Акт инвентаризации при смене директора
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт инвентаризации при смене директора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2024 N 13АП-502/2024 по делу N А56-50173/2023
Категория: Споры в связи с деятельностью юридического лица.
Требования юридического лица: Об обязании передать документы юридического лица.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что бывший генеральный директор не исполнил в полном объеме обязанность по передаче документов новому руководителю, в отсутствие законных оснований удерживает часть документации.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки за период неисполнения судебного акта - отказано.Акт об аудите, на который ссылается истец, в данном случае не свидетельствует никаким образом об отсутствии у Общества запрашиваемых документов в отсутствие проведения Обществом инвентаризации при смене генерального директора Общества и составления соответствующего акта по результатам инвентаризации.
Категория: Споры в связи с деятельностью юридического лица.
Требования юридического лица: Об обязании передать документы юридического лица.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что бывший генеральный директор не исполнил в полном объеме обязанность по передаче документов новому руководителю, в отсутствие законных оснований удерживает часть документации.
Решение: Отказано.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки за период неисполнения судебного акта - отказано.Акт об аудите, на который ссылается истец, в данном случае не свидетельствует никаким образом об отсутствии у Общества запрашиваемых документов в отсутствие проведения Обществом инвентаризации при смене генерального директора Общества и составления соответствующего акта по результатам инвентаризации.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.8 "Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием" КоАП РФ"Административным органом эпизоды вмененного обществу правонарушения о нарушении подпунктов "а" и "б" пункта 148, подпункта "б" пункта 151 Инструкции N 288, а также факты не проведения инвентаризации после смены руководителя в сроки и порядке установленном, пунктом 148 Инструкции N 288, преждевременное проведение инвентаризации, несоответствие имеющихся бланков инвентаризационных описей Приложениям N 75 и N 76 подтверждены материалами дела (копии книг, актов, приказов, ведомостей, описей), рассматриваемые действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в связи являются обоснованными судов о доказанности указанных фактов и наличии у административного органа оснований для квалификации данных действий общества части 1 статьи 20.8 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как передать дела при смене руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)Передаче подлежат документы бухгалтерского учета, учредительный документ, регистрационные и иные документы и ценности организации, за сохранность которых отвечает руководитель. Имущество передается отдельно, в ходе инвентаризации, так как происходит смена руководителей - материально ответственных лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)Передаче подлежат документы бухгалтерского учета, учредительный документ, регистрационные и иные документы и ценности организации, за сохранность которых отвечает руководитель. Имущество передается отдельно, в ходе инвентаризации, так как происходит смена руководителей - материально ответственных лиц.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью.
Истребуют ли документы у бывшего единоличного исполнительного органа, если он докажет их передачу
(КонсультантПлюс, 2025)Суды исходили из того, что Сергеева О.Н., действуя добросовестно и разумно, представила в материалы дела доказательства передачи части испрашиваемых документов (акт о приеме-передаче дел и документов при смене директора от 15.03.2023, акт наличия бухгалтерских, юридических, кадровых документов от 27.03.2023, инвентаризационная опись от 05.04.2023 N 1, акт инвентаризации от 11.07.2023 N 1) и дала соответствующие исчерпывающие пояснения в ходе судебного разбирательства. Сергеева О.Н. в отзыве на исковое заявление указала, что часть истребуемых документов была передана новому директору 15.03.2023, часть их хранится по месту нахождения Общества, часть документов не составлялась.
Истребуют ли документы у бывшего единоличного исполнительного органа, если он докажет их передачу
(КонсультантПлюс, 2025)Суды исходили из того, что Сергеева О.Н., действуя добросовестно и разумно, представила в материалы дела доказательства передачи части испрашиваемых документов (акт о приеме-передаче дел и документов при смене директора от 15.03.2023, акт наличия бухгалтерских, юридических, кадровых документов от 27.03.2023, инвентаризационная опись от 05.04.2023 N 1, акт инвентаризации от 11.07.2023 N 1) и дала соответствующие исчерпывающие пояснения в ходе судебного разбирательства. Сергеева О.Н. в отзыве на исковое заявление указала, что часть истребуемых документов была передана новому директору 15.03.2023, часть их хранится по месту нахождения Общества, часть документов не составлялась.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях"
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
(утв. Минсельхозом РФ 16.05.2005)при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88
(ред. от 03.05.2000)
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"Инвентаризация наличных денежных средств, разных ценностей и документов проводится комиссией, назначаемой приказом (решением, постановлением, распоряжением) руководителя организации. Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица.
(ред. от 03.05.2000)
"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"Инвентаризация наличных денежных средств, разных ценностей и документов проводится комиссией, назначаемой приказом (решением, постановлением, распоряжением) руководителя организации. Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица.
Статья: Обзор новых электронных бухгалтерских документов
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Обратите внимание! В случае возникновения нового основания для проведения инвентаризации по группам объектов, по которым инвентаризация завершена, по таким группам объектов необходимо отдельно составить акт (ф. 0510463) до формирования решения (ф. 0510439) по новому основанию (например, смена ответственного лица).
(Заболонкова О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Обратите внимание! В случае возникновения нового основания для проведения инвентаризации по группам объектов, по которым инвентаризация завершена, по таким группам объектов необходимо отдельно составить акт (ф. 0510463) до формирования решения (ф. 0510439) по новому основанию (например, смена ответственного лица).
Статья: Памятка бухгалтеру по приему-передаче дел
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Составить акт надо в двух экземплярах. Акт должен утвердить руководитель организации. Один экземпляр должен остаться у прежнего главбуха, а второй - у организации.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2024, N 10)Составить акт надо в двух экземплярах. Акт должен утвердить руководитель организации. Один экземпляр должен остаться у прежнего главбуха, а второй - у организации.
