Аналогия права в административных правонарушениях
Подборка наиболее важных документов по запросу Аналогия права в административных правонарушениях (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Законодательство об административных правонарушениях
(КонсультантПлюс, 2025)1. Аналогия закона и аналогия права (практика судов общей юрисдикции)
(КонсультантПлюс, 2025)1. Аналогия закона и аналогия права (практика судов общей юрисдикции)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1.1 "Законодательство об административных правонарушениях" КоАП РФ"Доводы жалобы о необходимости освобождения от административной ответственности со ссылкой на уголовное законодательство, подлежат отклонению, поскольку в силу ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Производство по делу осуществляется на основании процессуальных норм Кодекса. Аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аналогия закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание на возможность применения аналогии закона отсутствует и в КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что фактически аналогия закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется (Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2023 N 59-АД23-4-К9, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 13АП-12562/2024 по делу N А56-3237/2024). При этом некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 16-4055/2024 (УИД 03MS0068-01-2024-000728-64), Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 по делу N 16-1128/2024 (УИД 61MS0113-01-2023-002733-92)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указание на возможность применения аналогии закона отсутствует и в КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что фактически аналогия закона при рассмотрении дел об административных правонарушениях применяется (Постановление Верховного Суда РФ от 13.06.2023 N 59-АД23-4-К9, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2024 N 13АП-12562/2024 по делу N А56-3237/2024). При этом некоторые суды придерживаются позиции, согласно которой аналогия права и применение иного процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях недопустимы (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 N 16-4055/2024 (УИД 03MS0068-01-2024-000728-64), Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.03.2024 по делу N 16-1128/2024 (УИД 61MS0113-01-2023-002733-92)).
Статья: Реабилитация в административно-деликтном процессе
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Отказывая во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, суды ссылаются на отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях такого законоположения, а также возможности применения к спорным правоотношениям аналогии права, указывая о том, что в случае даже несвоевременного возврата суммы штрафа, реальный ущерб отсутствует (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 308-АД16-21201 по делу N А32-14746/2015; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 305-КГ15-3882 по делу N А40-65467/2014).
(Изюмова Е.С.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Отказывая во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ, суды ссылаются на отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях такого законоположения, а также возможности применения к спорным правоотношениям аналогии права, указывая о том, что в случае даже несвоевременного возврата суммы штрафа, реальный ущерб отсутствует (Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2017 N 308-АД16-21201 по делу N А32-14746/2015; Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.04.2016 N 305-КГ15-3882 по делу N А40-65467/2014).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 06.07.2017 N ГД-4-14/13154@
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)">Довод о неприменении судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии права подлежит отклонению, поскольку он основан на неправильном толковании заявителем норм материального права. Оснований для применения аналогии закона в рассматриваемой ситуации суд кассационной инстанции не усматривает.
<О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2017)">Довод о неприменении судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по аналогии права подлежит отклонению, поскольку он основан на неправильном толковании заявителем норм материального права. Оснований для применения аналогии закона в рассматриваемой ситуации суд кассационной инстанции не усматривает.
Приказ Роструда от 24.01.2011 N 14
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"- рассмотрения дел об административных правонарушениях в случаях проведения экспертиз, исследований, испытаний и т.п. в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
"Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"- рассмотрения дел об административных правонарушениях в случаях проведения экспертиз, исследований, испытаний и т.п. в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Статья: Элементы принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Таким образом, институт аналогии закона вполне применим к процессуальному законодательству об административных правонарушениях, что должно найти отражение в статье, регламентирующей принцип законности в КоАП РФ. Проект Процессуального КоАП РФ <21> не содержит запрета на применение аналогии закона для регулирования процедурных аспектов производства, однако прямую возможность такой аналогии разработчики проекта не предусмотрели. При этом положения ч. 3 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <22> (далее - АПК РФ), входящего в систему законодательства об административных правонарушениях, предусматривают возможность применения не только аналогии закона, но и аналогии права, что активно используется в практике арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях <23>.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Таким образом, институт аналогии закона вполне применим к процессуальному законодательству об административных правонарушениях, что должно найти отражение в статье, регламентирующей принцип законности в КоАП РФ. Проект Процессуального КоАП РФ <21> не содержит запрета на применение аналогии закона для регулирования процедурных аспектов производства, однако прямую возможность такой аналогии разработчики проекта не предусмотрели. При этом положения ч. 3 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <22> (далее - АПК РФ), входящего в систему законодательства об административных правонарушениях, предусматривают возможность применения не только аналогии закона, но и аналогии права, что активно используется в практике арбитражных судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях <23>.
