Альтернативные виды наказаний
Подборка наиболее важных документов по запросу Альтернативные виды наказаний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 116.1 "Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость" УК РФ"Санкцией ч. 2 ст. 116.1 УК РФ предусмотрены альтернативные виды наказания, наиболее строгим из которых является ограничение свободы на срок до 1 года.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Обратная сила уголовного закона" УК РФ"Также несостоятельны доводы стороны защиты о том, что поскольку преступление было совершено осужденным до введения в действие положений УК РФ, предусматривающих назначение наказания в виде принудительных работ, данный вид наказания не мог быть назначен осужденному. Данный довод противоречит положениям ст. 10 УК РФ, исходя из которой введение альтернативного вида наказания, которое является более мягким, чем лишение свободы, напротив улучшает его положение."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Замена наказания в виде лишения свободы принудительными работами при рецидиве преступлений
(Бриллиантов А.В., Скляров С.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)В п. 47 этого же Постановления указано, что согласно ч. 2 ст. 68 УК РФ при рецидиве преступлений лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрены альтернативные виды наказаний, назначается только наиболее строгий вид наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Назначение менее строгого как предусмотренного, так и не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ вида наказания допускается лишь при наличии исключительных обстоятельств, указанных в ст. 64 УК РФ (ч. 3 ст. 68 УК РФ).
(Бриллиантов А.В., Скляров С.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)В п. 47 этого же Постановления указано, что согласно ч. 2 ст. 68 УК РФ при рецидиве преступлений лицу, совершившему преступление, за которое предусмотрены альтернативные виды наказаний, назначается только наиболее строгий вид наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Назначение менее строгого как предусмотренного, так и не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ вида наказания допускается лишь при наличии исключительных обстоятельств, указанных в ст. 64 УК РФ (ч. 3 ст. 68 УК РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)За совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.3 КоАП РФ, установлен альтернативный вид наказания для граждан - обязательные работы на срок до 100 часов с конфискацией предмета административного правонарушения.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)За совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.3 КоАП РФ, установлен альтернативный вид наказания для граждан - обязательные работы на срок до 100 часов с конфискацией предмета административного правонарушения.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"По смыслу части 1 статьи 64 УК РФ, назначению более мягкого вида основного наказания, чем предусмотрено статьей Особенной части УК РФ, не препятствует наличие в санкции статьи альтернативных видов наказаний.
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"По смыслу части 1 статьи 64 УК РФ, назначению более мягкого вида основного наказания, чем предусмотрено статьей Особенной части УК РФ, не препятствует наличие в санкции статьи альтернативных видов наказаний.
Статья: Соотношение размера штрафа и категории преступления
(Урусов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Приведенные в таблице 1 данные подтверждают точку зрения Н.Ф. Кузнецовой, которая отмечала, что суды чаще назначают наказание в виде лишения свободы, нежели альтернативные виды наказания [9, с. 6 - 7]. Необходимо обратить внимание на позицию суда при назначении наказания за преступления с корыстной мотивацией. Так, например, за преступления против собственности (гл. 21 УК РФ) суд назначает штраф только каждому 10-му осужденному за такого рода преступления, а за экономические преступления (гл. 22 УК РФ) к 1/3 осужденных применяется рассматриваемая мера государственного принуждения. При этом практически все санкции статей глав 21 и 22 УК РФ содержат штраф как основной вид уголовного наказания. Наибольший удельный вес назначения судами штрафа за общественно опасные деяния имеют преступления, предусмотренные статьями главы 30 ("Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления") и 32 ("Преступления против порядка управления") УК РФ, по которым штраф назначается чаще, чем другие виды наказаний.
(Урусов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Приведенные в таблице 1 данные подтверждают точку зрения Н.Ф. Кузнецовой, которая отмечала, что суды чаще назначают наказание в виде лишения свободы, нежели альтернативные виды наказания [9, с. 6 - 7]. Необходимо обратить внимание на позицию суда при назначении наказания за преступления с корыстной мотивацией. Так, например, за преступления против собственности (гл. 21 УК РФ) суд назначает штраф только каждому 10-му осужденному за такого рода преступления, а за экономические преступления (гл. 22 УК РФ) к 1/3 осужденных применяется рассматриваемая мера государственного принуждения. При этом практически все санкции статей глав 21 и 22 УК РФ содержат штраф как основной вид уголовного наказания. Наибольший удельный вес назначения судами штрафа за общественно опасные деяния имеют преступления, предусмотренные статьями главы 30 ("Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления") и 32 ("Преступления против порядка управления") УК РФ, по которым штраф назначается чаще, чем другие виды наказаний.
