Анализ налоговой нагрузки
Подборка наиболее важных документов по запросу Анализ налоговой нагрузки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Анализ налоговой отчетности свидетельствует о минимальной налоговой нагрузке спорных контрагентов, не соответствующей объему их денежного оборота, что среди прочего указывает на несформированность источника для возмещения НДС. Движение денежных средств по расчетным счетам спорных контрагентов не отражает операций по закупке товара, в последующем поставленного налогоплательщику. В книгах покупок заявлены организации с признаками номинальных структур, в адрес которых спорными контрагентами оплата не производится.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Анализ налоговой отчетности свидетельствует о минимальной налоговой нагрузке спорных контрагентов, не соответствующей объему их денежного оборота, что среди прочего указывает на несформированность источника для возмещения НДС. Движение денежных средств по расчетным счетам спорных контрагентов не отражает операций по закупке товара, в последующем поставленного налогоплательщику. В книгах покупок заявлены организации с признаками номинальных структур, в адрес которых спорными контрагентами оплата не производится.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, сделав вывод о создании обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем "дробления бизнеса", заключения формальных сделок с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН. Инспекция указала, что регистры налогового учета, подтверждающие обоснованность заявления налоговых вычетов, обществом не представлены, раздельный налоговый учет не велся, что свидетельствует о необоснованности заявления к вычету НДС, поскольку приобретенные товары не предназначались для использования в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, анализ среднесписочной численности сотрудников общества и его взаимозависимых лиц свидетельствует о формальном соблюдении ограничений для применения УСН подконтрольными компаниями. Снижение налоговой нагрузки стало возможным в силу взаимозависимости участников сделок, которая позволила налогоплательщику искусственно ввести в цепочку взаимоотношений зависимые организации с целью формирования оснований для использования освобождения, предусмотренного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, нормами НК РФ не предусмотрено. Суд признал неправомерным доначисление НДС и налога на прибыль, поскольку налоговым органом не доказано создание обществом схемы "дробления бизнеса" в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд принял во внимание, что налогоплательщик не принимал участие в создании организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков, данные организации были созданы после реформы ЖКХ по инициативе городской администрации с целью снижения стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Условия договоров, заключенных между указанными организациями до возникновения льготы, и договоров, действовавших после ее возникновения, идентичны. Каждая из двух подрядных организаций оказывала налогоплательщику определенный перечень услуг, которые не дублировали друг друга и являлись самостоятельными. При этом контрагенты обладали всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для оказания услуг. Каждая из организаций осуществляла самостоятельную деятельность, налоговая отчетность готовилась и представлялась каждым обществом самостоятельно, они самостоятельно уплачивали налоги, все услуги оказывались силами соответствующей организации, все расчеты между сторонами производились надлежащим образом. Объединение прибыли и направление единой прибыли на интересы каждого лица суд не установил.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, сделав вывод о создании обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем "дробления бизнеса", заключения формальных сделок с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН. Инспекция указала, что регистры налогового учета, подтверждающие обоснованность заявления налоговых вычетов, обществом не представлены, раздельный налоговый учет не велся, что свидетельствует о необоснованности заявления к вычету НДС, поскольку приобретенные товары не предназначались для использования в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, анализ среднесписочной численности сотрудников общества и его взаимозависимых лиц свидетельствует о формальном соблюдении ограничений для применения УСН подконтрольными компаниями. Снижение налоговой нагрузки стало возможным в силу взаимозависимости участников сделок, которая позволила налогоплательщику искусственно ввести в цепочку взаимоотношений зависимые организации с целью формирования оснований для использования освобождения, предусмотренного подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку освобождение от налогообложения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, нормами НК РФ не предусмотрено. Суд признал неправомерным доначисление НДС и налога на прибыль, поскольку налоговым органом не доказано создание обществом схемы "дробления бизнеса" в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения НДС на основании подп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд принял во внимание, что налогоплательщик не принимал участие в создании организаций, привлекаемых в качестве подрядчиков, данные организации были созданы после реформы ЖКХ по инициативе городской администрации с целью снижения стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Условия договоров, заключенных между указанными организациями до возникновения льготы, и договоров, действовавших после ее возникновения, идентичны. Каждая из двух подрядных организаций оказывала налогоплательщику определенный перечень услуг, которые не дублировали друг друга и являлись самостоятельными. При этом контрагенты обладали всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами для оказания услуг. Каждая из организаций осуществляла самостоятельную деятельность, налоговая отчетность готовилась и представлялась каждым обществом самостоятельно, они самостоятельно уплачивали налоги, все услуги оказывались силами соответствующей организации, все расчеты между сторонами производились надлежащим образом. Объединение прибыли и направление единой прибыли на интересы каждого лица суд не установил.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возможности и риски в сфере оптимизации налогов на недвижимость в России
(Желнин Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Автор анализирует причины несоразмерной налоговой нагрузки на владельцев недвижимости в России. Рассматривает системные и методологические ошибки, связанные с кадастровой оценкой, и указывает на ограниченность возможностей налогоплательщиков влиять на итоговые величины налога. Делает вывод о нарушении принципов справедливости и недостаточной эффективности существующих правовых механизмов. Вносит предложения по повышению прозрачности существующих процедур с целью соблюдения баланса интересов государства и собственников.
