Акциз на недостачу

Подборка наиболее важных документов по запросу Акциз на недостачу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2023 N 21АП-3538/2022 по делу N А83-13893/2022
Требование: Об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Так, согласно положению п. 4 ст. 195 НК РФ обязанность налогоплательщика исчислить и уплатить акциз возникает с момента обнаружения недостачи подакцизных товаров сверх норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Иными словами, законодатель указывает на тот факт, что при отсутствии надлежащим образом подтвержденных налогоплательщиком свидетельств иного недостача рассматривается как хозяйственная операция, подлежащая налогообложению.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 204 "Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество отражало в составе потерь этиловый спирт, полученный в производстве морсов путем извлечения из спиртосодержащего сырья, и безводный спирт, переданный на проведение лабораторных испытаний. Общество определило понесенные потери как технологические, возникшие в процессе производства продукции (в отличие от естественной убыли), в связи с чем считало их подлежащими исключению из налогооблагаемой базы независимо и отдельно от естественной убыли. По мнению налогоплательщика, НК РФ устанавливает нормативы только в отношении естественной убыли, поэтому налогоплательщик вправе применять самостоятельно установленные нормативы технологических потерь. Налоговый орган пришел к выводу, что общество неправомерно не исчисляло акциз со спирта, отраженного в составе потерь. Суд указал, что из смысла ст. 204 НК РФ следует, что законодатель не разделяет потери на технологические и естественную убыль, определяя для них единую норму - норму естественной убыли. Нормативы потерь при производстве спирта и алкогольной продукции являются предельными и применяются только в случаях фактических недостач, не допускается списание спирта до установления фактических потерь. Суд отметил, что передача безводного спирта на лабораторные испытания в принципе не может быть отнесена к естественной убыли или технологическим потерям. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований у общества для списания спорных объемов спирта в состав потерь и признал доначисление акциза обоснованным.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 4)
Предмет рассмотрения: пункт 1 статьи 193 и пункт 4 статьи 195 Налогового кодекса РФ, а также пункт 5 статьи 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", на основании которых разрешается вопрос о юридической судьбе имеющихся у организации остатков этилового спирта в случае истечения срока действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, а также о возникновении объекта обложения акцизом в случае обнаружения недостачи такой продукции и о выборе подлежащей применению в этом случае налоговой ставки акциза из числа установленных законом.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2023<*> Напомним, что для включения актива в бухгалтерский баланс на дату составления бухгалтерской отчетности должна существовать обоснованная вероятность того, что организация получит какие-либо экономические выгоды в будущем от этого актива (п. п. 8.1, 8.1.1, 8.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России). Если же вероятно, что выявленные недостачи и потери от порчи ценностей не будут возмещены либо суммы НДС и акцизов по экспортным операциям не будут приняты к вычету (возмещены), то, руководствуясь принципом осмотрительности, организации следует признать соответствующий расход отчетного периода (п. 6 ПБУ 1/2008, п. п. 17, 19 ПБУ 10/99). При этом сумма или диапазон сумм возмещения (вычета), получение которого организация все же считает возможным при определенных обстоятельствах, не контролируемых ею, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской отчетности в качестве оценочного значения условного актива (п. п. 13, 14, 27 ПБУ 8/2010).

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2020 года"Находящиеся в системной связи указанные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании разрешается вопрос о юридической судьбе имеющихся у организации остатков этилового спирта в случае истечения срока действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, а также о возникновении объекта обложения акцизом в случае обнаружения недостачи такой продукции и о выборе подлежащей применению в этом случае налоговой ставки акциза из числа установленных законом.
Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 N 76
(ред. от 07.02.2019)
"Об акцизных марках для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции"
(вместе с "Правилами изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок", "Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции")
22. При выявлении уполномоченным таможенным органом после получения акцизных марок от организации-изготовителя расхождений в сопроводительных документах, нарушения упаковки, недостачи, излишнего количества акцизных марок в упаковках, отсутствия соответствия данных, указанных на акцизных марках, данным, указанным на упаковках, а также акцизных марок, не соответствующих требованиям к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой в Российскую Федерацию табачной продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. N 76, руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного таможенного органа в 10-дневный срок направляет по почте или вручает лично представителю организации-изготовителя письменное уведомление о выявленных расхождениях.