Аналогия закона по делам об административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Аналогия закона по делам об административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.1 "Законодательство об административных правонарушениях" КоАП РФ"Доводы жалобы о необходимости освобождения от административной ответственности со ссылкой на уголовное законодательство, подлежат отклонению, поскольку в силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по делу осуществляется на основании процессуальных норм Кодекса. Аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аналогия закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание на возможность применения аналогии закона отсутствует и в КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что фактически аналогия закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется (Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2023 N 59-АД23-4-К9, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 13АП-12562/2024 по делу N А56-3237/2024). При этом некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 16-4055/2024 (УИД 03MS0068-01-2024-000728-64), Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 по делу N 16-1128/2024 (УИД 61MS0113-01-2023-002733-92)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание на возможность применения аналогии закона отсутствует и в КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что фактически аналогия закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется (Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2023 N 59-АД23-4-К9, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 13АП-12562/2024 по делу N А56-3237/2024). При этом некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 16-4055/2024 (УИД 03MS0068-01-2024-000728-64), Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 по делу N 16-1128/2024 (УИД 61MS0113-01-2023-002733-92)).
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Не призывая применять аналогию закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предлагаем обратиться к судебной практике Верховного Суда Российской Федерации <21> (далее - ВС РФ).
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Не призывая применять аналогию закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предлагаем обратиться к судебной практике Верховного Суда Российской Федерации <21> (далее - ВС РФ).
Нормативные акты
Постановление Коми УФАС России от 20.12.2024 по делу N 011/04/7.32.4-1063/2024
Нарушение: ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ (нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного (муниципального) имущества...).
Решение: Вынесено предупреждение.С учетом частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, применяя по аналогии закона часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ... считается уведомленной в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Нарушение: ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ (нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного (муниципального) имущества...).
Решение: Вынесено предупреждение.С учетом частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, применяя по аналогии закона часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ... считается уведомленной в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановление Коми УФАС России от 02.12.2024 по делу N 011/04/7.32.3-1060/2024
Нарушение: ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).
Решение: Вынесено предупреждение.С учетом частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, применяя по аналогии закона часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ... считается уведомленной в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Нарушение: ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).
Решение: Вынесено предупреждение.С учетом частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ, применяя по аналогии закона часть 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ... считается уведомленной в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Статья: Элементы принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)КоАП РФ не отвечает на вопрос о возможности применения законодательства об административных правонарушениях по аналогии, как это сделано, например, в ч. 2 ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации <14> (далее - УК РФ) при описании принципа законности в уголовно-правовой сфере. Отсутствие такого положения в КоАП РФ видится нам безусловным пробелом <15>. Опосредованно содержательно идентичные положения закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которому утрата юридической силы нормы, устанавливающей административную ответственность, по общему правилу является исключающим производство по делу обстоятельством. Однако недопустимость аналогии закона распространяется исключительно на нормы, устанавливающие основания уголовной ответственности, при этом ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <16> (далее - УПК РФ) не содержит запрета на применение такой аналогии в уголовном судопроизводстве. Означает ли это, что для регулирования процессуальных отношений публично-правового характера, в том числе производства по делам об административных правонарушениях, возможно применение аналогии закона? Считаем возможным ответить на данный вопрос утвердительно.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)КоАП РФ не отвечает на вопрос о возможности применения законодательства об административных правонарушениях по аналогии, как это сделано, например, в ч. 2 ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации <14> (далее - УК РФ) при описании принципа законности в уголовно-правовой сфере. Отсутствие такого положения в КоАП РФ видится нам безусловным пробелом <15>. Опосредованно содержательно идентичные положения закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которому утрата юридической силы нормы, устанавливающей административную ответственность, по общему правилу является исключающим производство по делу обстоятельством. Однако недопустимость аналогии закона распространяется исключительно на нормы, устанавливающие основания уголовной ответственности, при этом ст. 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <16> (далее - УПК РФ) не содержит запрета на применение такой аналогии в уголовном судопроизводстве. Означает ли это, что для регулирования процессуальных отношений публично-правового характера, в том числе производства по делам об административных правонарушениях, возможно применение аналогии закона? Считаем возможным ответить на данный вопрос утвердительно.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Следует сказать, что вплоть до 2003 г. правила ГПК РФ широко применялись судами общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях <1>. Идея об исключении возможности применения правил ГПК РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в том числе по аналогии закона) <2> не поддержана многими процессуалистами (например, Т.Е. Абовой, А.Т. Боннером, Г.А. Жилиным, М.К. Треушниковым, В.В. Ярковым, Ю.А. Поповой, Г.Л. Осокиной <3>), а также представителями науки административного права (в частности, Н.А. Колоколовым <4>, О. Панковой <5>, А.И. Стаховым <6>, С.Д. Хазановым <7>). Прежде всего в данном случае сложно не согласиться с выводом о том, что рассмотрение дел об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях по своему содержанию имеет много общего с деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц <8>.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)<31> О применении аналогии закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях см.: Нобель А.Р. Элементы принципа законности по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 44 - 45.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)<31> О применении аналогии закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях см.: Нобель А.Р. Элементы принципа законности по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022. N 1. С. 44 - 45.