Акт согласования границ не требуется
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт согласования границ не требуется (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Самарского областного суда от 03.09.2024 по делу N 33а-9862/2024 (УИД 63RS0039-01-2023-006938-05)
Категория спора: Аренда (субаренда) земельных участков.
Требования арендатора: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: Истица обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Распоряжением ей было отказано со ссылкой на то, что образуемый земельный участок налагается на территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и представленный акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка оформлен не в соответствии с положениями закона.
Решение: Удовлетворено.Разрешая административные исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что сведений об утверждении в отношении территории, на которой расположен заявленный к предоставлению земельный участок, документации по планировке территории, относящей спорный земельный участок к территории общего пользования, административным ответчиком не представлено, равно как и подтверждения того, что на испрашиваемом земельном участке находится дорога (проезд) или другие территории общего пользования. Кроме того, несоответствие акта согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка не свидетельствует о нарушениях при подготовке схемы расположения земельного участка, поскольку при ее подготовке согласование границ в порядке статей 39, 40 Федерального закона "О кадастровой деятельности" не требуется, а возможность предоставления земельного участка в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не исключается. В связи с чем, районный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Категория спора: Аренда (субаренда) земельных участков.
Требования арендатора: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: Истица обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Распоряжением ей было отказано со ссылкой на то, что образуемый земельный участок налагается на территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и представленный акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка оформлен не в соответствии с положениями закона.
Решение: Удовлетворено.Разрешая административные исковые требования суд первой инстанции исходил из того, что сведений об утверждении в отношении территории, на которой расположен заявленный к предоставлению земельный участок, документации по планировке территории, относящей спорный земельный участок к территории общего пользования, административным ответчиком не представлено, равно как и подтверждения того, что на испрашиваемом земельном участке находится дорога (проезд) или другие территории общего пользования. Кроме того, несоответствие акта согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка не свидетельствует о нарушениях при подготовке схемы расположения земельного участка, поскольку при ее подготовке согласование границ в порядке статей 39, 40 Федерального закона "О кадастровой деятельности" не требуется, а возможность предоставления земельного участка в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не исключается. В связи с чем, районный суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2024 N 88А-29178/2024 (УИД 63RS0039-01-2023-006938-05)
Категория спора: Аренда (субаренда) земельных участков.
Требования арендатора: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: Истица обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Распоряжением ей было отказано со ссылкой на то, что образуемый земельный участок налагается на территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и представленный акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка оформлен не в соответствии с положениями закона.
Решение: Удовлетворено.Кроме того, судом сделан вывод о том, что несоответствие акта согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка не свидетельствует о нарушениях при подготовке схемы расположения земельного участка, поскольку при ее подготовке согласование границ в порядке статей 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) не требуется, а возможность предоставления земельного участка в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не исключается.
Категория спора: Аренда (субаренда) земельных участков.
Требования арендатора: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: Истица обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. Распоряжением ей было отказано со ссылкой на то, что образуемый земельный участок налагается на территорию, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и представленный акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка оформлен не в соответствии с положениями закона.
Решение: Удовлетворено.Кроме того, судом сделан вывод о том, что несоответствие акта согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка не свидетельствует о нарушениях при подготовке схемы расположения земельного участка, поскольку при ее подготовке согласование границ в порядке статей 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) не требуется, а возможность предоставления земельного участка в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации не исключается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполняется акт согласования границ земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Если межевой план подготавливается для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и не требуется одновременно вносить изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного участка, в акте согласования могут отсутствовать личные подписи заинтересованных лиц. Это допустимо, когда они надлежащим образом извещены и нет их письменных возражений относительно местоположения уточняемой части (характерной точки) границы.
(КонсультантПлюс, 2025)Если межевой план подготавливается для осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и не требуется одновременно вносить изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного участка, в акте согласования могут отсутствовать личные подписи заинтересованных лиц. Это допустимо, когда они надлежащим образом извещены и нет их письменных возражений относительно местоположения уточняемой части (характерной точки) границы.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 2 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующими изменениями следующие положения ч. 3.1 названной выше статьи 25 Закона 2007 г. о кадастре (часть введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ): если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (при этом в юридико-технических целях вводилось обозначение "смежные земельные участки"), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения ГКН о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков; при этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения ГКН в отношении смежных земельных участков не требуется; в указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Часть 2 комментируемой статьи воспроизводит с соответствующими изменениями следующие положения ч. 3.1 названной выше статьи 25 Закона 2007 г. о кадастре (часть введена Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ): если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (при этом в юридико-технических целях вводилось обозначение "смежные земельные участки"), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения ГКН о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения ГКН о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков; при этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения ГКН в отношении смежных земельных участков не требуется; в указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)- порядок формирования электронного документа, подтверждающего отсутствие либо наличие в границах земельного участка месторождений полезных ископаемых;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)- порядок формирования электронного документа, подтверждающего отсутствие либо наличие в границах земельного участка месторождений полезных ископаемых;
Вопрос: Какой порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объекта?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно ст. 40.1 ГрК РФ архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах территорий, предусмотренных ч. 5.3 ст. 30 ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 40.1 ГрК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Согласно ст. 40.1 ГрК РФ архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства в границах территорий, предусмотренных ч. 5.3 ст. 30 ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 40.1 ГрК РФ.