Статья: Возмещение имущественного ущерба и компенсации морального вреда по делам об административных правонарушениях
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Таким образом, представляется, что регулирование вопросов о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, а также о компенсации морального вреда, вытекающего из факта совершения административного правонарушения, недостаточное, фрагментарное, имеет множество пробелов.
(Магомедова З.И., Бутюгов Г.П.)
("Мировой судья", 2024, N 5)Таким образом, представляется, что регулирование вопросов о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, а также о компенсации морального вреда, вытекающего из факта совершения административного правонарушения, недостаточное, фрагментарное, имеет множество пробелов.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конфликты этой группы охватывают такие нестандартные ситуации, для разрешения которых нет ни статутной нормы, ни возможности ее восполнить посредством процессуальной аналогии (аналогии закона или аналогии права). Тем не менее подобные случаи охватываются понятием правосудия по делам об административных правонарушениях ввиду того, что судья, будучи полностью независимым в своих действиях и решениях, должен быть правомочен самостоятельно определять юридический характер такого конфликта, иметь процессуальную возможность исследовать его фактическую сторону и принимать решения, основанные на безусловном исполнении требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепившей приоритет норм международного права, и ст. 46 Конституции РФ, предусмотревшей неограниченное право судебной защиты. Отсутствие должного правового регулирования, не позволяющего разрешить сложившуюся ситуацию законным способом, не может повлечь отказ государства в ее принудительном разрешении.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Конфликты этой группы охватывают такие нестандартные ситуации, для разрешения которых нет ни статутной нормы, ни возможности ее восполнить посредством процессуальной аналогии (аналогии закона или аналогии права). Тем не менее подобные случаи охватываются понятием правосудия по делам об административных правонарушениях ввиду того, что судья, будучи полностью независимым в своих действиях и решениях, должен быть правомочен самостоятельно определять юридический характер такого конфликта, иметь процессуальную возможность исследовать его фактическую сторону и принимать решения, основанные на безусловном исполнении требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепившей приоритет норм международного права, и ст. 46 Конституции РФ, предусмотревшей неограниченное право судебной защиты. Отсутствие должного правового регулирования, не позволяющего разрешить сложившуюся ситуацию законным способом, не может повлечь отказ государства в ее принудительном разрешении.
Статья: Административное усмотрение при применении мер принуждения органами исполнительной власти
(Головина (Гапон) Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)4. Административное усмотрение как альтернативность в выборе должностного лица, осуществляющего применение мер административного принуждения. Например, законодателем предоставлена альтернатива должностному лицу в том, каким образом будет оформлен процессуальный документ о применении изъятия вещей и документов как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.
(Головина (Гапон) Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)4. Административное усмотрение как альтернативность в выборе должностного лица, осуществляющего применение мер административного принуждения. Например, законодателем предоставлена альтернатива должностному лицу в том, каким образом будет оформлен процессуальный документ о применении изъятия вещей и документов как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.
Статья: Реализация принципов гласности и состязательности в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела об административном правонарушении
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Несмотря на то что некоторые принципы зафиксированы в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ) (речь идет о принципах, имеющих материально-правовой характер: законности, равенства, презумпции невиновности), принципы судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях имеют самостоятельное прикладное значение и в случае применения аналогии права судебные инстанции действуют, исходя из основополагающих принципов отправления правосудия в Российской Федерации.
(Шевченко О.А., Труфанов В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Несмотря на то что некоторые принципы зафиксированы в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее - КоАП РФ) (речь идет о принципах, имеющих материально-правовой характер: законности, равенства, презумпции невиновности), принципы судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях имеют самостоятельное прикладное значение и в случае применения аналогии права судебные инстанции действуют, исходя из основополагающих принципов отправления правосудия в Российской Федерации.