Статья: Проблемы обеспечения правового положения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (на примере деятельности учреждений и органов УФСИН России по Мурманской области)
(Грушин Ф.В., Жилко И.А., Климонов П.А.)
("Современное право", 2024, N 10)2. Грушин Ф.В. Правовое положение осужденных к альтернативным видам наказаний, связанным с обязательным привлечением к труду: монография / Ф.В. Грушин, Т.А. Коржикова. Рязань: Рязанский институт развития образования, 2012. 126 с.
(Грушин Ф.В., Жилко И.А., Климонов П.А.)
("Современное право", 2024, N 10)2. Грушин Ф.В. Правовое положение осужденных к альтернативным видам наказаний, связанным с обязательным привлечением к труду: монография / Ф.В. Грушин, Т.А. Коржикова. Рязань: Рязанский институт развития образования, 2012. 126 с.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Административная ответственность за указанные правонарушения установлена в ч. 2 - 4 ст. 8.42 КоАП РФ, санкции которых предусматривают применение в качестве альтернативного штрафу наказания в виде административного приостановления деятельности за соответствующие нарушения при использовании территорий первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанный вид наказания относится к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, что предполагает его применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний. Административное наказание данного вида назначается судьей и носит срочный характер - назначается на срок до 90 суток.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Административная ответственность за указанные правонарушения установлена в ч. 2 - 4 ст. 8.42 КоАП РФ, санкции которых предусматривают применение в качестве альтернативного штрафу наказания в виде административного приостановления деятельности за соответствующие нарушения при использовании территорий первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указанный вид наказания относится к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ, что предполагает его применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний. Административное наказание данного вида назначается судьей и носит срочный характер - назначается на срок до 90 суток.
Статья: Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: "кто будет сторожить сторожей"
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Следует отметить, что изначально данный правовой институт появился, по сути, как "механизм неисполнения" решений ЕСПЧ. Именно с этой целью он был введен в российское законодательство и с этой же целью дважды уже был использован на практике. Что здесь интересно: в отношении первого же Постановления ЕСПЧ (дело Анчугова и Гладкова), которое было рассмотрено Конституционным Судом РФ и исполнение которого было признано невозможным, Комитет министров Совета Европы (СЕ) пришел к совершенно иному выводу. С учетом всех обстоятельств было признано, что Россия исполнила решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Анчугов и Гладков против России"! <23> Такое решение было принято с учетом того, что значительная часть осужденных за преступления небольшой или средней тяжести приговариваются к наказанию в виде общественных работ (их Комитет министров СЕ рассматривает как аналог лишения свободы), и при этом они не лишаются активного избирательного права. Но ведь именно о подобном варианте решения этой проблемы и говорил Конституционный Суд в своем Постановлении от 19 апреля 2016 г. N 12-П: "Законодатель правомочен, последовательно реализуя принцип гуманизма в уголовном праве, оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы осужденных, но не влекущие ограничения их избирательных прав" <24>.
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Следует отметить, что изначально данный правовой институт появился, по сути, как "механизм неисполнения" решений ЕСПЧ. Именно с этой целью он был введен в российское законодательство и с этой же целью дважды уже был использован на практике. Что здесь интересно: в отношении первого же Постановления ЕСПЧ (дело Анчугова и Гладкова), которое было рассмотрено Конституционным Судом РФ и исполнение которого было признано невозможным, Комитет министров Совета Европы (СЕ) пришел к совершенно иному выводу. С учетом всех обстоятельств было признано, что Россия исполнила решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу "Анчугов и Гладков против России"! <23> Такое решение было принято с учетом того, что значительная часть осужденных за преступления небольшой или средней тяжести приговариваются к наказанию в виде общественных работ (их Комитет министров СЕ рассматривает как аналог лишения свободы), и при этом они не лишаются активного избирательного права. Но ведь именно о подобном варианте решения этой проблемы и говорил Конституционный Суд в своем Постановлении от 19 апреля 2016 г. N 12-П: "Законодатель правомочен, последовательно реализуя принцип гуманизма в уголовном праве, оптимизировать систему уголовных наказаний, в том числе посредством перевода отдельных режимов отбывания лишения свободы в альтернативные виды наказаний, хотя и связанные с принудительным ограничением свободы осужденных, но не влекущие ограничения их избирательных прав" <24>.