Вопрос: Какие требования необходимо соблюдать при установке кондиционера?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 25 Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, не требует согласования с Мосжилинспекцией установка кондиционеров на фасадах многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 25 Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП, не требует согласования с Мосжилинспекцией установка кондиционеров на фасадах многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия.
Ситуация: Как разрешить спор об определении границ земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если в результате проведения кадастровых работ будет установлено, что считавшийся согласно сведениям ЕГРН смежным земельный участок фактически таковым не является, то согласование местоположения границ с правообладателем такого участка не требуется (Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом если в результате проведения кадастровых работ будет установлено, что считавшийся согласно сведениям ЕГРН смежным земельный участок фактически таковым не является, то согласование местоположения границ с правообладателем такого участка не требуется (Письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и).
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В частности, определены полномочия по определению особенностей осуществления государственного строительного надзора в отношении отдельных объектов капитального строительства, в том числе оснований проведения проверок в отношении таких объектов, а также случаев, когда согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры не требуется.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 2)В частности, определены полномочия по определению особенностей осуществления государственного строительного надзора в отношении отдельных объектов капитального строительства, в том числе оснований проведения проверок в отношении таких объектов, а также случаев, когда согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры не требуется.
Вопрос: Как исправить ошибку, связанную с наложением границ земельных участков?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Росреестра от 31.10.2023 N 18-10096-ТГ/23 отмечается, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в том числе в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Росреестра от 31.10.2023 N 18-10096-ТГ/23 отмечается, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в том числе в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ и (или) площади смежных с ним земельных участков (если описание местоположения их границ соответствует установленным требованиям), орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Статья: Особенности организации и проведения природоресурсных аукционов
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Особенностью такой продажи является предварительное согласование с уполномоченным органом предоставления земельного участка, если его предстоит образовать или границы такого участка подлежат уточнению (пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). В других случаях такое согласование не требуется. На практике часто возникают споры по поводу признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Рассмотрим пример из судебной практики.
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Особенностью такой продажи является предварительное согласование с уполномоченным органом предоставления земельного участка, если его предстоит образовать или границы такого участка подлежат уточнению (пп. 1 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). В других случаях такое согласование не требуется. На практике часто возникают споры по поводу признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Рассмотрим пример из судебной практики.
Готовое решение: Как уточняются границы земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Не требуется подавать дополнительные заявления о кадастровом учете изменений в сведениях ЕГРН в отношении смежных земельных участков. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным, если в акте согласования есть подписи всех заинтересованных лиц или их представителей (Письмо Росреестра от 31.10.2023 N 18-10096-ТГ/23).
(КонсультантПлюс, 2025)Не требуется подавать дополнительные заявления о кадастровом учете изменений в сведениях ЕГРН в отношении смежных земельных участков. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным, если в акте согласования есть подписи всех заинтересованных лиц или их представителей (Письмо Росреестра от 31.10.2023 N 18-10096-ТГ/23).
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Также не во всех субъектах РФ предусмотрена необходимость согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об изменении границ, реорганизации и ликвидации ООПТ регионального значения. В отдельных субъектах РФ прямо прописывается, что такое согласование не требуется (Астраханская и Кемеровская области), а в отдельных умалчивается (прямо не предусматривается) (Ставропольский край, Белгородская и Калининградская области). Необходимость такого согласования предусмотрена в законах Брянской и Ростовской областей, в иных актах Волгоградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. В Московской области и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусмотрено, что такое согласование необходимо в случаях, установленных законодательством об ООПТ, что создает неопределенность применения.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Также не во всех субъектах РФ предусмотрена необходимость согласования с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти решений об изменении границ, реорганизации и ликвидации ООПТ регионального значения. В отдельных субъектах РФ прямо прописывается, что такое согласование не требуется (Астраханская и Кемеровская области), а в отдельных умалчивается (прямо не предусматривается) (Ставропольский край, Белгородская и Калининградская области). Необходимость такого согласования предусмотрена в законах Брянской и Ростовской областей, в иных актах Волгоградской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей. В Московской области и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусмотрено, что такое согласование необходимо в случаях, установленных законодательством об ООПТ, что создает неопределенность применения.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно абз. 3 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (далее - Перечень N 1816), разрешение на строительство не требуется при строительстве, реконструкции ЛЭП классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования. Таким образом, для строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместе с тем согласно п. 5 Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. В случае если объект, в связи с размещением которого подлежит установлению охранная зона, подпадает под случаи, установленные Перечнем N 1816, и такой объект построен до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, в целях внесения в ЕГРН сведений о такой охранной зоне не требуется согласование ее границ с Ростехнадзором. При этом к направляемым правообладателем такого объекта документам необходимо в том числе приложить документ, подтверждающий завершение строительства данного объекта до даты вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства (например, товарная накладная, подготовленная в унифицированной форме ТОРГ-12, акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий, сооружений), подготовленный в унифицированной форме N ОС-1 и др.). В случае если такой объект построен после вступления в силу Правил охранных зон объектов электросетевого хозяйства, по мнению Росреестра, границы охранной зоны, устанавливаемой в связи с его размещением, подлежат согласованию с Ростехнадзором (Письмо Росреестра от 13.03.2025 N 13-2304-АБ/25 "О рассмотрении обращения").