Статья: Минфин дополнил перечень форм электронных документов
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В случае возникновения нового основания для проведения инвентаризации по группам объектов, по которым инвентаризация завершена, по таким группам объектов необходимо отдельно формировать акт (ф. 0510463) до формирования решения (ф. 0510439) по новому основанию, например смены ответственного лица.
(Зарипова М.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В случае возникновения нового основания для проведения инвентаризации по группам объектов, по которым инвентаризация завершена, по таким группам объектов необходимо отдельно формировать акт (ф. 0510463) до формирования решения (ф. 0510439) по новому основанию, например смены ответственного лица.
Статья: Как изменились правила проведения инвентаризации с 1 апреля 2025 года?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Сроки, даты начала и окончания, проведения инвентаризации в случаях, когда инвентаризация обязательна (п. 15 ФСБУ 28/2023), устанавливает руководитель организации своим приказом (п. 17 ФСБУ 28/2023). Сроки инвентаризации установлены подп. "а" - "з" п. 16 ФСБУ 28/2023, например:
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 5)Сроки, даты начала и окончания, проведения инвентаризации в случаях, когда инвентаризация обязательна (п. 15 ФСБУ 28/2023), устанавливает руководитель организации своим приказом (п. 17 ФСБУ 28/2023). Сроки инвентаризации установлены подп. "а" - "з" п. 16 ФСБУ 28/2023, например:
Типовая ситуация: Материальная ответственность работника: основные правила и документы
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива, при выбытии из Коллектива более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов Коллектива.
(Издательство "Главная книга", 2025)Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива, при выбытии из Коллектива более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов Коллектива.
Готовое решение: Как передать полномочия (оформить исполнение обязанностей) главного бухгалтера на время его отсутствия
(КонсультантПлюс, 2025)Проводить инвентаризацию при смене главного бухгалтера нужно, если это предусмотрено вашим локальным нормативным актом или главный бухгалтер и замещающий его работник - материально ответственные лица (ч. 2 ст. 243 ТК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, пп. "в" п. 15 ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация").
(КонсультантПлюс, 2025)Проводить инвентаризацию при смене главного бухгалтера нужно, если это предусмотрено вашим локальным нормативным актом или главный бухгалтер и замещающий его работник - материально ответственные лица (ч. 2 ст. 243 ТК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, пп. "в" п. 15 ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация").
Вопрос: Каков порядок передачи товарно-материальных ценностей при увольнении материально ответственного лица?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Нужно провести инвентаризацию ТМЦ: издать приказ, которым утвердить состав инвентаризационной комиссии, причины инвентаризации, сроки, виды инвентаризируемого имущества. Факт передачи ТМЦ оформляется актом о передаче материальных ценностей при смене материально ответственного лица либо инвентаризационной описью, используемой в качестве передаточного документа.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Нужно провести инвентаризацию ТМЦ: издать приказ, которым утвердить состав инвентаризационной комиссии, причины инвентаризации, сроки, виды инвентаризируемого имущества. Факт передачи ТМЦ оформляется актом о передаче материальных ценностей при смене материально ответственного лица либо инвентаризационной описью, используемой в качестве передаточного документа.
Вопрос: Можно ли для передачи дел принять на работу нового главного бухгалтера до даты увольнения прежнего и как организовать прием-передачу дел и материальных ценностей?
(Консультация эксперта, 2025)Акт составляется в произвольной форме. В акте указывают наименования, даты и другие реквизиты передаваемых документов и материальных ценностей. Обязательным реквизитом акта является дата передачи документов и материальных ценностей. Новый главный бухгалтер может потребовать вписать в акт информацию об отсутствующих в бухгалтерии бумагах, о выявленных расхождениях и несоответствиях учетных данных. Акт подписывают прежний и новый главные бухгалтеры, затем его визирует руководитель. На акте следует поставить печать организации (при ее наличии).
(Консультация эксперта, 2025)Акт составляется в произвольной форме. В акте указывают наименования, даты и другие реквизиты передаваемых документов и материальных ценностей. Обязательным реквизитом акта является дата передачи документов и материальных ценностей. Новый главный бухгалтер может потребовать вписать в акт информацию об отсутствующих в бухгалтерии бумагах, о выявленных расхождениях и несоответствиях учетных данных. Акт подписывают прежний и новый главные бухгалтеры, затем его визирует руководитель. На акте следует поставить печать организации (при ее наличии).
Статья: Этапы проведения аудита учета денежных средств в коммерческой организации
(Глущенко А.В., Татаренко Р.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Шестой этап. Проверка проведения инвентаризаций. Периодичность инвентаризаций кассы устанавливается руководителем предприятия и закрепляется в учетной политике организации. Особое внимание аудитор должен обратить на внеплановые проверки, а также на проведение обязательных инвентаризаций перед сдачей отчетности, при смене кассира и т.п. Следует проверить соблюдение периодичности, оформление актов инвентаризации (форма ИНВ-15) и также проверить, как отражаются излишки, недостача в бухгалтерском учете, причины их возникновения и частоту выявления.
(Глущенко А.В., Татаренко Р.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 16)Шестой этап. Проверка проведения инвентаризаций. Периодичность инвентаризаций кассы устанавливается руководителем предприятия и закрепляется в учетной политике организации. Особое внимание аудитор должен обратить на внеплановые проверки, а также на проведение обязательных инвентаризаций перед сдачей отчетности, при смене кассира и т.п. Следует проверить соблюдение периодичности, оформление актов инвентаризации (форма ИНВ-15) и также проверить, как отражаются излишки, недостача в бухгалтерском учете, причины их возникновения и частоту выявления.