Вопрос: Каковы способы преодоления и устранения пробелов в российском праве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ не отвечает на вопрос о возможности применения законодательства об административных правонарушениях по аналогии, как это сделано, например, в ч. 2 ст. 3 УК РФ при описании принципа законности в уголовно-правовой сфере. Отсутствие такого положения в КоАП РФ видится некоторым авторам безусловным пробелом. Опосредованно содержательно идентичные положения закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которому утрата юридической силы нормы, устанавливающей административную ответственность, по общему правилу является исключающим производство по делу обстоятельством. Однако недопустимость аналогии закона распространяется исключительно на нормы, устанавливающие основания уголовной ответственности, при этом ст. 7 УПК РФ не содержит запрета на применение такой аналогии в уголовном судопроизводстве (Нобель А.Р. Элементы принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)КоАП РФ не отвечает на вопрос о возможности применения законодательства об административных правонарушениях по аналогии, как это сделано, например, в ч. 2 ст. 3 УК РФ при описании принципа законности в уголовно-правовой сфере. Отсутствие такого положения в КоАП РФ видится некоторым авторам безусловным пробелом. Опосредованно содержательно идентичные положения закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которому утрата юридической силы нормы, устанавливающей административную ответственность, по общему правилу является исключающим производство по делу обстоятельством. Однако недопустимость аналогии закона распространяется исключительно на нормы, устанавливающие основания уголовной ответственности, при этом ст. 7 УПК РФ не содержит запрета на применение такой аналогии в уголовном судопроизводстве (Нобель А.Р. Элементы принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2022).
Статья: Количество и качество позитивного права, которое нужно суду для справедливого разрешения спора
(Князькин С.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 4)Процессуальный компонент справедливости направлен на создание предпосылок принятия справедливого решения в его содержательной части. В этом смысле использование судами процессуальных институтов родственных видов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства чаще всего укладывается в аналогию закона и аналогию права.
(Князькин С.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 4)Процессуальный компонент справедливости направлен на создание предпосылок принятия справедливого решения в его содержательной части. В этом смысле использование судами процессуальных институтов родственных видов гражданского, арбитражного и административного судопроизводства чаще всего укладывается в аналогию закона и аналогию права.
Статья: Решение о привлечении к административной ответственности как административный акт (на примере правовых систем России, Германии и Австрии)
(Подейко В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Так, помимо уже упоминавшегося толкования принципа законности (п. 17 Постановления N 21) значение для рассмотрения и разрешения судом дела об административном правонарушении могли бы иметь и другие правовые позиции общего характера: о пределах усмотрения административного органа или его должностного лица, о формальных требованиях к принятию решения и существенности их нарушения, о соотношении нормативных актов, об аналогии закона и аналогии права, о применении административным органом квазинормативных разъяснений, об отмене благоприятствующих административных актов и т.д. (п. п. 18 - 26 Постановления N 21).
(Подейко В.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Так, помимо уже упоминавшегося толкования принципа законности (п. 17 Постановления N 21) значение для рассмотрения и разрешения судом дела об административном правонарушении могли бы иметь и другие правовые позиции общего характера: о пределах усмотрения административного органа или его должностного лица, о формальных требованиях к принятию решения и существенности их нарушения, о соотношении нормативных актов, об аналогии закона и аналогии права, о применении административным органом квазинормативных разъяснений, об отмене благоприятствующих административных актов и т.д. (п. п. 18 - 26 Постановления N 21).
Статья: Процессуально-правовая роль прокурора в защите публичных интересов в арбитражном суде
(Алиев Т.Т., Алиев Р.Т.)
("Современное право", 2024, N 9)Прокурор, который подал исковое заявление в суд, в соответствии со ст. 52 АПК РФ обладает процессуальными правами и обязанностями истца. Если применять аналогию права, то согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор не обладает правом на заключение мирового соглашения и не несет обязательство по уплате судебных расходов <6>. АПК РФ по аналогии с ГПК РФ относит прокурора к числу лиц, участвующих в деле, т.е. он считается истцом по делу, в частности по делам об административных правонарушениях.
(Алиев Т.Т., Алиев Р.Т.)
("Современное право", 2024, N 9)Прокурор, который подал исковое заявление в суд, в соответствии со ст. 52 АПК РФ обладает процессуальными правами и обязанностями истца. Если применять аналогию права, то согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор не обладает правом на заключение мирового соглашения и не несет обязательство по уплате судебных расходов <6>. АПК РФ по аналогии с ГПК РФ относит прокурора к числу лиц, участвующих в деле, т.е. он считается истцом по делу, в частности по делам об административных правонарушениях.