О внесении изменения в статью 43.3 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(подготовлен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.02.2024)Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Проект Федерального закона
"О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/09-17/00073569)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.10.2017)Законопроект размещен 30 мая 2017 г. на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет (номер ID проекта - 01/05/05-17/00066747), в период с 30 мая по 14 июня 2017 г. проведено общественное обсуждение и в период с 14 по 29 июня 2017 г. независимая антикоррупционная экспертиза. По данному законопроекту заключение от экспертов и замечания по результатам рассмотрения не поступали.
"О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/09-17/00073569)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.10.2017)Законопроект размещен 30 мая 2017 г. на официальном сайте regulation.gov.ru в сети Интернет (номер ID проекта - 01/05/05-17/00066747), в период с 30 мая по 14 июня 2017 г. проведено общественное обсуждение и в период с 14 по 29 июня 2017 г. независимая антикоррупционная экспертиза. По данному законопроекту заключение от экспертов и замечания по результатам рассмотрения не поступали.
Статья: Современное состояние проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти
(Васильев Ф.П., Оводов А.А.)
("Юридический мир", 2010, N 8)Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
(Васильев Ф.П., Оводов А.А.)
("Юридический мир", 2010, N 8)Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Статья: Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов
(Васильев Ф.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 1)Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
(Васильев Ф.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 1)Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
"Правовые акты: антикоррупционный анализ: Научно-практическое пособие"
(Власов И.С. и др.)
(отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева)
("КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2010)Законом Рязанской области от 12 марта 2008 г. N 16-ОЗ "О противодействии коррупции в Рязанской области" предусматриваются задачи, принципы антикоррупционной политики, определяются коррупциогенные факторы правовых актов и их проектов, предусматривается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных документов. В Законе Тверской области "О противодействии коррупции в Тверской области", принятом 28 мая 2009 г., есть ст. 7 об антикоррупционной экспертизе и порядке ее проведения. Постановление Правительства Белгородской области от 14 июля 2008 г. N 174-пп "О порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность" регламентирует аналогичные вопросы. В структуре органов государственной власти субъектов РФ (республики Башкортостан, Татарстан, Нижегородская область) действуют специальные комитеты, деятельность которых включает в себя исследование и анализ регионального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработку предложений и рекомендаций по его совершенствованию. В отдельных регионах (Республика Башкортостан, Нижегородская область) приняты комплексные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и формы проведения антикоррупционной экспертизы как действующих актов, так и проектов.
(Власов И.С. и др.)
(отв. ред. В.Н. Найденко, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева)
("КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2010)Законом Рязанской области от 12 марта 2008 г. N 16-ОЗ "О противодействии коррупции в Рязанской области" предусматриваются задачи, принципы антикоррупционной политики, определяются коррупциогенные факторы правовых актов и их проектов, предусматривается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных документов. В Законе Тверской области "О противодействии коррупции в Тверской области", принятом 28 мая 2009 г., есть ст. 7 об антикоррупционной экспертизе и порядке ее проведения. Постановление Правительства Белгородской области от 14 июля 2008 г. N 174-пп "О порядке проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области на коррупциогенность" регламентирует аналогичные вопросы. В структуре органов государственной власти субъектов РФ (республики Башкортостан, Татарстан, Нижегородская область) действуют специальные комитеты, деятельность которых включает в себя исследование и анализ регионального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработку предложений и рекомендаций по его совершенствованию. В отдельных регионах (Республика Башкортостан, Нижегородская область) приняты комплексные нормативные правовые акты, регулирующие порядок и формы проведения антикоррупционной экспертизы как действующих актов, так и проектов.
Статья: Реализация механизма антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации
(Павлушкин А.В.)
("Журнал российского права", 2013, N 8)Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Науч.-практ. пособие. М., 2012.
(Павлушкин А.В.)
("Журнал российского права", 2013, N 8)Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Науч.-практ. пособие. М., 2012.