(Желнин Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Автор анализирует причины несоразмерной налоговой нагрузки на владельцев недвижимости в России. Рассматривает системные и методологические ошибки, связанные с кадастровой оценкой, и указывает на ограниченность возможностей налогоплательщиков влиять на итоговые величины налога. Делает вывод о нарушении принципов справедливости и недостаточной эффективности существующих правовых механизмов. Вносит предложения по повышению прозрачности существующих процедур с целью соблюдения баланса интересов государства и собственников.
Статья: Особенности исчисления НДС для некоммерческих организаций на упрощенной системе налогообложения
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)Методология. Применены методы систематизации информации, анализа нормативных документов, структурного и сравнительного анализа налоговой нагрузки на НКО, работающие на УСН. Проанализирована динамика налоговых сборов и влияние изменений на финансовую деятельность НКО.
(Олейник М.А., Казанков К.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 6)Методология. Применены методы систематизации информации, анализа нормативных документов, структурного и сравнительного анализа налоговой нагрузки на НКО, работающие на УСН. Проанализирована динамика налоговых сборов и влияние изменений на финансовую деятельность НКО.
Статья: Принцип справедливости в налоговом праве: анализ содержания
(Калинина Л.Е., Давоян А.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В своих работах Б. Бозман говорит о реальности экономического индивидуализма в налоговой политике США, прикрытого мягкой риторикой государства всеобщего благосостояния. Теоретически американское подоходное налогообложение основано на прогрессивных принципах. Однако если проанализировать фактическое налоговое бремя, особенно в свете масштабных пересмотров во время первого президентского срока Джорджа Буша (2000 - 2004 гг.), было бы трудно утверждать, что налоги в США носят перераспределительный характер. Рассматривая фактический процент богатства и доходов, облагаемых налогом для лиц из разных экономических слоев, ослабление налогов на дивиденды и особенно отмену налогов на наследство, вполне можно сделать вывод, что Налоговый кодекс США создан для того, чтобы либо затормозить, либо обратить вспять государство всеобщего благосостояния <16>.
(Калинина Л.Е., Давоян А.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 1)В своих работах Б. Бозман говорит о реальности экономического индивидуализма в налоговой политике США, прикрытого мягкой риторикой государства всеобщего благосостояния. Теоретически американское подоходное налогообложение основано на прогрессивных принципах. Однако если проанализировать фактическое налоговое бремя, особенно в свете масштабных пересмотров во время первого президентского срока Джорджа Буша (2000 - 2004 гг.), было бы трудно утверждать, что налоги в США носят перераспределительный характер. Рассматривая фактический процент богатства и доходов, облагаемых налогом для лиц из разных экономических слоев, ослабление налогов на дивиденды и особенно отмену налогов на наследство, вполне можно сделать вывод, что Налоговый кодекс США создан для того, чтобы либо затормозить, либо обратить вспять государство всеобщего благосостояния <16>.
Статья: Многокомпонентные комплексные руды: особенности применения адвалорных и специфических ставок НДПИ
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)В целях оценки применения специфических ставок при добыче многокомпонентной руды на территории Красноярского края проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки при применении твердых ставок в Красноярском крае и адвалорных ставок НДПИ, применяемых в остальных субъектах Российской Федерации. Для этого на основе имеющихся в открытом доступе данных официальной статистики ФНС России произведен расчет эффективной ставки налога на добычу полезных ископаемых в Красноярском крае в результате перехода к налогообложению многокомпонентных комплексных руд с применением специфических ставок налога.
(Логинова Т.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 3)В целях оценки применения специфических ставок при добыче многокомпонентной руды на территории Красноярского края проведен сравнительный анализ налоговой нагрузки при применении твердых ставок в Красноярском крае и адвалорных ставок НДПИ, применяемых в остальных субъектах Российской Федерации. Для этого на основе имеющихся в открытом доступе данных официальной статистики ФНС России произведен расчет эффективной ставки налога на добычу полезных ископаемых в Красноярском крае в результате перехода к налогообложению многокомпонентных комплексных руд с применением специфических ставок налога.