Статья: Некоторые вопросы квалификации контрабанды в свете обновленной редакции статьи 226.1 УК РФ
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Сложности, которые могут возникнуть у правоприменителя при оценке обратной силы уголовного закона, могут быть обусловлены следующими моментами. В новой редакции ст. 226.1 УК РФ алкогольная и табачная продукция, войдя в перечень стратегических важных товаров, включена законодателем в предмет преступления, предусмотренный ч. 1 анализируемой статьи. Наряду с ними ответственность по данной части наступает и за перемещение с нарушением установленных требований "культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных)". По ч. 1 ст. 226.1 УК РФ санкция полностью воспроизвела виды и объемы наказания, которые были ранее определены в ч. 1 ст. 200.2 УК РФ. То есть наказуемость контрабанды алкогольной и табачной продукции в новой редакции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ не изменилась. Однако она изменилась в части иных предметов - наказание существенно снижено, появились альтернативные виды наказания, данные деяния отнесены к категории средней тяжести. То есть новая редакция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ в части всех предметов, за исключением алкогольной и табачной продукции (почему - об этом скажем чуть ниже), улучшает положение лица, а значит, к преступлениям, где в качестве предмета контрабанды выступали культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных), совершенным до 1 апреля 2024 г., применима обратная сила закона (ст. 10 УК РФ) и квалификация должна осуществляться по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ в ред. Закона от 11 марта 2024 г. N 43-ФЗ.
(Подройкина И.А., Мозговых Г.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)Сложности, которые могут возникнуть у правоприменителя при оценке обратной силы уголовного закона, могут быть обусловлены следующими моментами. В новой редакции ст. 226.1 УК РФ алкогольная и табачная продукция, войдя в перечень стратегических важных товаров, включена законодателем в предмет преступления, предусмотренный ч. 1 анализируемой статьи. Наряду с ними ответственность по данной части наступает и за перемещение с нарушением установленных требований "культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных)". По ч. 1 ст. 226.1 УК РФ санкция полностью воспроизвела виды и объемы наказания, которые были ранее определены в ч. 1 ст. 200.2 УК РФ. То есть наказуемость контрабанды алкогольной и табачной продукции в новой редакции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ не изменилась. Однако она изменилась в части иных предметов - наказание существенно снижено, появились альтернативные виды наказания, данные деяния отнесены к категории средней тяжести. То есть новая редакция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ в части всех предметов, за исключением алкогольной и табачной продукции (почему - об этом скажем чуть ниже), улучшает положение лица, а значит, к преступлениям, где в качестве предмета контрабанды выступали культурные ценности в крупном размере либо особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы, растения и грибы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, их частей и дериватов (производных), совершенным до 1 апреля 2024 г., применима обратная сила закона (ст. 10 УК РФ) и квалификация должна осуществляться по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ в ред. Закона от 11 марта 2024 г. N 43-ФЗ.
Статья: Уголовные наказания для юридических лиц в Португальской Республике
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Статьей 90-A УК Португалии установлено, что суд вправе заменить штраф альтернативным наказанием, если сочтет, что оно в достаточной степени позволит достичь целей наказания. При этом, как уже было отмечено, предусматривается три вида альтернативных наказаний: предупреждение, залог и судебный надзор.
(Федоров А.В.)
("Российский следователь", 2025, N 1)Статьей 90-A УК Португалии установлено, что суд вправе заменить штраф альтернативным наказанием, если сочтет, что оно в достаточной степени позволит достичь целей наказания. При этом, как уже было отмечено, предусматривается три вида альтернативных наказаний: предупреждение, залог и судебный надзор.
Статья: Ответственность за хищение чужого имущества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за хищение в еще большей степени дифференцирована. Хищения относятся к различным категориям преступлений. Кража, мошенничество, присвоение и растрата в "простых" и квалифицированных видах являются преступлениями небольшой и средней тяжести. Для них наряду с лишением свободы предусмотрены альтернативные виды наказаний: штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы. Кроме того, при условии совершения преступления впервые и возмещения потерпевшему ущерба субъекты таких хищений могут быть освобождены от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим или с назначением судебного штрафа (ст. ст. 75, 76, 76.2 УК РФ). За хищения с насилием или угрозой его применения (квалифицированный грабеж, разбой) установлены более строгие виды наказаний: принудительные работы, лишение свободы на срок до 7 или до 8 лет (в зависимости от опасности насилия для жизни или здоровья). Лишение свободы на срок до 10 лет установлено за ненасильственные хищения, совершенные в особо крупном размере или организованной группой. Лишением свободы на срок от 8 до 15 лет наказывается разбой в особо крупном размере (п. 25 Постановления Пленума N 29).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовная ответственность за хищение в еще большей степени дифференцирована. Хищения относятся к различным категориям преступлений. Кража, мошенничество, присвоение и растрата в "простых" и квалифицированных видах являются преступлениями небольшой и средней тяжести. Для них наряду с лишением свободы предусмотрены альтернативные виды наказаний: штраф, обязательные, исправительные, принудительные работы. Кроме того, при условии совершения преступления впервые и возмещения потерпевшему ущерба субъекты таких хищений могут быть освобождены от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим или с назначением судебного штрафа (ст. ст. 75, 76, 76.2 УК РФ). За хищения с насилием или угрозой его применения (квалифицированный грабеж, разбой) установлены более строгие виды наказаний: принудительные работы, лишение свободы на срок до 7 или до 8 лет (в зависимости от опасности насилия для жизни или здоровья). Лишение свободы на срок до 10 лет установлено за ненасильственные хищения, совершенные в особо крупном размере или организованной группой. Лишением свободы на срок от 8 до 15 лет наказывается разбой в особо крупном размере (п. 25 Постановления Пленума N 29).