"Независимая антикоррупционная экспертиза: Научно-практическое пособие"
(Каменская Е.В., Рождествина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Так, например, в августе 2010 г. была обобщена деятельность территориальных органов Минюста России по субъектам, находящимся в пределах Приволжского федерального округа, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении в них изменений за 7 месяцев текущего года. За этот период было проведено 7610 антикоррупционных экспертиз региональных нормативных правовых актов (Нижегородская область - 743, Пензенская область - 943, Самарская область - 877, Республика Татарстан - 582, Саратовская область - 566, Пермский край - 560, Ульяновская область - 547, Удмуртская Республика - 524, Кировская область - 467, Оренбургская область - 461, Чувашская Республика - 452, Республика Марий Эл - 329, Республика Мордовия - 308, Республика Башкортостан - 251). При этом в 292 нормативных правовых актах субъектов РФ выявлены положения, способствующие проявлению коррупции <8>;
(Каменская Е.В., Рождествина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)Так, например, в августе 2010 г. была обобщена деятельность территориальных органов Минюста России по субъектам, находящимся в пределах Приволжского федерального округа, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении в них изменений за 7 месяцев текущего года. За этот период было проведено 7610 антикоррупционных экспертиз региональных нормативных правовых актов (Нижегородская область - 743, Пензенская область - 943, Самарская область - 877, Республика Татарстан - 582, Саратовская область - 566, Пермский край - 560, Ульяновская область - 547, Удмуртская Республика - 524, Кировская область - 467, Оренбургская область - 461, Чувашская Республика - 452, Республика Марий Эл - 329, Республика Мордовия - 308, Республика Башкортостан - 251). При этом в 292 нормативных правовых актах субъектов РФ выявлены положения, способствующие проявлению коррупции <8>;
Статья: 5 изменений трудового законодательства. Новые идеи по решению правовых проблем
(Бондарева С.)
("Финансовая газета", 2018, N 22)Законопроект опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) и находится на стадии публичных обсуждений и проведения антикоррупционной экспертизы.
(Бондарева С.)
("Финансовая газета", 2018, N 22)Законопроект опубликован на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) и находится на стадии публичных обсуждений и проведения антикоррупционной экспертизы.
Статья: О результатах анализа практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и предложениях по повышению их эффективности
(Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М.)
("Журнал российского права", 2012, N 11)<6> Несмотря на решение Верховного суда Республики Тыва от 23 сентября 2009 г. N 3-100 "О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О мерах по противодействию коррупции", в котором установлено, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенным Правительством РФ, а не в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ, аналогичное нарушение имеет место и в Законе Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. N 145-З "О противодействии коррупции в Республике Башкортостан" (п. 2 ст. 8).
(Хабриева Т.Я., Андриченко Л.В., Цирин А.М.)
("Журнал российского права", 2012, N 11)<6> Несмотря на решение Верховного суда Республики Тыва от 23 сентября 2009 г. N 3-100 "О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О мерах по противодействию коррупции", в котором установлено, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенным Правительством РФ, а не в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ, аналогичное нарушение имеет место и в Законе Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. N 145-З "О противодействии коррупции в Республике Башкортостан" (п. 2 ст. 8).
Статья: Антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов
(Васильев Ф.П., Дугенец А.С.)
("Российская юстиция", 2010, N 4)Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
(Васильев Ф.П., Дугенец А.С.)
("Российская юстиция", 2010, N 4)Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. В случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Статья: Коррупция в системе муниципального управления: причины и способы противодействия
(Сабанчева М.В., Мосина Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 2)В то же время важно использовать на всех уровнях различные инструменты и методы развития антикоррупционных действий. В частности, хочется отметить роль антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов [8], а также необходимость развития правового просвещения местного сообщества [9]. На муниципальном уровне значительные возможности по предупреждению злоупотребления служебными полномочиями заложены, по нашему мнению, в организации эффективного взаимодействия власти и бизнеса. Такие примеры имеются уже в отдельных регионах страны (Ульяновская, Новосибирская, Челябинская область, Татарстан, Башкирия и др.), где региональная и муниципальная власти заботятся о привлечении инвестиций.
(Сабанчева М.В., Мосина Л.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2017, N 2)В то же время важно использовать на всех уровнях различные инструменты и методы развития антикоррупционных действий. В частности, хочется отметить роль антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов [8], а также необходимость развития правового просвещения местного сообщества [9]. На муниципальном уровне значительные возможности по предупреждению злоупотребления служебными полномочиями заложены, по нашему мнению, в организации эффективного взаимодействия власти и бизнеса. Такие примеры имеются уже в отдельных регионах страны (Ульяновская, Новосибирская, Челябинская область, Татарстан, Башкирия и др.), где региональная и муниципальная власти заботятся о привлечении инвестиций.