Статья: Отражение в бухгалтерском учете расчетов по НДС при получении субсидий в сельском хозяйстве
(Клычова Г.С., Мухамедзянов К.З., Парфенова К.А., Камалова Г.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)13. Клычова Г.С., Леонтьева Ж.Г., Фахретдинова Э.Н. и др. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки // Учет. Анализ. Аудит. 2023. Т. 10. N 4. С. 74 - 83. URL: https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-4-74-83.
(Клычова Г.С., Мухамедзянов К.З., Парфенова К.А., Камалова Г.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)13. Клычова Г.С., Леонтьева Ж.Г., Фахретдинова Э.Н. и др. Специальные налоговые режимы для малого бизнеса: проблемы выбора оптимальной налоговой нагрузки // Учет. Анализ. Аудит. 2023. Т. 10. N 4. С. 74 - 83. URL: https://doi.org/10.26794/2408-9303-2023-10-4-74-83.
Статья: Развитие методического инструментария оценки налоговой нагрузки
(Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Налоговая нагрузка не имеет юридически установленного определения, что обусловливает неоднозначность его трактования. При этом расчет налоговой нагрузки изложен в нормативных правовых актах и широко обсуждается в научной и профессиональной среде. Методический инструментарий Минфина РФ в части расчета налоговой нагрузки требует конкретизации в части перечня налогов, используемых для расчета, а также базы для исчисления. Возникает несколько вариантов интерпретации: общая сумма выручки организации, выручка от основной деятельности, валовая добавленная стоимость. Кроме того, не менее существенным аспектом представляется учет и отраслевой специфики деятельности экономических субъектов. На примере компании, относящейся к энергетической отрасли, был проведен анализ налоговой нагрузки с учетом выручки от прочей реализации и без нее. Отмечено, что налоговая нагрузка, рассчитанная к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации, оказалась ниже значений, рассчитанных без учета прочих доходов. В целях совершенствования методического инструментария оценки налоговой нагрузки предложен частный показатель, который включает все налоговые платежи, выручку от всех видов деятельности и прочие доходы, а также налоговые риски экономического субъекта. Результаты расчетов свидетельствуют, что уровень налоговой нагрузки на основе частного показателя оказался выше среднеотраслевого.
(Хайруллина О.И., Снигирева О.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Налоговая нагрузка не имеет юридически установленного определения, что обусловливает неоднозначность его трактования. При этом расчет налоговой нагрузки изложен в нормативных правовых актах и широко обсуждается в научной и профессиональной среде. Методический инструментарий Минфина РФ в части расчета налоговой нагрузки требует конкретизации в части перечня налогов, используемых для расчета, а также базы для исчисления. Возникает несколько вариантов интерпретации: общая сумма выручки организации, выручка от основной деятельности, валовая добавленная стоимость. Кроме того, не менее существенным аспектом представляется учет и отраслевой специфики деятельности экономических субъектов. На примере компании, относящейся к энергетической отрасли, был проведен анализ налоговой нагрузки с учетом выручки от прочей реализации и без нее. Отмечено, что налоговая нагрузка, рассчитанная к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации, оказалась ниже значений, рассчитанных без учета прочих доходов. В целях совершенствования методического инструментария оценки налоговой нагрузки предложен частный показатель, который включает все налоговые платежи, выручку от всех видов деятельности и прочие доходы, а также налоговые риски экономического субъекта. Результаты расчетов свидетельствуют, что уровень налоговой нагрузки на основе частного показателя оказался выше среднеотраслевого.
Статья: Неналоговые платежи бюджетной системы Российской Федерации
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Четвертая функция - контрольная, когда посредством собираемости налогов оценивается рациональность и сбалансированность всей системы налогов в целом и каждого налога в отдельности, способность налогоплательщиков к уплате налогов, величина налогового бремени. При анализе поступления неналоговых доходов возможно оценить, в числе прочего, и социальные процессы в обществе. Так, например, в период кризиса наблюдалось снижение количества обратившихся в уполномоченный орган в целях получения паспорта, удостоверяющего личность за пределами РФ, что свидетельствовало о сокращении платежеспособности населения.
(Таирова С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 12)Четвертая функция - контрольная, когда посредством собираемости налогов оценивается рациональность и сбалансированность всей системы налогов в целом и каждого налога в отдельности, способность налогоплательщиков к уплате налогов, величина налогового бремени. При анализе поступления неналоговых доходов возможно оценить, в числе прочего, и социальные процессы в обществе. Так, например, в период кризиса наблюдалось снижение количества обратившихся в уполномоченный орган в целях получения паспорта, удостоверяющего личность за пределами РФ, что свидетельствовало о сокращении платежеспособности населения.