Статья: Об исполнении наказания к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в виде нотариальной или аудиторской) осужденных по ст. 202 УК РФ
(Гэу В.Л.)
("Нотариус", 2021, N 7)- альтернативное наказание в виде принудительных работ сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в виде нотариальной или аудиторской;
(Гэу В.Л.)
("Нотариус", 2021, N 7)- альтернативное наказание в виде принудительных работ сроком до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в виде нотариальной или аудиторской;
Статья: Прогноз развития института принудительных работ в среднесрочной перспективе
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)В статье проводится анализ динамики сокращения числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а также роста количества осужденных к такому виду уголовного наказания, как принудительные работы. Выполненное исследование позволяет составить прогноз численности осужденных к указанному виду уголовного наказания на среднесрочную перспективу. Основываясь на данных, полученных в ходе научной работы, проведенной сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России, авторы спрогнозировали прирост количества осужденных к принудительным работам до 100 тыс. человек к 2030 г. На данный вывод повлияло наличие ряда факторов, позволяющих спрогнозировать оптимистический сценарий замены лишения свободы на альтернативный вид наказания - принудительные работы.
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)В статье проводится анализ динамики сокращения числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а также роста количества осужденных к такому виду уголовного наказания, как принудительные работы. Выполненное исследование позволяет составить прогноз численности осужденных к указанному виду уголовного наказания на среднесрочную перспективу. Основываясь на данных, полученных в ходе научной работы, проведенной сотрудниками ФКУ НИИ ФСИН России, авторы спрогнозировали прирост количества осужденных к принудительным работам до 100 тыс. человек к 2030 г. На данный вывод повлияло наличие ряда факторов, позволяющих спрогнозировать оптимистический сценарий замены лишения свободы на альтернативный вид наказания - принудительные работы.
Статья: Проблемы назначения наказания по ст. 314.1 УК РФ
(Калинина О.М.)
("Уголовное право", 2024, N 3)Продолжая анализировать практику назначения наказания при квалификации действий виновных по ч. 1 или 2 ст. 314.1 УК РФ, нужно обратить внимание и на санкции нормы. Санкции ч. 1 и 2 ст. 314.1 УК РФ предусматривают наказание не только в виде лишения свободы. Так, санкция ч. 1 ст. 314.1 УК РФ включает такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, а также лишение свободы. Санкция ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, помимо лишения свободы, предусматривает штраф, обязательные и исправительные работы, принудительные работы и лишение свободы. Таким образом, законодатель сформулировал альтернативные санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 314.1 УК РФ. Если в описываемой ситуации суды назначают наказание исключительно в виде лишения свободы, применяя положения ч. 2 ст. 68 УК РФ, то закономерным является вопрос относительно необходимости включения законодателем в санкции данных норм альтернативных видов наказаний. А, как известно, альтернативные санкции указывают не один, а два и более вида наказания, которые могут быть назначены за совершенное преступление <18>.
(Калинина О.М.)
("Уголовное право", 2024, N 3)Продолжая анализировать практику назначения наказания при квалификации действий виновных по ч. 1 или 2 ст. 314.1 УК РФ, нужно обратить внимание и на санкции нормы. Санкции ч. 1 и 2 ст. 314.1 УК РФ предусматривают наказание не только в виде лишения свободы. Так, санкция ч. 1 ст. 314.1 УК РФ включает такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, а также лишение свободы. Санкция ч. 2 ст. 314.1 УК РФ, помимо лишения свободы, предусматривает штраф, обязательные и исправительные работы, принудительные работы и лишение свободы. Таким образом, законодатель сформулировал альтернативные санкции за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 314.1 УК РФ. Если в описываемой ситуации суды назначают наказание исключительно в виде лишения свободы, применяя положения ч. 2 ст. 68 УК РФ, то закономерным является вопрос относительно необходимости включения законодателем в санкции данных норм альтернативных видов наказаний. А, как известно, альтернативные санкции указывают не один, а два и более вида наказания, которые могут быть назначены за совершенное преступление <18>.